Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Комплекс неполноценности


3 декабря 2012 года Александр Гольц, КоммерсантЪ "Огонек"


За недели, прошедшие после отставки министра обороны Анатолия Сердюкова, были озвучены различные версии его увольнения — борьба с коррупцией, супружеская неверность, зашедшая в тупик военная реформа. Кажется, на истинные причины указывает напутствие, которое получил от президента при назначении новый начальник Генштаба Валерий Герасимов. "У нас есть проблема, она, в принципе, такая рабочая, но все-таки хотелось бы минимизировать проблемы,— заявил верховный главнокомандующий,— очень часто в последнее время мы сталкиваемся с изменениями требований со стороны Минобороны к промышленности. Понятно, и это естественно, жизнь постоянно вносит свои коррективы, ситуация в научно-технической сфере быстро меняется, появляются новые средства ведения вооруженной борьбы. И, конечно, мы должны ориентироваться на перспективные средства, но все-таки здесь и стабильность определенная нужна".

Из этих намеков следует только одно: президенту решительно надоел длящийся последние три-четыре года конфликт между оборонно-промышленным комплексом и Министерством обороны. И Владимир Путин, судя по всему, намерен разрешить его в пользу военной промышленности.

Все 1990-е и первую половину 2000-х руководители ОПК рвали на себе рубахи от Versace и кричали: "Только дайте нам денег, и мы завалим вас самым современным, самым мощным вооружением, которое, само собой, не имеет аналогов в мире!" И вот чудо случилось. Благодаря высоким ценам на нефть российское правительство позволило себе амбициозную программу перевооружения стоимостью 23 трлн рублей (следует признать, что перевооружение необходимо: более 80 процентов военной техники было произведено 30-40 лет назад). Реализовав ее, Россия, как утверждают инициаторы перевооружения, сменит не меньше 70 процентов оснащения вооруженных сил. Одна беда — несмотря на исправно направлявшиеся бюджетные средства, четвертый год подряд ОПК с треском проваливает оборонный заказ.

При этом военное ведомство и ОПК обвиняли друг друга в срыве заказа. Представители промышленности заявляли, что Министерство обороны затягивает с заключением контрактов, а потом запаздывает с перечислением средств на их реализацию. Военные чиновники утверждали, что промедление вызвано тем, что они хотели закупать то, что нужно Вооруженным силам, а не то, что способны выпускать российские оборонные предприятия. Причем по ценам, формирование которых они хотели бы понимать.

"Налоговики" против "оборонщиков"

Эти противоречия особенно ясно проявились в конфликте вокруг цены на подводные ракетоносцы типа "Борей" (те самые, на которых должна быть установлена многострадальная "Булава"). Экс-министр Сердюков весьма откровенно указывал на то, что производитель наглым образом запихивает в цену изделия свою неэффективность. Если одна лодка на "Севмаше" производится девять лет, говорил он, то все издержки, в том числе свиноферма, детский и пионерский лагеря, дом отдыха, поликлиника,— все они ложатся на одну несчастную подводную лодку. Раньше эта лодка стоила 47 млрд рублей. А теперь, возмущался министр, завод предлагает новую лодку заложить за 112 млрд!

"Ребята, вы покажите нам все те издержки, которые вы хотите включить в свою цену, сделайте ее прозрачной, и к этой цене мы готовы добавить вам 20-25 процентов рентабельности",— соглашался Сердюков. Но когда производители начинают открывать цену, то она "мгновенно слетает на 20-30 процентов", констатировал он.

И вот как раз это, казалось бы, вполне законное требование сделать цену прозрачной, привело в бешенство капитанов ОПК. Академик Юрий Соломонов чрезвычайно четко его вербализировал: "У нас Минобороны превратили в налоговую инспекцию. А психология-то другая у налоговиков, другие мозги". Логика предельно понятная. Соломонов презрительно называет "налоговиками" тех, кто нудно пытается найти хоть какое-то обоснование резкому росту цен. Между тем причина вполне очевидна.

Где взять комплектующие

Оборонно-промышленный комплекс России давно уже не является "комплексом", то есть неким количеством предприятий, объединенных системой производственной кооперации. В советские времена все комплектующие для сложных вооружений производились на гражданских предприятиях, имевших так называемое мобзадание (к рыночной экономике это, понятное дело, никакого отношения не могло иметь в принципе). В 1990-е годы эти предприятия или закрылись, или перепрофилировались. В результате вопреки громогласным обещаниям руководителей отечественного ОПК никакого серийного производства военной техники они по сей день начать не в состоянии. По той простой причине, что вынуждены полукустарным способом производить комплектующие на заводах конечной сборки. Так, получив в 2009 году заказ на выпуск 48 истребителей Су-35, Комсомольск-на-Амурское авиационное производственное объединение (КнААПО) смогло приступить к сборке самолетов более чем через год, до этого момента производили комплектующие...

Именно поэтому никакого серийного производства военной техники и вооружений наладить невозможно. Сколько денег ни вложи в такое производство, расти будет только себестоимость изделий. Это подтвердил Дмитрий Медведев, в бытность президентом. На одном из совещаний с руководителями ОПК в 2011-м он привел просто убийственные цифры. По его словам, если гособоронзаказ в 2010 году в части закупок вооружений вырос на 25 процентов, а в части НИОКР — на 35,7 процента, то увеличение производства промышленной продукции выросло всего на 3,9 процента, а научно-технической — на 16,5 процента. В среднем темпы роста финансирования оборонного заказа в 2-2,5 раза превышают прирост производства.

Все это стало очевидным уже в середине 2000-х, как только в ОПК пошли первые крупные деньги, но никакой военной продукции государство взамен не получило. Тогда было решено сформировать объединенные промышленные корпорации (объединенную авиастроительную корпорацию, объединенную судостроительную, "Ростехнологии", "Алмаз-Антей" и прочие), представляющие собой реинкарнацию дюжины советских министерств оборонной промышленности. В корпорации механическим образом согнали самые разные предприятия в расчете наладить производственную кооперацию административными методами. Беда в том, что в рыночной экономике эти методы работают скверно. Тот же Соломонов очень ясно описывает ситуацию в интервью "Коммерсанту": "Объемы очень маленькие, рентабельность никакая. Предприятиям не интересны такие малые объемы, а без них ничего нет".

Советские "оборонно-промышленные" министерства могли существовать лишь при наличии всемогущего Госплана, который выделял средства, назначал все цены: на сырье, на элементную базу, на различные компоненты, обеспечивая, таким образом, необходимую рентабельность. Но Госплан в рыночной экономике существовать не может. Стало быть, необходимо искать иные модели функционирования ОПК, кропотливо выстраивать цепочку субконтракторов для каждого вида вооружений. Сейчас же, по данным Счетной палаты, 75 процентов технологий ОПК устарели, а экономический потенциал России в 45 процентах имеющихся технологий не дает возможности в обозримом будущем ликвидировать отставание от мировых стандартов.

Это прекрасно понимают все участники процесса. Но признать этого не могут. Ибо тогда придется сказать: амбициозная программа перевооружения стоимостью в 23 трлн рублей выполнена быть не может. Даже этих гигантских денег не хватит на то, чтобы выстроить полноценную производственную кооперацию по изготовлению всего спектра вооружений — от пистолетов до межконтинентальных баллистических ракет. Такую кооперацию невозможно наладить в рамках гигантских колхозов, именуемых госкорпорациями. В этих колхозах нельзя наладить эффективное производство: доходы одних будут перераспределяться в пользу банкротов. Посему руководители ОПК руководствуются принципом — один день живем. Как заявил Игорь Ашурбейли, еще недавно возглавлявший одну из крупнейших корпораций "Алмаз-Антей", директора заводов соглашаются на заказы, выполнить которые заведомо не в состоянии.

Главное — накормить оборонку

Отдельный вопрос, какую военную технику в российском ОПК называют современной. Современными изделия российского ОПК называют не потому, что они соответствуют современным научно-техническим достижениям (а мы, замечу, находимся как раз в середине революции в военной сфере), а потому что в течение 20 лет не было денег на их реализацию. За исключением морской стратегической ракеты "Булава" и истребителя пятого поколения вся остальная военная техника, предназначенная ныне для производства,— это модификации советского оружия, разработанного в 80-е годы прошлого века. При этом политика Минобороны заключалась в том, чтобы воздержаться от закупок систем оружия, в развитии которого не произошло революций. Например, никаких принципиальных открытий в области стрелкового оружия за последние лет 50 не случилось. В то же время на складах Минобороны находятся 17 млн новеньких (никогда не использованных) "калашей", оставшихся с советских времен. Стало быть, полагали сердюковские чиновники, можно обойтись без заказа новых. То же самое с танками. Вместо закупок новых Т-90, которые по словам бывшего главкома Сухопутных войск Александра Постникова являются 17-й модернизацией танка Т-72, военное ведомство рассчитывало ограничиться заводским "апгрейдом" Т-72, взятых из хранилищ.

Однако решения Минобороны не закупать новые "калашниковы" и Т-90 вызывали чрезвычайно резкую реакцию производителей никому не нужного вооружения: они рассчитывали заработать на поставке якобы нового оружия. Вспомним телеобщение тогда еще кандидата в президенты Владимира Путина с народом. Режиссеры дали слово аж трем представителям "Уралвагонзавода", единственного в стране производителя танков. Их выступление в эфире не оставляло сомнений — торгуются. Мы готовы приехать в Москву и накостылять проклятым смутьянам, говорили простые труженики "Уралвагонзавода" (по итогам передачи, напомним, один из тружеников стал президентским полпредом). Но при этом рассчитываем, что Минобороны все-таки будет закупать наши танки.

Опросы общественного мнения ясно указывают: активный и поддерживающий власть электорат как раз трудится на оборонных предприятиях. И это серьезный параметр, который, видимо, принимается в расчет. Через несколько недель после того памятного телеэфира появилось обещание закупить 2300 танков. Очевидно: перевооружение армии — не единственная цель инвестиций в 23 трлн. Сердюков, видимо, не уследил, когда сменились приоритеты.



комментарии (1):

dinamit      04/12/2012 [10:31:58]#1
Сколько вам А.Гольц отстегнули за эту подметную статейку!? Или на банке варенья да коробке печенья сошлись? Про 70% процентные откаты в оборонке даже А.Макаревич в курсе. Софистикой занимаетесь эксперт хренов. Сердюкова он пожалел... 23 трл. - это только чтобы воссановить оборонку после того разгрома, что ей учинили манагеры сраные(ворьё поганое)













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон



Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer