Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Время перемен в отечественном авиастроении


21.12.12 13:42 Виктор Кузнецов, Журнал "АвиаСоюз" № 5/6(декабрь) 2012г.


2012 год был насыщен важными событиями, связанными с деятельностью предприятий и интегрированных структур авиационной промышленности России. Они, практически, определяют развитие всей отрасли на многие годы вперед.

Основными из них являются:

1. постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. «Об утверждении федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2020 года»;
2. утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»;
3. одобрение Правительством Российской Федерации 23 ноября 2012 г. Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год».
 
Концептуальное, системное значение для развития отечественного авиастроения имеют Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, четко определяющие государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики нашей страны в этой сфере.

ОАО «Авиапром», выражая интересы своих акционеров – научных и производственных предприятий отрасли, активно участвовал в подготовке и обсуждении проекта данного документа. Центр научно-исследовательских разработок и программ Общества совместно с государственными научными центрами, руководителями ведущих предприятий отрасли сформулировал базовые положения Основ, активно участвовал в подготовке окончательной редакции этого документа для рассмотрения на Совете безопасности. Столь ответственная работа выполнялась на основе глубокого комплексного анализа тенденций развития авиационной деятельности в мире, а также задач государства в области безопасности, развития экономики и социальной сферы.

Подготовка и обсуждение проекта этого документа проходили не кулуарно, а при активном участии авиационной общественности и политиков. Соответствующие аналитические материалы и предложения ОАО «Авиапром» также были опубликованы в отраслевой прессе, в Интернете, и даже изданы ведущей парламентской партией. Считаю, что основополагающий документ, определяющий госполитику России в области авиационной деятельности на долгосрочную перспективу, тщательно выверен, соответствует выдвинутому руководством нашей страны курсу на масштабную индустриализацию за счет развития высокотехнологичных наукоемких производств, на технологическую независимость и конкурентоспособность в ключевых сферах, к которым относятся авиастроение и смежные отрасли.

Особенно важным является то, что в отличие от предыдущих документов, определяющих государственную политику в области авиационной деятельности, сейчас четко определен механизм контроля за ее практической реализацией на высшем уровне – Президентом Российской Федерации, которому Правительство обязано ежегодно представлять доклад о выполнении соответствующего комплексного плана мероприятий.

Рабочая группа ведущих специалистов ОАО «Авиапром» под руководством Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, в тесном взаимодействии с отраслевыми корпорациями и государственными научными центрами, внесла большой вклад в оперативную и качественную подготовку проекта «Комплексного плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Россий-ской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». В нем общие положения Основ переведены на язык практических действий с указанием сроков их выполнения. Этот документ должен стать хорошим инструментом для объективного анализа и оценки того, насколько точно и полно реализуются утвержденные на высшем уровне стратегические государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, корпораций и государственных научных центров авиационной промышленности, отечественных авиакомпаний и других структур, обеспечивающих авиационную деятельность в стране.

В новом столетии Правительство Российской Федерации приняло беспрецедентные меры по возрождению авиационной промышленности, проведя структурные преобразования в отрасли и более чем в десять раз увеличив бюджетное финансирование работ по модернизации научно-технической и производственной базы предприятий, разработке и организации выпуска новой гражданской и военной авиационной техники и авиационного вооружения.
 
Руководители и специалисты ОАО «Авиапром», используя свой большой практический опыт и профессиональные знания, активно участвовали в разработке и реализации этих мер. Совместно с ведущими центрами авиационной науки и крупнейшими авиастроительными предприятиями наши структурные подразделения на конкурсной основе выполняли госконтракты по разработке практически всех системных проектов по созданию интегрированных структур отрасли, вели мониторинг состояния научно-технической и производственно-технологической базы, обеспечивали подготовку планов и проектов по капитальному строительству и переоснащению предприятий, а также участвовали в непосредственном выполнении этих масштабных работ.

Техническая и технологическая база выполнения НИОКР, проектирования и производства авиационной техники на ведущих предприятиях отрасли изменилась радикально. Вместе с тем объем предстоящих работ в этом направлении еще очень велик.
 
В перечне приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности первым пунктом указано повышение эффективности реализации мер государственного регулирования в области развития авиации. К сожалению, это бесспорное, казалось бы, положение многими руководителями и экспертами в отрасли все больше оспаривается или просто игнорируется. И причины этого не в злом умысле, а в объективных корпоративных и личных интересах. Как однозначно показывают и вековая история отечественной авиационной промышленности, и опыт развития авиастроения в США, разрозненные отраслевые и межотраслевые объединения, какими бы мощными и развитыми они ни были, в принципе не могут решить ни одну из стратегических национальных задач в авиационной деятельности: как в обеспечении обороноспособности и транспортной доступности всей территории страны, так и в освоении мировых рынков авиационной техники. Связано это с тем, что корпоративные интересы по определению ориентированы на быстрое получение максимальной прибыли частными акционерами, а не на решение долгосрочных общегосударственных задач, и, во-вторых, – это связано с очень развитой и мощной системой государственной защиты, поддержки и одновременно жесткого контроля отечественных производителей авиатехники во всех крупных странах, которые можно сейчас отнести к авиационным державам первого и второго уровней. На мировом рынке авиатехники и авиационных услуг уже давно конкурируют не отдельные корпорации, а государства. Это не исключает международное сотрудничество в авиастроении, но придает ему особую специфику.
 
Заявленный в Основах госполитики приоритет по исключению критической зависимости России в области авиационной деятельности, в том числе технологической, требует освоения продуманных целеустремленных государственных мер с учетом норм ВТО по защите, комплексному развитию и продвижению продукции всех подотраслей, обеспечивающих отечественное авиастроение.
 
Руководством страны правильно поставлена задача наладить тщательный государственный и общественный контроль за тем, на какие проекты и цели корпорации расходуют государственные ресурсы. Иначе выделяемые огромные бюджетные средства в значительной части будут уходить на развитие конкурирующих зарубежных производителей авиационных двигателей, приборов, агрегатов.., а российские предприятия авиационной промышленности деградируют до отверточной сборки, потеряют сотни тысяч высокотехнологичных рабочих мест и не смогут обеспечить разработку и выпуск конкурентоспособной гражданской и военной авиационной техники в необходимом количестве.
 
Для эффективного решения неотложных государственных задач в авиационной деятельности необходимо завершить интеграционные процессы в авиапромышленном комплексе страны. Возможный вариант – создание госкорпорации «Авиационная промышленность», включающей все интегрированные структуры отрасли и ответственной за их сбалансированное устойчивое развитие. Также необходима организационная и технологическая интеграция государственного сектора авиационной науки с сохранением юридического статуса существующих ГНЦ. Целесообразно одновременное усиление, расширение функций и ответственности Департамента авиационной промышленности Минпромторга России.
 
Функции обеспечения четкой координации деятельности разобщенных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в управлении авиационной деятельностью при нечетких рамках их ответственности и полномочий в настоящее время (Минтранс, Минпромторг, Минобороны, МЧС, государственные службы, агентства), необходимо предусмотреть в положении о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации и задачах ее аппарата.
 
 Практическая реализация промышленной политики в стране осуществляется через государственные и федеральные целевые программы. К сожалению, в государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год» предложения ОАО «Авиапром» и других предприятий отрасли не были учтены. Несмотря на то, что эта госпрограмма уже одобрена 23 ноября 2012 г. Правительством РФ, необходима ее корректировка с участием государственных научных центров, всех отраслевых корпораций и общественных организаций.
 
Уходящий 2012 год для всех структурных подразделений и дочерних предприятий ОАО «Авиапром» был периодом напряженной и плодотворной работы. В интересах решения общеотраслевых задач мы активно взаимодействовали с органами исполнительной и законодательной власти, научными и производственными предприятиями – акционерами, интегрированными структурами, отраслевым профсоюзом и другими общественными организациями. Как и в предыдущие годы, по поручению Департамента авиационной промышленности Минпромторга России ОАО «Авиапром» обеспечивал подготовку ежеквартальных отчетов о ходе реализации ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». В соответствии с утвержденными индикаторами анализировалось выполнение НИР и ОКР, производство и продажа авиатехники, работы по модернизации научно-технической и производственно-технологической базы отрасли.
 
Был выполнен большой объем научно-исследовательских работ по государственным контрактам и договорам с предприятиями. В частности, в рамках одной из НИР ОАО «Авиапром» вместе с большой группой соисполнителей соответствующего профиля разработал проект создания системы управления безопасностью полетов воздушных судов, подготовил более 10 проектов нормативных документов и предложения по организации этой важной работы в 2013 г.

Управление летной службы ОАО «Авиапром» выполнило весь запланированный комплекс работ по регулированию летной деятельности в экспериментальной авиации. В апреле 2012 года Управление вместе с ЛИИ им. М.М. Громова и Школой летчиков-испытателей им. А.В. Федотова на высоком уровне провели учебный сбор руководителей летно-испытательных подразделений и их заместителей из 45 организаций и предприятий России и Украины.

Инвестиционные подразделения ОАО «Авиапром» и его специализированное дочернее предприятие ЗАО «Авиапромстрой» наращивают свое участие в модернизации предприятий отрасли. В 2012 году они своевременно и качественно выполнили все договорные работы по капитальному строительству и технологическому переоснащению на предприятиях ГК «Ростехнологии», ОАО «ОАК», ОАО «Корпорация «ТРВ» и других объектах. Например, за счет четкой высокопрофессиональной организации и контроля работ субподрядчиков и поставщиков на всех этапах от проектирования до сдачи под ключ на два года раньше, чем предусмотрено федеральной целевой программой, выполнены строительные работы и проведено техническое перевооружение ОКБ и других объектов ОАО «НПП «Мотор» в Уфе.

Подводя общий итог деятельности ОАО «Авиапром» в 2012 году, можно с уверенностью сказать, что основные задачи, поставленные перед исполнительной дирекцией общим собранием акционеров, успешно выполнены.
 
От имени коллектива ОАО «Авиапром» поздравляю всех акционеров и партнеров, а также читателей журнала «АвиаСоюз», с наступающим Новым годом! Уверен, что общими усилиями нам удастся преодолеть все накопившиеся проблемы и реализовать сверхзадачу по возвращению России статуса великой авиационной державы, способной создавать лучшую в мире авиационную технику, обеспечить все внутренние потребности в оборонной сфере и авиационных услугах и достойно конкурировать на мировом рынке.


комментарии (3):

ANTUIAKIL      22/12/2012 [20:02:35]#1
пустозвонство

air-squirrel      24/12/2012 [09:31:05]#2
согласен!))
пустозвонство!бла бла бла..пили пила пили...

Сашочек      24/12/2012 [14:09:12]#3
Остановлены доведенные до освооения в серийном производстве проекты А-140, Ил-114, Ту-334, Ту-324, Ту-330. Внутренний рынок авиационной техники на 90 с лишним процентов передан зарубежным производителям, за 5 с небольшим лет в страну завезено свыше 500 самолетов по импорту.

Господин, похоже, с Луны свалился.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer