Авиалинии Кубани прекратили свою деятельность не только из-за гигантских долгов, но и потому что не соответствовали новым федеральным авиационным правилам. Ведь теперь, по закону в России на регулярных рейсах не могут работать авиакомпании у которых меньше восьми самолетов, вместимостью 55 и более пассажиров. У Авиалиний Кубани таких самолетов было всего шесть.
Конечно, не исключено, что авиакомпания сознательно пошла на нарушение новых норм. Ведь у нее было 9 самолетов, но в начале ноября компания вывела из обслуживания три ЯК-42, явно с тем расчетом, чтобы в дальнейшем сослаться на новые требования закона, при этом имея на руках огромные долги перед кредиторами. По некоторым данным, общая задолженность компании составляет 5 миллиардов рублей.
- Что говорить, банкротство авиакомпании назревало давно, - объясняет «Российскому туризму» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - По крайней мере, в моем личном рейтинге будущих банкротов «Кубань» была кандидатом номер один. И новые положения закона лишь ускорили этот процесс. Конечно, авиакомпания могла функционировать еще какое-то время, выбрать новую стратегию для себя, те же чартерные перевозки. Но новые требования поставили жирную точку в ее деятельности.
Столь же жирную точку они могут поставить и на других авиакомпаниях, а так же поставить непреодолимый барьер для появления новых авиаперевозчиков.
- Новые правила ничем не обоснованы и ничего кроме проблем для отрасли не создадут, - считает Роман Гусаров. - Крупнейшие авиакомпании соответствуют этим требованиям, а вот средние с натяжкой, и им придется держать самолеты, у которых нет рынка, а платить за них придется. По сути, эти постановления, решают две задачи: заблокировать создание новых авиакомпаний, и навсегда запереть региональные авиакомпании в своем сегменте.
Будут ли новые банкротства?
Проблемы могут возникнуть прежде всего у региональных авиаперевозчиков, которые имеют в авиапарке несколько вместительных самолетов с 55 креслами и более, и с десяток маленьких воздушных судов. Это оптимальная модель бизнеса, так как в регионе нереально постоянно заполнять крупные лайнеры, которые в полную силу работают лишь в высокий сезон.
А есть и такие, у кого в принципе меньше восьми самолетов. Так, согласно различным авиационным справочникам, лишь по 4 самолета есть у Абакан-авиа и Алтайских авиалиний, по пять – у Авиалиний Дагестана и Тамбов-авиа, шесть – у Центр- авиа, и т.д.
Теперь многим региональным авиаперевозчикам, чтобы им не запретили летать, придется докупать большие самолеты. Приносить они будут лишь убытки, и это – путь к банкротству.
Новых авиакомпаний тоже не будет
Кроме того вряд ли теперь в России появятся новые авиакомпании.
- Новой авиакомпании придется взять в лизинг 8 самолетов, подготовить и найти членов экипажей и весь обслуживающий персонал, создать систему дистрибуции… Это нереально, - возмущается Роман Гусаров. - С 8 самолетов не начинала ни одна авиакомпания. Даже лоукостеры начинали с двух самолетов. Для них 8-10 самолетов - это верхняя планка, стандарт, которому может соответствовать уровень спроса. Поэтому не стоит ждать ни появления лоукостеров, ни обычных авиакомпаний, пока эти требования в силе.
Ищи кому выгодно
Выиграют от новых требований лишь крупнейшие авиакомпании России. В частности, «Аэрофлот». Зачастую возникает ощущение, что Росавиация просто лоббирует его интересы, и вступившие в силу сертификационные правила – один из примеров такой политики. С другой стороны, все это идет в разрез со всеми заявлениям высших лиц государства, которые усиленно твердят о развитии гражданской, в частности, региональной авиации, в то время, как профильные органы власти делают все, чтобы этот процесс тормозился.
Единственная надежда, что новые сертификационные правила, как и много других противоречивых законов, не будут соблюдаться Росавицией и рынком, иначе все это приведет к исчезновению конкуренции, и в результате к повышению цен, что, в итоге, плачевно отразится на российском туризме.