Московское межрегиональное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело об уклонении от уплаты таможенных платежей компанией «Оренбургские авиалинии», сообщило управление. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере).
Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. Но лица, совершившие возможное преступление, следователями не установлены; обвиняемых в деле пока нет.
Основанием для возбуждения дела стали оперативные материалы Федеральной таможенной службы (ФТС). Согласно им, «Оренбургские авиалинии» в 2008 – 2009 годах ввезли в Россию и провели таможенное декларирование двух «дорогостоящих пассажирских самолетов Boeing 737-800». В ходе таможенного оформления воздушных судов декларанты предоставили таможенному органу «недостоверные сведения относительно реальной стоимости ввозимых самолетов», что в итоге повлекло за собой уклонение от уплаты в таможенных платежей в особо крупном размере. «Общая сумма не поступивших в бюджет Российской Федерации таможенных платежей составила более 133 млн рублей», — говорится в сообщении следственного управления.
Следственные действия продолжаются. «В частности, в настоящее время в офисных помещениях ОАО «Оренбургские авиалинии» и у предполагаемых фигурантов уголовного дела проводится более двух десятков обысков», — сообщили в СУ.
Телефон приемной гендиректора компании в среду во второй половине дня не отвечал. В «Аэрофлоте», куда входят «Оренбургские авиалинии», пояснили, что комментировать претензии следственного управления не могут: эпизоды относятся к тому периоду, когда «Аэрофлот» не имел какого-либо отношения к оренбургскому перевозчику.
«Оренбургские авиалинии» (бренд Orenair) вошли в группу «Аэрофлот – российские авиалинии» в ноябре 2011 года: компания тогда получила 100% акций Orenair от госкорпорации Ростехнологии. До этого Orenair находилась в федеральной собственности. В частности, в 2008-2009 годах, когда, по версии следствия, произошло уклонение от уплаты пошлин, «Оренбургские авиалинии» являлись федеральным государственным унитарным предприятиям (куда входила и собственно авиакомпания, и оренбургский международный аэропорт Центральный).
В 2008 году флот «Оренбургских авиалиний» пополнили три самолета Boeing 737-800 (первый Boeing 737-800 был взят в лизинг у ирландской C.I.T. сроком на 8 лет, второй и третий – взяты в лизинг у американской корпорации I.L.F.C. сроком на 5 лет). В 2009 году компания получила еще три Boeing 737-800 (в лизинг у компании Aircastle сроком на 5 лет).
Обвинения в уклонении от уплаты таможенных пошлин при ввозе иностранной авиатехники российским авиакомпаниям предъявляют нередко. И большинство эпизодов относятся как раз к кризисным 2008-2009 годы.
В частности, в августе 2012 то же следственное управление возбудило аналогичное уголовное дело в отношении 32-летнего руководителя отдела логистики авиакомпании «Якутия» Евгения Стручкова и других «неустановленных» лиц. По версии следствия, Стручков и другие из корыстных побуждений использовали поддельные документы с недостоверными сведениями о реальной стоимости самолета и незаконно ввезли в Россию в 2009 году Boeing 757-200. Сумма неуплаты составила более 200 млн рублей. В «Якутии» обвинения не признали. А в октябре СУ обновила информацию о деле, сообщив, что у «Якутии» зафиксирован еще один эпизод: по Boeing 757-200, ввезенному в Россию в 2010 году, ущерб по этому факту составил «свыше 180,5 млн рублей».
В 2008 году ФТС отчитывалась о возбуждении уголовных дел по аналогичным фактам уклонений от уплаты пошлин на еще большие суммы. Авиакомпанию Sky Express обвиняли в махинациях с таможенным законодательством во время эксплуатации самолетов Boeing-737. В рамках дела об административных правонарушениях с компании планировали взыскать около 1,2 млрд рублей, но через суд компания добилась снятия претензий таможенников. Похожие нарушения в 2008 году нашли у «Красноярских авиалиний», с них требовали штраф в размере 638 млн рублей. Но пока дело шло через суд, сама компания прекратила существование.
«Схема занижения таможенных платежей в первую очередь обусловлена не всегда разумной политикой государства в отношении этой области, слишком высокими таможенными платежами и грубой протекционистской политикой, — поясняет Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный». – Причем иногда «протекционизм» сводится к тому, что иностранные товары покупать дорого, а отечественных либо нет, либо они проигрывают в качестве и потребительских характеристиках при совершенно непонятном и иногда грабительском ценообразовании».
Старший аналитик управляющей компании «Риком-Траст» Владислав Жуковский не удивлен подозрениям ФТС в адрес Orenair: манипуляции в рамках внешнеторговой деятельности, направленные на минимизацию налогооблагаемой базы и сокращение таможенных платежей, — распространенная практика у российский компаний, поясняет он. «В случаях, когда речь идет об импорте авиатехники, теоретически возможно манипулирование закупочными ценами и товарной накладной со стороны авиакомпании, — говорит аналитик. – Это позволяет существенно снизить стоимость импортируемой техники и величину таможенных платежей в бюджет».
Но Жуковский не понимает, как «сравнительно небольшая региональная авиакомпания – такая как «Оренбургские авиалинии» — могла незаметно для ФТС закупить два авиалайнера с грубым нарушением законодательства и недоплатой свыше 133 млн рублей». «Можно предположить три сценария, — рассуждает аналитик. – Либо имела место юридическая коллизия, и нарушение законодательства произошло из-за несовершенства таможенного законодательства. Либо сотрудники ФТС закрывали глаза на нарушение и решили заметить его только сейчас. Либо имеет место самый обычный коммерческий спор хозяйствующих субъектов с привлечением правоохранительных органов».