Консолидированный заказ Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и администрации президента на поставку самолетов ОАК почти сформирован. Госструктуры готовы заказать 130 самолетов общей стоимостью 200 млрд руб., рассказал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Речь идет о поставке Ан-148, SuperJet-100, Ту-204СМ и Ил-476 (грузовой), подтверждает представитель ОАК. Срок поставок — до 2018 г. Раскрывать детали контрактов собеседники «Ведомостей» не стали.
Для ОАК это очень большой заказ. В прошлом году компания произвела 13 самолетов, в этом — более 20. Всего в портфеле заказов ОАК около 400 судов, говорит представитель компании. Наиболее востребованные самолеты — SSJ-100 (179) и МС-21 (78).
Обсуждать консолидированный заказ чиновники начали еще в октябре. Тогда главным покупателем называлось Минобороны. До 2018 г. военные спишут 80 гражданских самолетов. Основу парка Минобороны составляют устаревшие Ту-134, Ту-154, Ил-62 и даже Ил-18. Из-за изношенности и низкой топливной эффективности старых самолетов убытки от их эксплуатации составляют $20-30 млн в год, жаловался тогда руководитель Минпромторга Денис Мантуров. Он, кстати, и предложил лизинговую схему для оплаты самолетов: первый взнос из бюджета мог бы составлять порядка 20%. Остальное можно было выплачивать в течение срока эксплуатации самолетов. «Сейчас как раз формируется такая схема с участием государственных лизинговых компаний», — говорит Слюсарь. Денег в бюджете на то, чтобы целиком оплатить заказ, нет, объясняет он. Представители «ВЭБ лизинга» и «Сбербанк лизинга» от комментариев отказались. Близкий к ВЭБу источник полагает, что реализовать схему даже пулом крупных финансовых институтов будет непросто: 200 млрд руб. — немалые деньги.
По словам источника в Минобороны, военные заинтересованы в поставке новых Ту-204 и Ан-148. Покупать импортные самолеты военные не планируют.
Неформальное правило отказа госструктур от иностранных самолетов собеседник «Ведомостей» объясняет необходимостью не зависеть от поставщиков запчастей в критических ситуациях. Если же исполнение заказа затянется, то это никак не повлияет на обороноспособность страны — у старых самолетов большой ресурс, говорит собеседник «Ведомостей». В МЧС Ан-148 пойдут на смену менее экономичным Як-42, знает он. Кроме того, Ан-148 для МЧС могут быть конвертированы для перевозки пострадавших. Представитель Минобороны от комментариев отказался. Пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков вчера был недоступен для журналистов.
Формирование крупного госзаказа — это последний шанс для отечественного авиапрома, говорит главный редактор avia.ru Роман Гусаров. Корпорация сможет наладить крупносерийное производство, отработать технологии и предложить авиакомпаниям более конкурентоспособную продукцию. Пока они предпочитают в основном иностранные самолеты, а отечественные берут разве что по указке свыше, рассуждает эксперт. Да и стоимость штучного производства дороже, чем поточного. Наладить его мешает именно отсутствие крупного заказа. Но если ОАК упустит этот шанс, из кризиса российскому авиапрому уже не вырваться, резюмирует Гусаров.
Самолеты Ан-148 и SuperJet уже эксплуатируются отечественными перевозчиками — авиакомпанией «Россия» (6 самолетов) и «Аэрофлотом» (10 самолетов). Что касается Ту-204СМ и транспортного Ил-476, это новые модели, которые проходят сертификацию, их еще не начали производить серийно, говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. С одной стороны, это плюс: госструктуры получат лайнеры, созданные по передовым технологиям. С другой — самолеты еще не эксплуатировались и могут быть «детские болезни», резюмирует он.