Уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), фигурантами которого стали Сергей Цивилев и Олег Фадеев, следственное управление ФСБ возбудило еще в 2009 году. По версии следствия, господа Цивилев и Фадеев "подписывали договоры с коммерческими организациями на восстановление свойств и приобретение по существенно завышенным ценам комплектующих изделий, которые относятся к категории неисправных вне зависимости от их технического состояния, а также утверждали акты сдачи-приемки работ без замечаний при наличии очевидных нарушений со стороны исполнителя работ".
К таковым следствие отнесло контракты между РСК МиГ и посредником — ЗАО "Волга-Авиасервис", которое в августе 2006 года поставило "восстановленные после длительного хранения 23 комплекта автоматов запуска двигателя (АПД-88) по цене 18 млн руб., 13 комплектов систем автоматического управления самолетом (АРУ-29-2) за 13,9 млн руб., пять комплектов МПЧ-29-2 за 989 тыс. руб. и т. д.". Всего, как подсчитало следствие, РСК МиГ получила от "Волги-Авиасервиса" непригодных комплектующих на 34,2 млн руб., что повлекло неправомерное расходование корпорацией "значительных финансовых средств", а также последующую поставку в Алжир "некачественной продукции в нарушение условий международного контракта".
Контракт с Алжиром на общую сумму $1,3 млрд был заключен в марте 2006 года во время визита в эту страну президента РФ Владимира Путина и предусматривал поставку 28 боевых МиГ-29СМТ и шести учебно-боевых МиГ-29УБ, а также комплектующих к ним. Однако в мае 2007 года, получив первые 15 "МиГов", алжирская сторона заявила о том, что выявила на них некондиционные комплектующие. В октябре того же года Алжир жестко поставил перед Москвой вопрос о возврате самолетов и уплаченных за них денег, заявив, что в противном случае он откажется от своих обязательств по другим сделкам. В 2008 году стороны договорились о таком возврате, и самолеты вернулись в Россию, поступив в вооруженные силы страны.
ФСБ предъявила обвинение господам Цивилеву и Фадееву по ст. 201 УК РФ, однако следственные действия затянулись настолько, что по ним вышел предельный шестилетний срок давности. В такой ситуации следствие даже не стало предъявлять фигурантам обвинение в окончательной редакции, знакомить их с материалами и направлять дело на утверждение прокурору, решив прекратить их уголовное преследование по нереабилитирующим их основаниям. Господа Цивилев и Фадеев с решением следствия согласились, хотя так и не признали своей вины.
"Вы знаете, это уже дело минувших дней, поэтому мне не хотелось бы об этом говорить. У следствия вообще не было предмета для расследования, и прекращение дела тому подтверждение",— сказал "Ъ" господин Цивилев. По его словам, он уже давно не связан с РСК МиГ и занимается своим собственным бизнесом. Каким именно, он уточнять не стал.
Напомним, что прекращенное дело стало следствием другого скандала вокруг РСК МиГ, разразившегося в 2006 году. Он был связан с попыткой продажи польскому Министерству обороны партии старых, бывших в употреблении и контрафактных запчастей к истребителям МиГ-29 на 18 млн руб. Как тогда установило следствие (на заключительной стадии расследованием занималась прокуратура на Московском метрополитене), Сергей Цивилев в 2005 году подписал договор с гендиректором ООО "АТК Авиаремснаб" Мусаилом Исмаиловым на поставку для корпорации вычислителей управления, блоков датчиков линейных ускорений и угловых скоростей, которые предназначались для дальнейшей поставки в Польшу. Обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) устоялось тогда только в отношении поставщика некачественных комплектующих. С господина же Цивилева прокуратура Москвы обвинение сняла, посчитав его "преждевременным".
В июле 2009 года Мусаил Исмаилов и его заместители Александр Кутумов и Валерий Дорыкин были приговорены Савеловским райсудом Москвы к 5,5 года лишения свободы. В рамках первого уголовного дела выяснилось, что ООО "АТК Авиаремснаб" Мусаила Исмаилова помимо поставок левых запчастей для польских ВВС активно принимало участие и в алжирском контракте на $1,3 млрд. По новому обвинению в мошенничестве тот же Савеловский суд добавил ему в 2011 году к прежнему сроку еще два года. В свою очередь, по приговору, вынесенному Мосгорсудом в 2012 году, гендиректор "Волги-Авиасервиса" Михаил Жевагин отделался штрафом 500 тыс. руб.
Получить комментарии в РСК МиГ "Ъ" вчера не удалось.