Соответствующие заявления бортпроводники направили в транспортную прокуратуру и Госинспекцию по труду.
Проблемы
Региональный авиаперевозчик столкнулся с серьезными проблемами еще в прошлом году. Компания испытывала финансовые трудности. В 2011 году она накопила серьезные долги перед компанией «Ильюшин финанс Ко» за взятые в лизинг современные самолеты Airbus-330 и Airbus-320.
К декабрю прошлого года, по сообщению ИФK, «Владивосток-Авиа» задолжала владельцам самолетов более пяти миллионов долларов. Как следствие, финансовая компания потребовала приостановить эксплуатацию самолетов.
В ноябре прошлого года контроль над «Владивосток-Авиа» получил «Аэрофлот». Новый менеджмент начал проводить мероприятия по финансовому оздоровлению компании. В частности, авиаперевозчик вернул часть взятых в лизинг самолетов. Как следствие, сократилось число рейсов, и возникла необходимость сократить незадействованный летный и технический персонал.
И решения
По словам самих бортпроводников, первый приказ о сокращении штатов появился еще в сентябре. Тогда, как утверждают стюардессы, под сокращение попали порядка 60 человек. Серьезных проблем в этом случае девушки не видят – у большинства бортпроводников, попавших в первый приказ, не было допусков к выполнению международных рейсов, отсутствовали допуски на все типы самолетов, эксплуатирующихся в компании.
Второй список, появившийся уже в октябре, у самих бортпроводников вызвал гораздо больше вопросов.
Елена Шилина - одна из тех стюардесс, которой вручили уведомление о сокращении. Говорит, что работает в компании уже почти 7лет. Имеет все допуски – и на полеты за рубеж, и на все типы самолетов. Утверждает, что всегда была на хорошем счету у руководства. Но, несмотря на это, ее фамилия также попала в приказ об увольнении.
Почему из нескольких сотен коллег уволить решили именно ее, недоумевает. Формальных поводов, по ее мнению, нет.
Сама Елена Шилина связывает этот факт исключительно с личным конфликтом, который произошел между ней и руководителем службы бортпроводников компании Игорем Верхоглядом.
Странный выбор
По словам Елены, скорее всего, причиной стал рапорт с просьбой отпустить ее в учебный отпуск на сессию – Елена получает высшее образование без отрыва от производства и в ноябре должна была защищать диплом. Трудовой кодекс предусматривает, что работодатель обязан предоставить студентам оплачиваемый отпуск для сдачи сессии. Но в случае с Еленой, по ее словам, руководство решило, что оплачиваемый отпуск – это непозволительная роскошь, в то время как компания испытывает трудности.
Руководитель службы бортпроводников «Владивосток-Авиа» Игорь Верхогляд, по словам Елены Шилиной, предложил ей уйти в отпуск за свой счет. Бортпроводница не согласилась. Поспорила с начальством и добилась положенного по закону. Но через несколько дней увидела свою фамилию в приказе о сокращении штатов.
Скорее всего, для увольнения Елены были и другие поводы. Но сама стюардесса утверждает, что иной причины попасть под сокращение не видит.
Поводы для увольнения
Формально, как говорит Елена, в самой службе ей сказали, что поводом для сокращения является отсутствие у нее высшего образования – диплом Елена получит только в ноябре. Но само наличие высшего образования не является основанием для прекращения трудовых отношений. Согласно должностной инструкции бортпроводника на этой должности могут трудиться граждане России со средним, средним специальным или высшим образованием. И вообще, работала же она несколько лет подряд, и никому до отсутствия диплома не было дело. А вот теперь появилось.
Да и само наличие высшего образования, как говорят попавшие под сокращение стюардессы, ничего не гарантирует. По их словам, в списки на сокращение попали люди и с двумя высшими образованиями.
Сами бортпроводники говорят, что им совершенно непонятно, каким принципом руководствовались во «Владивосток-Авиа», готовя списки на сокращение.
Несправедливостью, к примеру, они называют и тот факт, что руководство службы продлило договоры тем, кто работает по срочным трудовым контрактам, а сократили преимущественно штатных сотрудников.
Увольнения без повода
Утверждают, что в списки попали матери, воспитывающие двоих или даже троих детей. По закону работодатель вправе их сократить. Но в соответствии со статьей 179 ТК РФ при равной производительности труда и квалификации по сравнению с другими работниками данный работник будет иметь преимущественное право на оставление в должности. Сами бортпроводники уверяют, что квалификация и производительность труда у сокращаемых были на уровне.
Еще одной несправедливостью бортпроводники считают и то, что под сокращение попали опытные специалисты, в то время как в штате оставили многих бортпроводников, которые такого опыта не имеют, – ряд из тех, кто остается работать на предприятии, отработали в компании всего не больше года. Стюардессы утверждают, что у некоторых несокращенных нет допусков к полетам на международных рейсах, зато имеются заслуженные папы.
Странностей в этом сокращении бортпроводники видят немало. К примеру, Анастасия Козьмич утверждает, что буквально за месяц до сокращения компания направила ее на курсы повышения квалификации в Южную Корею. Именно там переучивают и повышают профессиональное мастерство на самолетах марки Airbus. Курсы успешно были пройдены за счет «Владивосток-Авиа». Но, вернувшись, Анастасия узнала, что в ее услугах компания теперь больше не нуждается.
По словам Надежды Савельевой, чья фамилия также попала в приказ о сокращении, ей особенно обидно. До льготной летной пенсии ей оставалось проработать всего пять месяцев.
Формальности
Увольняемым по сокращению штатов, как это и полагается по закону, предлагались вакантные должности в компании. Но, по словам бортпроводников, снова летать можно было исключительно в хабаровском филиале «Владивосток-Авиа». Но бросить семьи и квартиры во Владивостоке и в Артеме никто не решился. А летать каждый день из Владивостока в Хабаровск на работу бортпроводникам, в отличие от пилотов, просто не по карману. Во Владивостоке предлагались должности лишь в наземных службах, где нет ни льготного стажа, ни льготной пенсии. Основу зарплаты бортпроводника составляет надбавка за летные часы. При выработке летной нормы их зарплата составляет около 60 000 рублей. В наземных службах, как утверждают бортпроводники, их зарплата сократилась бы в три-четыре раза. Назвать такую должность равноценной, по их словам, язык не поворачивается. Требования закона руководство компании выполнило. Но бортпроводники считают, что это не очень справедливо по отношению к тем, кто отдал летной работе лучшие годы жизни.
Бортпроводникам сообщили, что сокращение – это временная мера. Якобы уже весной будущего года на предприятии вновь откроются вакансии в службе бортпроводников. Но сами стюардессы в это не очень-то и верят. Впрочем, как утверждают они сами, даже если их вновь и примут на работу, то они потеряют непрерывный летный стаж и льготы.
Тенденции
Уволенные стюардессы связывают нынешние проблемы в компании с тем, что «Владивосток-Авиа» стала дочерней компанией «Аэрофлота». Из опыта отрасли, говорят они, известно, что куда приходит Москва, там всегда начинаются подобные проблемы.
Впрочем, истины ради необходимо признать – проблемы у компании начались не сейчас. Миллионные долги образовались не сегодня. Да и самолеты, за которые «Владивосток-Авиа» задолжала лизинговой компании, потребовали вернуть владельцу еще тогда, когда «Аэрофлот» еще не получил контроль над перевозчиком.
В самой компании «Владивосток-Авиа» утверждают, что нынешняя ситуация является сугубо внутрикорпоративным делом и все предусмотренные законом процедуры выполняются неукоснительно: при составлении списков на сокращение штатов учитывалась масса факторов – и производительность труда каждого из кандидатов, и их квалификация.
Все требования о предоставлении вакантных рабочих мест в компании «Владивосток-Авиа» выполнила. Но согласились перейти на новую работу немногие.
Решение, говорят в компании, было хоть и болезненным, но необходимым. А обиженные и недовольные в такой ситуации будут всегда.
И транспортная прокуратура, и Государственная инспекция по труду пока изучают ситуацию вокруг увольнения бортпроводников. Проверки продлятся как минимум месяц.