Эксперты винят в этом отсутствие в России четких требований и нормативов по уборке ВПП, нарушения авиакомпаниями требований по обработке самолетов антиобледенительными реагентами, а также аномальные перепады погоды. Эксперты предупреждают, что новые инциденты могут произойти в Москве во время очередного температурного скачка в предновогоднюю неделю.
По словам источников «Известий» в Росавиации, в связи с предстоящим температурным скачком многократно возрастает риск возникновения аварийных ситуаций. Большая часть из них связана с посадкой самолетов в аэропортах, когда воздушные суда выкатываются за пределы взлетно-посадочных полос (ВПП).
- Только с 5 ноября по 2 декабря 2012 года, когда в стране бушевали снегопады, было зафиксировано восемь подобных инцидентов, - поясняет собеседник.
Самолеты выкатывались за пределы ВПП в аэропортах Домодедово, Кольцово (Екатеринбург), Депутатский (Саха Якутия), Баратаевка (Ульяновск), а также в Уфе, Усинске, Нижнекамске и Ростове–на–Дону.
Всего же в этом году зафиксировано 20 выкатов самолетов за пределы ВПП - это в два раза больше чем в прошлом.
В Ространснадзоре «Известиям» подтвердили, что число выкатываний заметно возросло.
- Как правило, в большинстве случаев самолеты выкатываются не с самих ВПП, а с рулежных полос уже после приземления, - поясняет "Известиям" собеседник в Ространснадзоре. - Связано это с тем, что в России нет четких требований и нормативов по уборке рулежных полос. Особое внимание уделяется только очистке ВПП. Между тем, каждый подобный инцидент парализуют работу аэропортов на несколько часов.
В Ространснадзоре также признают, что и количество прямых выкатов с ВПП, при которых возникает угроза жизни пассажиров тоже увеличилось.
- 18 ноября 2012 года опасности подверглись 87 пассажиров самолета Boeing-737-800 «Авиакомпании «ЮТЭйр», - рассказывает собеседник. – Самолет при посадке в аэропорту Уфы выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на 120 м, сломав при этом три сигнальных огня приближения. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело.
По мнению экспертов, выкаты с ВПП зачастую связаны с некачественной уборкой территории.
- Такие инциденты происходят из-за гололедицы, когда самолет начинает посадку не с начала ВПП, а с ее середины, - поясняет "Известиям" руководитель Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев.
В Росавиации особую обеспокоенность вызывает и предполетная подготовка самолетов в осенне-зимний период.
- Руководители авиакомпаний почему-то не хотят понимать, что любые, даже самые незначительные отступления от регламента при подготовке самолета к вылету грозят катастрофическими последствиями, - заявил "Известиям" источник в ведомстве. - В первую очередь речь идет об обработке самолетов противообледенительными реагентами.
По его словам, во время проверок выясняется, что четкого взаимодействия между авиакомпаниями и службами, отвечающими за техническое обслуживание самолетов, нет. К тому же, специалисты, отвечающие за подготовку воздушных судов, зачастую проходят переобучение только формально. Это также приводит к аварийным ситуациям.
25 октября едва не потерпел крушение самолет ATR-42-500 авиакомпании «Таймыр». После взлета из красноярского аэропорта «Емельяново» самолет начало трясти. Экипажу удалось произвести посадку. В ходе расследования выяснилось, что самолет почти 60 часов простоял под снегопадом, а перед вылетом его никто не обрабатывал противообледенительными реагентами.
- Такое впечатление, что прошлогодняя катастрофа c самолетом ATR-72 авиакомпании «ЮтЭйр», в которой погибли 33 человека, ничему не научила, - рассказывает собеседник. – А ведь самолет разбился именно из–за обледенения.
Из-за многочисленных нарушений при проведении противообледенительной обработке воздушных судов перед вылетом, которые выявляются при проверках, 27 ноября 2012 года глава Росавиации Александр Нерадько выпустил приказ, в котором потребовал от руководителей наземных служб обратить особое внимание на предполетную подготовку самолетов и еще раз провести занятия с инженерно-техническим составом.