Идея консолидированного заказа на отечественную авиатехнику появилась еще в 2011 году — тогда Путин дал Минтрансу и Минпромторгу соответствующие поручения. Цель создания единого госзаказа — обеспечить определенность авиастроителям и заблаговременно спланировать расходы из бюджета на обновление авиапарка. По словам источника «Известий», большая часть закупаемых самолетов предназначается для Министерства обороны — 52 единицы, 21 судно достанется Управлению делами президента. ФСБ, МВД, МЧС и Роскосмос получат 9, 10, 7 и 6 машин соответственно.
Украинский процент
Как следует из проекта консолидированного заказа, ближнемагистральный пассажирский Ан-148 составляет более половины госзаказа — 57 машин разных модификаций. Ан-148 создавался как реактивный пассажирский самолет с возможностью эксплуатации на заснеженных, грунтовых и неподготовленных аэродромах, может брать на борт до 80 пассажиров или 10 т груза. Производством самолета занимается ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО), входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), объединяющую российских самолетостроителей. Ранее неоднократно заявлялось об убыточности этого предприятия, однако консолидированный заказ даст ему равномерную загрузку на следующие восемь лет.
Известно, что на конструкцию самолетов семейства «Ан» распространяются исключительные интеллектуальные права украинского госпредприятия «Антонов». Кроме того, «Антонов» снабжает производителей комплектующими. Представители госпредприятия рассказали «Известиям», что стоимость украинских комплектующих составляет порядка 31% от стоимости самолета Ан-148, и еще порядка 5% составляет роялти — отчисления конструкторскому бюро за авторское право.
В ГП «Антонов» сообщили, что долевое участие России в программе Ан-148 носит определяющий характер: по материалам — 74%, по оборудованию — 52%, по двигателям — 66%. Таким образом, 69% цены самолета, а значит, и доходов от его производства, приходится на предприятия РФ, добавили в компании.
В пресс-службе ОАК подтвердили информацию насчет пятипроцентного роялти, однако в вопросе о доле украинских комплектующих сослались на коммерческую тайну — отказавшись также озвучить каталожную цену. Таким образом, исходя из неофициальной каталожной цены Ан-148 порядка $30 млн, российские власти потратят на 57 самолетов около 53 млрд рублей. Украинской стороне из них достанется не менее 19 млрд рублей.
«Суперджетов» заказали меньше
Судя по составу заказа, он формировался таким образом, чтоб задействовать по возможности все предприятия отрасли. При этом самолеты Ан-148 оказались нужны всем участвующим в заказе ведомствам, кроме Роскосмоса (см. инфографику). Для Роскосмоса три самолета Sukhoi Superjet 100, выпускаемых ОАК в Комсомольске-на-Амуре, МВД пока считает нужным купить два экземпляра. В Роскосмосе «Известиям» подтвердили, что заказали 3 «Суперджета» — воздушные судна необходимы для обновления старого парка, состоящего из в основном из Ту-134.
Superjet, модификации Ту-204, Ан-148 — не самые дорогие самолеты в консолидированном госзаказе: их каталожная стоимость в районе $30 млн за штуку. Самыми дорогими стали Ил-96-300 для Управделами президента, а также самолеты Ил-476 для МЧС и ФСБ — каждый ценой порядка $100 млн. Кроме воронежского ВАСО, существенный объем заказов получит ульяновский авиазавод «ЗАО «Авиастар-СП» (также входит в ОАК), производящий самолеты Ил-476, Ту-204 в различных модификациях.
В ОАК при этом высоко оценивают перспективы нового способа планирования заказов.
— Такой подход со стороны государства стимулирует все российское авиастроение, ведь ОАК — это конгломерат большого количества предприятий, и у каждого из них тоже есть поставщики и смежники, — рассказали «Известиям» в пресс-службе корпорации. — Когда заказ будет окончательно сформирован, начнется заключение контрактов по каждой позиции, привлечение банков и лизинговых компаний. На данный момент мы ориентируемся на заказ не менее 130 самолетов различных типов.
Источник «Известий» в правительстве подчеркнул, что подготовленный состав пакета еще не окончателен. В процессе согласований и уточнений еще могут добавляться какие-то позиции, госзаказ не носит характера контракта, обязательного к исполнению, — скорее это обоснованная декларация о намерениях, определяющая дальнейшую политику.
По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, формирование консолидированного заказа является долгожданным и необходимым событием.
— Это позволит разорвать замкнутый круг: заказов у авиастроителей мало, потому что самолеты дорогие. Самолеты дорогие, потому что заказов мало и каждый самолет делается как штучное изделие, а не как серийное, — говорит эксперт. — Конечно, все потребности госструктур в авиатехнике этот заказ не закроет, но он позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки, раскачать промышленность. При серийном производстве, обеспеченном этим госзаказом, стоимость самолетов может снизиться за счет массовости, что увеличит их продаваемость. Правительство всё равно давало эти деньги авиапромышленности — просто для того, чтоб она не умерла окончательно. Теперь, вместо того чтобы «дарить» деньги, государство будет получать за них самолеты.
При этом в объединенном госзаказе пока нет самого грузоподъемного самолета в мире Ан-124 «Руслан», в поставках которого выражало интерес Минобороны.
— С «Русланом» всё сложнее: строить эту уникальную машину в прежнем варианте уже не имеет смысла, а модернизированный проект Ан-124-300 еще надо разработать, это требует вложений, а главное — твердой уверенности в наличии заказа на достаточно большую серию этих самолетов, — добавил Гусаров.