HeliVert – совместное предприятие по сборке гражданских вертолетов АW-139 в России в различных комплектациях – VIP, пассажирский, грузопассажирский и др. Его акционерами являются с российской стороны – ОАО «Вертолеты России» (входит в корпорацию ОПК «Оборонпром»), с итальянской – компания Agusta Westland (входит в корпорацию Finmeccanika). Сборочный комплекс построен на территории четыре гектара в подмосковном поселке Томилино.
Пилотный проект
Подписание базового соглашения «О создании совместного предприятия между ОАО «Вертолеты России» и Augusta Westland S.p.A.» состоялось 6 ноября 2008 года в Москве в присутствии руководителей Российской Федерации и Итальянской Республики. В сентябре 2009-го ОАО «Вертолеты России» учредило стопроцентную дочернюю компанию – ЗАО «ХелиВерт», на базе которого сегодня и создается на паритетной основе совместное предприятие. 22 июня 2010 года прошла церемония закладки капсулы в честь начала строительства в поселке Томилино Московской области сборочного комплекса гражданских вертолетов АW-139, на которой присутствовал министр Минпромторга Денис Мантуров. В мае 2012-го на сборочную линию уже установили фюзеляж первого вертолета АW-139 № 60001 комплектации VIP. В настоящее время в ЗАО «ХелиВерт» работают 65 сотрудников, многие из которых прошли обучение в Италии.
Официально ЗАО «ХелиВерт» (HeliVert) – российско-итальянское совместное предприятие, созданное «Вертолетами России» и компанией Augusta Westland по финальной сборке среднего многоцелевого вертолета AW-139, еще не открыто. Но производство функционирует. Ожидается, что до конца 2012 года первые собранные в России машины выйдут из цеха. Это гражданские вертолеты среднего класса, которые традиционно применяются в основном для пассажирских, корпоративных и VIP-перевозок. Могут использоваться также для выполнения специальных задач, спасения, эвакуации, патрулирования, наблюдения, выполнять офшорные перевозки, в частности полеты на буровые платформы над акваторией моря.
Россия еще с советских времен была сильна своими компетенциями в вертолетной отрасли, хотя основные наши наработки – это боевые вертолеты разных типов и различного назначения. Среди них самый тяжелый и грузоподъемный в мире Ми-26, вертолеты среднего класса типа Ми-8, степень известности которых сопоставима с таким брендом, как автомат Калашникова. Ранее ни в России, ни в Советском Союзе подобных проектов не было. Как подметил посол Италии Антонио Дзанарди Ланди, последнее подобное совместное предприятие в области самолетостроения создано в Советском Союзе еще в 1938 году, когда по кооперации выпускался самолет Ли-2 «Дуглас».
АW-139 – первый опыт объединения российского и итальянского вертолетостроения. За этим проектом последуют другие модели Augusta Westland, адаптированные к нашему рынку и стран СНГ.
Нишевый рынок АW-139 – это прежде всего корпоративные перевозки. Дальность полета вертолета среднего класса составляет 500–600 километров. Самолет на таких расстояниях невыгоден. Важно и то, что в таких мегаполисах, как Москва, где на дорогах сплошные пробки, именно легкие и средние вертолеты становятся незаменимым видом транспорта. В Лондоне, Вашингтоне, других крупных городах это уже норма. Кстати, на открытие Олимпийских игр-2012 в Лондоне королева Великобритании прибыла вместе с Джеймсом Бондом именно на вертолете Augusta Westland.
Все собираемые вертолеты уже имеют своих покупателей. На HeliVert вообще ничего не будет делаться про запас. Каждый заложенный вертолет – это кому-то принадлежащая и оплаченная машина.
Холдинг «Вертолеты России», который на сто процентов принадлежит объединенной промышленной корпорации «Оборонпром», выпускает машины различного предназначения. Предприятие HeliVert создано на паритетных началах с государством: 50 процентов акций принадлежат HeliVert, 50 – «Вертолетам России».
Стратегическое сотрудничество
В ходе осмотра предприятия Дмитрия Рогозина и посла Италии сопровождали генеральный директор ОАО «Вертолеты России» Дмитрий Петров и генеральный директор ЗАО «ХелиВерт» Александр Кузнецов. Рогозина интересовал вопрос локализации производства. Как пояснил Кузнецов, это вопрос прежде всего соотношения цены и качества, получения сертификации и решения других проблем: «То, что интересно и более выгодно производить в России, будем делать, конечно, здесь, – подчеркнул Кузнецов. – И такую программу уже начали».
Тем не менее сегодня в мире сохраняется тенденция международного разделения труда и тесной кооперации производителей. В Augusta Westland около 70 процентов агрегатов поставляется зарубежными партнерами, например фюзеляж производится в Польше. Для нас же, безусловно, важна глубокая сборка вертолетной техники, производство которой потом будет локализовано на территории Российской Федерации. По мнению Дмитрия Рогозина, такого рода проект является своеобразным технологическим прорывом России, направленным на капитализацию отношений с ведущими странами Евросоюза. Это разрушает позицию евроскептиков, полагающих, что у России не может быть глубокой промышленной кооперации на Западе. А ведь Италия еще и член НАТО.
В целом Рогозин оценил новое предприятие как своеобразную визитную карточку в заявке на новую культуру производства: «Здесь отсутствует примитивная «отверточная сборка», как это было у нас раньше. Мы обучаемся культуре и организации производства. Пока у нас нет вертолетов подобного класса, будем производить их с помощью итальянских коллег. Очевидно и то, что на этой большой производственной площадке начнет развиваться сотрудничество наших итальянских партнеров с ОАО «Камов».
Вице-премьер постарался определить, чем может помочь правительство Российской Федерации, Минпромторг инициативам подобного рода. Такие новации наших предприятий руководством государства приветствуются, ведь кооперация с западными партнерами разрывает технологическую изоляцию России, в которой мы находились долгие годы. Это, безусловно, даст дополнительный импульс инженерной мысли, промышленной культуре нашего вертолетостроения.
Антонио Дзанарди Ланди в свою очередь с удовлетворением отметил, что проект удалось воплотить в жизнь, несмотря на все трудности и сомнения скептиков. За три с небольшим года не только воздвигнуты стены, но и подготовлена нормативно-правовая документация, заключены лицензионные соглашения, а также генеральное соглашение на поставку частей вертолетов, о сохранении торговой марки и совместном предприятии, обучены кадры, запущена нитка по сборке вертолетов.
Как любой производитель сложной техники, предприятие заинтересовано в том, чтобы государство содействовало развитию рынка авиаперевозок, оказанию услуг и тем самым стимулировало рост заказов на малые партии вертолетов разных классов различного назначения. Все это напрямую связано с развитием экономики России, ее интеграцией в международное экономическое пространство. Сегодня на некоторые вертолеты российского производства уже устанавливаются иностранные двигатели: французские, американские, английские.
Производить буквально все в одной, даже самой богатой и сильной стране невыгодно. Создать высококонкурентный продукт без промышленной глобализации, основываясь только на внутреннем производстве деталей и компонентов, достаточно сложно. Но взамен мы получаем новые технологии, обогащаем свое производство инновационными продуктами, вырабатываем культуру производства. Тем более что ключевые компетенции по принятию решений остаются в России. Хотим мы того или нет, но российская вертолетостроительная промышленность вынуждена активно интегрироваться в международную кооперацию труда, тесно взаимодействовать с производителями различных компонентов вертолетной техники.
К сожалению, пока наша составляющая в данном проекте лишь рабочая сила, производственные площади и компетенции. Но постепенно ситуация изменится. В ближайшее время планируется наладить выпуск гидрошлангов для гидросистем вертолетов АW-139, производство оборудования салона. Словом, локализация производства – одна из главных задач, которые поставил вице-премьер.
Для продвижения на рынок уже готового российского авиа- или вертолетного продукта необходима долгая и мучительная сертификация в соответствующих международных органах. В том числе в Российском авиационном регистре государственного авиационного комитета, который сертифицирует всю авиационную технику на территории РФ и стран СНГ. Вертолет АW-139 уже сертифицирован Европейским агентством по авиационной безопасности.
Идеология производства
При соответствующем интересе со стороны Министерства обороны HeliVert готов исполнить и военный заказ, поскольку АW-139 – многоцелевой вертолет. Тем более что Минобороны объявило о закупках до 2020 года около тысячи вертолетов российского производства. Конечно, это прежде всего ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник», К-52 «Аллигатор», вертолеты типа Ми-8 различного назначения, Ми-26, учебные «Ансат-У», многоцелевой Ка-226Т. Вполне вероятно, найдется заказ и на АW-139, на который возможна установка поискового, навигационного и другого оборудования. Пока же запланированный объем выпуска – 15–20 машин в год.
Словом, перспективы у нового совместного предприятия самые радужные. В июле 2012 года на международном авиасалоне Farnborough в Великобритании между ОАО «Вертолеты России» и Augusta Westland подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве в области вертолетостроения, разработке, производстве и реализации совместного проекта по выпуску нового легкого вертолета массой 2,5 тонны. А в 2013-м ОАО «Вертолеты России» совместно с итальянскими партнерами подготовит проект первого этапа локализации производства авиационных деталей для вертолетов Augusta Westland в России. В частности, на территории, прилегающей к сборочному производству ЗАО «ХелиВерт» в поселке Томилино.
На подходе и чисто российские новинки. ОАО «Вертолеты России» готовит первый и второй летные опытные образцы новой машины Ми-171-А2, которую планируется представить в 2013 году, а выпустить на рынок к 2015-му. Этот вертолет закроет нишу средних вертолетов лет на 10–15. В целом же Национальный центр вертолетостроения сегодня – одна из немногих отраслей, где промышленное производство растет ежегодно на 15–20 процентов. В 2011 году, например, поставлено заказчикам 262 вертолета.
Как особо отметил Дмитрий Рогозин, правительство намерено поддерживать производителей, локализующих в России иностранное производство с трансфертом (передачей) технологий. Такое решение принято недавно на заседании Военно-промышленной комиссии. Наши машиностроители должны договариваться с иностранными партнерами о переносе на территорию Российской Федерации производства в том случае, если это позволяет получить новые технологии и способы управления ими.
Говоря о своего рода «идеологии производства и технологий», вице-премьер предостерег от фактических попыток уничтожить российское производство, когда под видом сборки иностранной техники осуществляется ее банальный завоз. «Такого рода «отверточная примитивная сборка» будет минимизирована усилиями правительства», – подчеркнул Рогозин. И наоборот, инициативы, связанные с трансфертом технологий, будут всячески поддерживаться. В целом же локализация иностранного производства авиакомпонентов должна идти по прогрессивной шкале и может превысить 60 процентов.
К 2015 году на территории Национального центра вертолетостроения ОАО «Вертолеты России» (на площадке опытного производства Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля) планируется ввести в строй современный экспериментально-исследовательский, опытно-производственный и логистический центры.
Справка «ВПК»
Вертолет АW-139 – средний двухдвигательный вертолет со взлетной массой 6400 килограммов. Способен перевозить до 15 пассажиров. Используется в качестве корпоративно-транспортного и VIP-вертолета, а также в условиях работы на шельфах, в чрезвычайных ситуациях, спасательных операциях, пожаротушении.
Agusta Westland (Италия) – одна из крупнейших мировых компаний по разработке и производству вертолетной техники. Входит в группу Finmeccanika. Производственные мощности расположены в Италии, Великобритании, США.