Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госпрограмма потерянных самолётов


9 ноября 2012 года Владимир Леонов, Аргументы недели


Минпромторг России предъявил на всеобщее обозрение уже вторую по счёту «предварительную» версию проекта государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2012–2025 годы. Первая вызвала в профессиональной среде бурю негодования – за почти полтора триллиона рублей бюджетных денег мы в итоге должны занять 3,1% рынка гражданских самолётов. Новая куда «амбициознее» – целых 3,2% будут нашими всего-то за 1,2 трлн. рублей. Позор для некогда ведущей мировой авиационной державы. Скудоумие и ничтожность авторов «программы» просто зашкаливают.

Вторая предварительная

Есть такое понятие в авиации – «предварительный старт». За ним следует исполнительный старт и собственно взлёт воздушного судна. Читаю 389 страниц текста проекта госпрограммы и диву даюсь – сквозь строчки ясно проглядывает желание авторов (или их хозяев?) в гражданском самолётостроении оставить всего два пассажирских лайнера. В большей степени это Сухой Суперджет 100 (SSJ), детище президента Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) М. Погосяна. В меньшей – МС-21 корпорации «Иркут». Всё остальное – лишь довесок к громадью планов. И это настораживает – от предварительного старта до команды диспетчера «Взлёт разрешаю!» проходят, как правило, считаные минуты. И нынешняя госпрограмма тоже очень быстро может перейти из разряда проектов в разряд закона, по которому предстоит жить всему авиапрому полных 13 лет. Её угрожают рассмотреть и утвердить на заседании правительства до конца ноября. Во всяком случае вице-премьер Аркадий Дворкович настроен решительно, заворачивать сей опус назад исполнителям на переделку никто не собирается. А что – расписано грамотно, болевые точки и риски указаны. Только почему-то, в отличие от предыдущих благополучно проваленных госпрограмм, финансирование расписано по годам: на самолётостроение – столько-то, на вертолётостроение – столько-то, на науку – столько-то. Без чёткой росписи по конкретным типам техники. Так, наверное, удобнее жонглировать финансовыми потоками. И никто не упрекнёт – почему не выделены средства на запуск в серийное производство Ту-334 или завершение лётных испытаний авиадвигателя НК-93, о чём «АН» неоднократно писали.

На выходе у проекта госпрограммы фактическое сворачивание производственных мощностей, ликвидация конкуренции между конструкторскими школами внутри страны и безальтернативный Суперджет в секторе пассажирских самолётов. Кто не купит – летать не будет. Тут у государственных авианадзорных органов рычагов предостаточно, авиакомпании зависимы от их диктата. Не дадут, к примеру, развивать маршрутную сеть на выгодных направлениях с большим пассажиропотоком. И пряник покажут, как это делают сейчас: «Возьмёшь Суперджет – будет тебе минус 34,5% от каталожной цены».

У нас – это вам не у них!

«Объём мирового рынка самолётостроения по итогам 2011 года достиг примерно 109,5 миллиарда долларов США. При этом 74% указанной суммы приходится на гражданские воздушные суда. К 2025 году объём мирового рынка самолётостроения вырастет в 2,9 раза, что составит 314,4 миллиарда долларов США. При этом около 77% указанной суммы придётся на гражданские суда. Доля российских производителей самолётов в денежном выражении к 2025 году составит 3,2% и 10,9% в гражданском и военном самолётостроении соответственно».

Это цитата из проекта госпрограммы. Может быть, потому финансирование урезали на 18%, что цели, скажем так, убогие? Можно смело утверждать – за рубежом гражданское самолётостроение является фундаментом военной авиации. У нас наоборот. Бесконечным реформаторством всё перевернули с ног на голову. Итог всем известен: в 2011 г. ОАО «ОАК» поставлено заказчикам 102 самолёта. Из них лишь 7 гражданских. Остальные, за малым исключением, боевые МиГи и «Су» ушли инозаказчикам.

Существует ещё один немаловажный аспект этого перекоса. Профессионалы утверждают, что раньше совершенно не случайно разбрасывали по авиазаводам производство гражданской авиатехники. Например, сейчас в Казани на КАПО им С.П. Горбунова в единичных экземплярах строятся Ту-214.А планировали массовое производство. В том числе родственных Ту-334 и Ту-324. Сверхзадача была одна – сохранить возможность строить и поддерживать боеготовность сверхзвуковых ракетоносцев Дальней авиации Ту-160 и Ту-22М3. Иначе на скудных военных заказах производство неизбежно загнётся, стране попросту не нужны десятки новых бомбардировщиков этого типа ежегодно, и на экспорт их не отправить.

Но бывшие и нынешние руководители Минпромторга в связке с ОАК сделали всё, чтобы вместо современных отечественных лайнеров в небе России доминировали боинги и эрбасы. Господа предпочли супержуравлей в небе и шкурный интерес. Вместо того чтобы вспомнить об интересах национальных, патриотизме, пошевелить мозгами и организовать массовое производство самолётов готовых проектов. Тогда была бы и нормальная поддержка эксплуатации, и цены – серийное производство всегда дешевле «ручной работы». А дадут ВВС заказ на ракетоносцы – не проблема, кадры, технологии, смежники и поставщики комплектующих в полной «боевой» готовности.

    Справка «АН»

    Призрак Суперджета – SSJ-130

    Суперджет на 130 пассажирских мест из госпрограммы фактически новый самолёт. В силу конструктивных просчётов SSJ-100 не может быть его основой. Его нельзя просто удлинить, что обычно делают. Так поступили создатели Ан-148, быстро и дёшево построив Ан-158. Сделали вставку в фюзеляж длиной 1,7 метра. Было 75 мест – стало 99. Точно так же легко сделать 130-местную версию Ту-334 – машина обладает огромным модернизационным потенциалом.

    SSJ-130 потребуются новое крыло, фюзеляж, двигатели, шасси. Опять старая песня – «Денег дай!». Прежним останется лишь набор дорогущих импортных комплектующих. Например, посадочные фары для Суперджетов везут из США по цене около 150 тыс. долл. за штуку. Странно, что при таких ценах в госпрограмме нет ни слова про убыточность лайнера.

Эти ребята не виноваты?

Приведу точку зрения пилота 1-го класса, лётчика-испытателя, кандидата технических наук Владимира Герасимова об идеологах госпрограммы:

– 22 февраля 2005 года, выступая на выездном заседании Президиума Государственного Совета в городе Жуковский Президент РФ В. Путин сказал: «Источником многих сегодняшних проблем авиапромышленности является её неэффективная организационная и управленческая модель». Прошло 7 (!) лет. Можем ли мы говорить о каких-то положительных сдвигах? Наверное, нет! Более того, Минпромторг опубликовал проект госпрограммы, которая наряду с солидным финансированием предусматривает более чем троекратное сокращение численности работников и закрытие предприятий. Тенденция катастрофическая.

Обещание президента Путина о создании 25 миллионов новых высококвалифицированных рабочих мест объявлено министерскими жуликами простым пустозвонством. «Программу» можно расценивать как сценарий окончательного разгрома российской промышленности. Такой подлости министра Мантурова есть одно объяснение – сознательное вредительство. Владимир Герасимов уже давно ничему не удивляется:

– Чего стоит, например, решение о выделении 30 миллионов долларов на проведение исследований целесообразности создания самолёта SSJ-130. Думаю, что любой из отраслевых НИИ решил бы эту задачу в недельный срок за 100 тысяч долларов. Хотя специалистам и без дорогостоящих научных исследований понятна нецелесообразность данного проекта. Сам министр Мантуров окончил социологический факультет МГУ. Один из его заместителей по образованию психолог. Другой – лингвист. Третий – экономист, финансист. Четвёртый – дипломат, выпускник МГИМО. Пятый – специалист по стандартизации и сертификации. Ну а шестой – юрист с опытом проведения телевизионного фестиваля «Пять звёзд» в Сочи, а также руководства звукозаписывающей студией «Монолит» и Национальной Федерацией производителей фонограмм. Некоторым удалось поработать в банках и совместных предприятиях, поторговать самолётами и вертолётами и даже поуправлять госимуществом. Не думаю, что возможно сколь-нибудь эффективно управлять промышленным потенциалом такой страны, не имея в аппарате хотя бы одного «красного директора», опытного производственника.

А ребята эти, похоже, тупые. Неужели не поняли, что следующие за Сердюковым – они. Так что у Мантурова есть какое-то время встать на путь исправления, как говорят в колониях для отбывающих наказание. Это означает отправить программу в корзину, созвать совещание специалистов и сделать всё, что они скажут. Другого пути мимо «шконки» у него нет. А бумаг о его «подвигах» накопилось предостаточно.



комментарии (7):

air-squirrel      09/11/2012 [17:41:04]#1
А "ребята" действительно тупые))) Без обид!

avk      10/11/2012 [00:05:19]#2
Во-первых: горбатых только могила исправляет. А во-вторых: что-то уже не верится в доброго не осведомлённого царя-батюшку. И совещание из специалистов уже не собрать - юристы и менеджеры их уже разогнали

andrewsk      10/11/2012 [09:13:05]#3
Знал, что Мантуров социолог, и уже привык к этому дурдому ! Но то, что в его окруже-
нии-психологи, лингвисты, финансисты, футурологи ! ? Всё, что угодно, но только не
специалисты порученного дела ! ! Они даже не инженеры ! ! !
Если Президенту нужен такой министр, тогда какой стране служит Президент ? ? !

Центр комплексирования      10/11/2012 [09:47:11]#4
2 andrewsk

Я уже давно задаюсь себе этим вопросом.

Центр комплексирования      10/11/2012 [10:21:41]#5
Ребята, ну я думаю хватит нам это терпеть, давайте уже хоть митинг какой проведем, под лозунгами долой Погосяна и Мантурова.

Центр комплексирования      10/11/2012 [10:42:43]#6
"А ребята эти, похоже, тупые. Неужели не поняли, что следующие за Сердюковым – они."


К сожалению нет. Эти ребята, в частности Мантуров и его учитель Христенка, - гондошат авиапром и с особенным усердием фирму Ту, года так с 2000, а может и раньше, об этом еще покойный А. Разбаш в передачах по ТВ говорил, а в те времена ТВ еще было относительно свободным.

И следующий за Сердюковым если и есть, то это Погосян, но ни как не Мантуров, - т.к. про него и про Минпродторг мало кто знает и многие удивляются, когда говоришь, что это ведомство рулит в стране авиапромом. Это такой серый кардинал своеобразный. И сердюкова убрали не потому что он неправильно уничтожал армию, а потому что он это делал так, что его вознинавидел народ, вот и решили, чем держать такого министра - лучше сделаем ему грамотную подставу. А может это и не подстава была вовсе, а просто спектакль, - мы тебя уличим в корупции и на этом попиаримся, а ты оставишь себе все что наворовал и тихо удешь в сторону.

Поэтому пока не будет митингов с плакатами "Мантуров - на зону!", "Минпродторг-распустить", то ничего не измениться, так и будут они писать свои госпрограммы по 30 млн.$ за штуку.

ЗаВсеХорошее      10/11/2012 [19:39:10]#7
Да чего вы все беспокитесь? Все путем будет! Если чего в России нету - купят в Индонезии. Суперджетеры уже тропинку нащупали:
http://antisuperjet.byethost31 ...













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer