Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дети кукурузы


11 декабря 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Федеральное медико-биологическое агентство, входящее в состав Министерства здравоохранения РФ, приступило к разработке концепции создания федеральной системы санитарной авиации, половину парка которой могут составить модернизированные легкие многоцелевые самолеты Ан-2. Если агентство обеспечит твердый заказ на самолеты, производившиеся с 1947 года, их выпуск в России может быть возобновлен. Правда, решение о закупке "кукурузников" будет странным, ведь в России разработано несколько более новых легких самолетов.

Свою концепцию Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) разрабатывает совместно с МЧС. Санитарная авиация необходима, в частности, для целей медицинской эвакуации. В рамках новой системы планируется создать несколько центров трех уровней: международной и межрегиональной эвакуации, межрегиональной и территориальной эвакуации и для эвакуации внутри субъектов России. Эти центры будут создаваться на базе многопрофильных медицинских организаций. Самолеты для системы войдут в консолидированный госзаказ до 2020 года.

Как пишет газета "Известия", ФМБА пока не определилось с типом самолетов, которые планируется закупить, однако классы воздушных судов уже известны. В частности, для создания полноценной системы санитарной авиации потребуется приобрести дальнемагистральные, среднемагистральные и легкомоторные самолеты, а также санитарные вертолеты. Вся авиационная техника должна быть оборудована медицинскими модулями. Для создания системы, по оценке ФМБА, потребуется докупить десять среднемагистральных и 28 легкомоторных самолетов. Предположительно, половину парка санитарной авиации составят самолеты Ан-2.

В августе 2012 года Сергей Шойгу, занимавший тогда пост губернатора Подмосковья, предложил возобновить производство многоцелевых самолетов Ан-2. По его словам, их следует выпускать в Жуковском на мощностях перспективного авиастроительного кластера. В октябре текущего года тогда еще губернатор Московской области даже пообещал "лечь костьми" ради выполнения этой задачи. Помимо Ан-2 кластер также будет выпускать чешские многоцелевые самолеты L-410 и американские M9-235B.

Предполагается, что авиастроительным кластером будут выпускаться модернизированные самолеты Ан-2МС. В советское время санитарная версия Ан-2 имела индекс С. Кластер в Жуковском, по предложению Шойгу, также будет заниматься ремонтом и техническим обслуживанием новых Ан-2МС. В частности, через подмосковный кластер могут пройти около полутора тысяч Ан-2, в настоящее время выполняющих полеты в России (к их модернизации можно будет приступить уже в 2015 году). Программа модернизации существующих Ан-2 относительно проста: потребуется заменить лишь двигатели и бортовое оборудование современными образцами. Модернизация одного самолета будет стоить 600-850 тысяч долларов.

Проект модернизации Ан-2 предложил Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина. В частности, предполагается заменить на Ан-2 поршневой мотор АШ-62ИР мощностью тысяча лошадиных сил более мощным двигателем. Тип силовых установок пока точно не определен. В качестве одного из вариантов рассматриваются американские турбовинтовые двигатели Honeywell TFE731-3 мощностью 1,1 тысячи лошадиных сил. Эти силовые установки позволят снизить расход топлива на 15-20 процентов. При этом дальность полета Ан-2 увеличится с 800 до 1,4 тысячи километров с полной загрузкой.

По оценке СибНИА, новые двигатели для Ан-2 являются мультитопливными: они могут одинаково эффективно работать на дизеле, бензине и керосине. Срок эксплуатации нового двигателя составляет десять лет, или семь тысяч часов. В результате модернизации Ан-2 станет легче оригинального самолета на полтонны. По предварительной оценке СибНИА, развернуть модернизацию можно будет уже в феврале 2013 года. Шойгу же полагал, что начать производство модернизированных "кукурузников" можно будет в мае будущего года, причем, вероятно, речь шла о полном цикле выпуска самолетов, включая планер.

Следует отметить, что с 2000-го по 2009 год омское производственное объединение "Полет" занималось модернизацией Ан-2 до версии Ан-3Т, а также выпуском таких самолетов. Основное отличие модернизированного самолета заключалось в использовании двигателей ТВД-20 мощностью 1,38 тысячи лошадиных сил. Кроме того, в левом борту была установлена грузовая дверь с пассажирским проемом, кабина пилотов получила систему обогрева и вентиляции, а фонарь кабины был выполнен выпуклым с боков для увеличения обзора назад и вниз. В результате основные летные характеристики самолета немного улучшились.

За девять лет модернизации подверглось ограниченное количество самолетов Ан-2, но и массовым спросом услуга не пользовалась. Не помогла даже опциональная установка навигационной спутниковой системы, аварийных маяков, приборов контроля двигателя, высокоточного радиовысотомера и современного оборудования связи. Основными эксплуатантами Ан-3 в настоящее время являются авиакомпания "Полярные авиалинии" и МЧС России (министерство полностью модернизировало свои Ан-2 до версии Ан-3Т). Судя по тому, что Шойгу, ранее возглавлявший МЧС, решил возродить производство именно Ан-2, модернизированные Ан-3Т спасателей не устроили.

Между тем, выбор в пользу Ан-2, выпускавшегося в СССР с 1947-го по 1971 год (в Китае его производство осуществляется и поныне), выглядит странным, учитывая, что российские компании за последние несколько лет предложили несколько новых альтернативных самолетов. Например, в 1990-е годы в России был создан легкий многоцелевой самолет М-101Т "Гжель", а в 2010 году первый полет совершил "Рысачок". Наконец, в конце 1990-х - начале 2000-х годов "Сухой" занимался созданием самолета Су-80. Все они по своим характеристикам превосходят уже значительно устаревший Ан-2.

 

 

Ан-2МС

Ан-3

"Рысачок"

"Гжель"

Су-80

Экипаж

2

2

2

1-2

2

Длина (метров)

12,4

13,9

12

10,15

18,26

Высота (метров)

5,35

4,9

5,3

3,4

5,74

Размах крыла (метров)

18,17 - верхнее,
14,23 - нижнее

18,17 - верхнее,
14,23 - нижнее

18

13

23,18

Взлетная масса (килограммов)

5500

5800

5700

3270

14200

Грузоподъемность (килограммов)

1500

1800

1570

~1100

3300

Максимальная скорость (километров в час)

250

255

450

430

470

Дальность с нагрузкой (километров)

800

770

2000

1100

1300

Потолок (метров)

4500

3900

6000

7600

7600

В настоящее время в состав авиации МЧС России входят 53 летательных аппарата: 18 самолетов и 35 вертолетов. Самолетный парк состоит из воздушных пунктов управления Ил-62М и Як-42Д, транспортных Ил-76ТД, Ан-74, многоцелевых Ан-3Т (та самая модернизация Ан-2) и гидросамолетов Бе-200ЧС. Кроме того, спасатели выполняют полеты на вертолетах Ми-8, Ка-32, Bo.105, BK-117 и Ми-26Т.

При существующих предложениях на рынке непонятно, чем именно Ан-2 так понравился Шойгу и МЧС, находившемуся под его руководством. Да, стоимость этого самолета зачастую в два раза меньше более современных летательных аппаратов, но, учитывая, что его производство в СССР и России не велось уже почти 42 года, на восстановление производственных линий (речь уже фактически идет о строительстве новых предприятий со сборочными линиями) могут потребоваться значительные средства. В результате Ан-2 будет уступать более новым многоцелевым самолетам не только по характеристикам, но еще и по цене.

Впрочем, часть затрат на восстановление производства "кукурузника" можно будет компенсировать новыми заказами. Однако захотят ли региональные транспортные компании разоряться на советскую классику? Особенно учитывая, что большинству из небольших перевозчиков не по карману даже простая модернизация уже имеющихся Ан-2 (притом что, по разным оценкам, абсолютно новые Ан-2 будут дороже самой модернизации на 200-400 тысяч долларов). ФМБА же своим относительно небольшим заказом сделать выпуск Ан-2МС рентабельным просто не сможет.

Почему именно Ан-2МС должен составить основу санитарной авиации МЧС России, ФМБА пока не объясняет. Вероятно, таким образом агентство просто демонстрирует готовность исполнять планы правительства. Ведь именно по инициативе премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина, несмотря на сопротивление авиакомпаний и производственного комплекса, "кукурузнику" предстоит вернуться к жизни.



комментарии (4):

ChP      12/12/2012 [12:36:05]#1
Хорошая своевременная статья
Сравнительная таблица просто замечательная
А если бы в нее еще добавить сравнение разбега-пробега-расхода, то Аннушка, со своими жалкими, равными практически десяткам метров/литров цифрами, не выдержала бы ни какой критики

arkair      12/12/2012 [12:44:34]#2
Очередная статья, автор которой имеет представление о самолетах только по внешнему виду, а для иллюстрации использует цифры с потолка и источники информации типа "одна баба сказала". Постеснялся бы ссылаться на МЧС, СибНИА, Шойгу и т.д., т.к. все переврано.

BUND      12/12/2012 [21:04:18]#3
Да-да, Рысачок, Гжель и Су-80!!!! Полный бред и абсурд. Опять прослеживается след ОАК и лиц, лоббирующих интересы корпорации. Только Ан-2, которому нет равных уже 65 лет и его ремоторизация приведут к успеху лиц, которые будут этим заниматься и замены ему не будет еще лет 65. Браво Кожугетовичу - хоть один трезвомыслящий нашелся, еще-бы получилось, чтобы слова не расходились с делом!!!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/12/2012 [22:39:41]#4
Ужас. Данные по Ан-2МС совершенно не соответствуют действительности. Например, дальность у него - 1300 км, а не 800. Очень некорректно (













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer