Основными из них являются:
1. постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. «Об утверждении федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2020 года»;
2. утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»;
3. одобрение Правительством Российской Федерации 23 ноября 2012 г. Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год».
Концептуальное, системное значение для развития отечественного авиастроения имеют Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, четко определяющие государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики нашей страны в этой сфере.
ОАО «Авиапром», выражая интересы своих акционеров – научных и производственных предприятий отрасли, активно участвовал в подготовке и обсуждении проекта данного документа. Центр научно-исследовательских разработок и программ Общества совместно с государственными научными центрами, руководителями ведущих предприятий отрасли сформулировал базовые положения Основ, активно участвовал в подготовке окончательной редакции этого документа для рассмотрения на Совете безопасности. Столь ответственная работа выполнялась на основе глубокого комплексного анализа тенденций развития авиационной деятельности в мире, а также задач государства в области безопасности, развития экономики и социальной сферы.
Подготовка и обсуждение проекта этого документа проходили не кулуарно, а при активном участии авиационной общественности и политиков. Соответствующие аналитические материалы и предложения ОАО «Авиапром» также были опубликованы в отраслевой прессе, в Интернете, и даже изданы ведущей парламентской партией. Считаю, что основополагающий документ, определяющий госполитику России в области авиационной деятельности на долгосрочную перспективу, тщательно выверен, соответствует выдвинутому руководством нашей страны курсу на масштабную индустриализацию за счет развития высокотехнологичных наукоемких производств, на технологическую независимость и конкурентоспособность в ключевых сферах, к которым относятся авиастроение и смежные отрасли.
Особенно важным является то, что в отличие от предыдущих документов, определяющих государственную политику в области авиационной деятельности, сейчас четко определен механизм контроля за ее практической реализацией на высшем уровне – Президентом Российской Федерации, которому Правительство обязано ежегодно представлять доклад о выполнении соответствующего комплексного плана мероприятий.
Рабочая группа ведущих специалистов ОАО «Авиапром» под руководством Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, в тесном взаимодействии с отраслевыми корпорациями и государственными научными центрами, внесла большой вклад в оперативную и качественную подготовку проекта «Комплексного плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Россий-ской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». В нем общие положения Основ переведены на язык практических действий с указанием сроков их выполнения. Этот документ должен стать хорошим инструментом для объективного анализа и оценки того, насколько точно и полно реализуются утвержденные на высшем уровне стратегические государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, корпораций и государственных научных центров авиационной промышленности, отечественных авиакомпаний и других структур, обеспечивающих авиационную деятельность в стране.
В новом столетии Правительство Российской Федерации приняло беспрецедентные меры по возрождению авиационной промышленности, проведя структурные преобразования в отрасли и более чем в десять раз увеличив бюджетное финансирование работ по модернизации научно-технической и производственной базы предприятий, разработке и организации выпуска новой гражданской и военной авиационной техники и авиационного вооружения.
Руководители и специалисты ОАО «Авиапром», используя свой большой практический опыт и профессиональные знания, активно участвовали в разработке и реализации этих мер. Совместно с ведущими центрами авиационной науки и крупнейшими авиастроительными предприятиями наши структурные подразделения на конкурсной основе выполняли госконтракты по разработке практически всех системных проектов по созданию интегрированных структур отрасли, вели мониторинг состояния научно-технической и производственно-технологической базы, обеспечивали подготовку планов и проектов по капитальному строительству и переоснащению предприятий, а также участвовали в непосредственном выполнении этих масштабных работ.
Техническая и технологическая база выполнения НИОКР, проектирования и производства авиационной техники на ведущих предприятиях отрасли изменилась радикально. Вместе с тем объем предстоящих работ в этом направлении еще очень велик.
В перечне приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности первым пунктом указано повышение эффективности реализации мер государственного регулирования в области развития авиации. К сожалению, это бесспорное, казалось бы, положение многими руководителями и экспертами в отрасли все больше оспаривается или просто игнорируется. И причины этого не в злом умысле, а в объективных корпоративных и личных интересах. Как однозначно показывают и вековая история отечественной авиационной промышленности, и опыт развития авиастроения в США, разрозненные отраслевые и межотраслевые объединения, какими бы мощными и развитыми они ни были, в принципе не могут решить ни одну из стратегических национальных задач в авиационной деятельности: как в обеспечении обороноспособности и транспортной доступности всей территории страны, так и в освоении мировых рынков авиационной техники. Связано это с тем, что корпоративные интересы по определению ориентированы на быстрое получение максимальной прибыли частными акционерами, а не на решение долгосрочных общегосударственных задач, и, во-вторых, – это связано с очень развитой и мощной системой государственной защиты, поддержки и одновременно жесткого контроля отечественных производителей авиатехники во всех крупных странах, которые можно сейчас отнести к авиационным державам первого и второго уровней. На мировом рынке авиатехники и авиационных услуг уже давно конкурируют не отдельные корпорации, а государства. Это не исключает международное сотрудничество в авиастроении, но придает ему особую специфику.
Заявленный в Основах госполитики приоритет по исключению критической зависимости России в области авиационной деятельности, в том числе технологической, требует освоения продуманных целеустремленных государственных мер с учетом норм ВТО по защите, комплексному развитию и продвижению продукции всех подотраслей, обеспечивающих отечественное авиастроение.
Руководством страны правильно поставлена задача наладить тщательный государственный и общественный контроль за тем, на какие проекты и цели корпорации расходуют государственные ресурсы. Иначе выделяемые огромные бюджетные средства в значительной части будут уходить на развитие конкурирующих зарубежных производителей авиационных двигателей, приборов, агрегатов.., а российские предприятия авиационной промышленности деградируют до отверточной сборки, потеряют сотни тысяч высокотехнологичных рабочих мест и не смогут обеспечить разработку и выпуск конкурентоспособной гражданской и военной авиационной техники в необходимом количестве.
Для эффективного решения неотложных государственных задач в авиационной деятельности необходимо завершить интеграционные процессы в авиапромышленном комплексе страны. Возможный вариант – создание госкорпорации «Авиационная промышленность», включающей все интегрированные структуры отрасли и ответственной за их сбалансированное устойчивое развитие. Также необходима организационная и технологическая интеграция государственного сектора авиационной науки с сохранением юридического статуса существующих ГНЦ. Целесообразно одновременное усиление, расширение функций и ответственности Департамента авиационной промышленности Минпромторга России.
Функции обеспечения четкой координации деятельности разобщенных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в управлении авиационной деятельностью при нечетких рамках их ответственности и полномочий в настоящее время (Минтранс, Минпромторг, Минобороны, МЧС, государственные службы, агентства), необходимо предусмотреть в положении о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации и задачах ее аппарата.
Практическая реализация промышленной политики в стране осуществляется через государственные и федеральные целевые программы. К сожалению, в государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год» предложения ОАО «Авиапром» и других предприятий отрасли не были учтены. Несмотря на то, что эта госпрограмма уже одобрена 23 ноября 2012 г. Правительством РФ, необходима ее корректировка с участием государственных научных центров, всех отраслевых корпораций и общественных организаций.
Уходящий 2012 год для всех структурных подразделений и дочерних предприятий ОАО «Авиапром» был периодом напряженной и плодотворной работы. В интересах решения общеотраслевых задач мы активно взаимодействовали с органами исполнительной и законодательной власти, научными и производственными предприятиями – акционерами, интегрированными структурами, отраслевым профсоюзом и другими общественными организациями. Как и в предыдущие годы, по поручению Департамента авиационной промышленности Минпромторга России ОАО «Авиапром» обеспечивал подготовку ежеквартальных отчетов о ходе реализации ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». В соответствии с утвержденными индикаторами анализировалось выполнение НИР и ОКР, производство и продажа авиатехники, работы по модернизации научно-технической и производственно-технологической базы отрасли.
Был выполнен большой объем научно-исследовательских работ по государственным контрактам и договорам с предприятиями. В частности, в рамках одной из НИР ОАО «Авиапром» вместе с большой группой соисполнителей соответствующего профиля разработал проект создания системы управления безопасностью полетов воздушных судов, подготовил более 10 проектов нормативных документов и предложения по организации этой важной работы в 2013 г.
Управление летной службы ОАО «Авиапром» выполнило весь запланированный комплекс работ по регулированию летной деятельности в экспериментальной авиации. В апреле 2012 года Управление вместе с ЛИИ им. М.М. Громова и Школой летчиков-испытателей им. А.В. Федотова на высоком уровне провели учебный сбор руководителей летно-испытательных подразделений и их заместителей из 45 организаций и предприятий России и Украины.
Инвестиционные подразделения ОАО «Авиапром» и его специализированное дочернее предприятие ЗАО «Авиапромстрой» наращивают свое участие в модернизации предприятий отрасли. В 2012 году они своевременно и качественно выполнили все договорные работы по капитальному строительству и технологическому переоснащению на предприятиях ГК «Ростехнологии», ОАО «ОАК», ОАО «Корпорация «ТРВ» и других объектах. Например, за счет четкой высокопрофессиональной организации и контроля работ субподрядчиков и поставщиков на всех этапах от проектирования до сдачи под ключ на два года раньше, чем предусмотрено федеральной целевой программой, выполнены строительные работы и проведено техническое перевооружение ОКБ и других объектов ОАО «НПП «Мотор» в Уфе.
Подводя общий итог деятельности ОАО «Авиапром» в 2012 году, можно с уверенностью сказать, что основные задачи, поставленные перед исполнительной дирекцией общим собранием акционеров, успешно выполнены.
От имени коллектива ОАО «Авиапром» поздравляю всех акционеров и партнеров, а также читателей журнала «АвиаСоюз», с наступающим Новым годом! Уверен, что общими усилиями нам удастся преодолеть все накопившиеся проблемы и реализовать сверхзадачу по возвращению России статуса великой авиационной державы, способной создавать лучшую в мире авиационную технику, обеспечить все внутренние потребности в оборонной сфере и авиационных услугах и достойно конкурировать на мировом рынке.