"Ростехнологии", владеющие 70,42% акций российского монополиста по выпуску титана и титановой продукции "ВСМПО-Ависма", продают 45,42% ее акций компании Nordcom (Кипр). В ней 25% минус 1 акция принадлежат Газпромбанку, остальное — менеджменту "ВСМПО-Ависма": заместителю председателя совета директоров Михаилу Шелкову, гендиректору Михаилу Воеводину, его заместителю Алексею Миндлину, главному бухгалтеру Дмитрию Санникову и директору по правовым вопросам Артему Кисличенко. В результате сделки доля "Ростехнологий" в "ВСМПО-Ависме" снизится до 25% плюс 1 акция, а СП получит контроль над компанией, так как еще 4,6% ее акций внесет в Nordcom менеджмент, скупавший бумаги в течение года. Газпромбанк уже владеет 13,2% акций ВСМПО (из 24,98% free float), но эти бумаги в Nordcom вноситься не будут, рассказал первый вице-президент Газпромбанка Андрей Зокин. "Мы их уговаривали, но не хотят",— пошутил Михаил Воеводин.
"Главный человек в этой сделке — Михаил Шелков, старый друг и партнер главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова",— говорит партнер кадрового агентства Top-contact Артур Шамилов. По его словам, это "внутренняя, клубная сделка, по факту актив не уходит на сторону". "Людям дают шанс стать акционерами, но реализовать его непросто",— считает эксперт. Михаил Шелков с 2001 года возглавляет подконтрольный "Ростехнологиям" "Оборонимпэкс" (сейчас "Проминвест"). Со своей стороны, именно господин Шелков привел в "ВСМПО-Ависму" Михаила Воеводина, который возглавил компанию в 2009 году.
"Наше СП — синергия опыта финансового инвестора и менеджмента, который понимает рынок, знает компанию. Наше взаимодействие будет направлено на увеличение стоимости компании. Поскольку у нас уже есть 13%, то, сигнализируя о создании СП, мы исходили из интересов каждой из сторон",— пояснил вчера Андрей Зокин. По его словам, создание СП было "общей инициативой". Сумма сделки составит $965-970 млн ($187 за акцию), пояснил господин Воеводин. По его словам, Nordcom привлечет под сделку синдицированный кредит.
"Ростехнологии" купили акции "ВСМПО-Ависма" в 2006 году, когда шел корпоративный конфликт между акционерами: председателем совета директоров Вячеславом Брештом и гендиректором Владиславом Тетюхиным (вместе владели около 30%), с одной стороны, и группой "Ренова" Виктора Вексельберга (владела около 13%), с другой. Для сделки "Ростехнологии" заняли у банков около $1,2 млрд. В апреле 2012 года источники "Ъ" рассказывали, что госкорпорация хочет снизить долю в "ВСМПО-Ависме" до блокпакета, так как ее долг по кредитам на покупку бумаг составлял на тот момент около $790 млн, акции были в залоге у ВТБ и Сбербанка, а бюджет не позволял обслуживать кредиты после первого полугодия 2012 года.
В "Ростехнологиях" вчера заявили, что версия о дефиците средств для обслуживания кредитов неверна: продажа пакета ВСМПО обусловлена стратегией госкорпорации. Однако за счет сделки с Nordcom "Ростехнологии" погасят $294 млн долга перед ВТБ, освободив бумаги из-под залога. Кредит Сбербанка в размере $495 млн Nordcom возьмет на себя вместе с акциями. Эта сумма учтена в стоимости сделки, то есть деньгами СП должно заплатить "Ростехнологиям" только $475 млн. С учетом того что часть денег сразу уйдет ВТБ, у госкорпорации останется только $181 млн.
Заявка Nordcom в ФАС будет подана на этой неделе, стороны планируют закрыть сделку через две недели после получения разрешения — ориентировочно в декабре-январе. Поскольку ВСМПО не является стратегическим предприятием, то покупатели не видят особых сложностей с получением разрешения на сделку. В рамках сделки планируется объявление добровольной оферты миноритариям о выкупе их бумаг.
Сумма сделки предполагает 17-18% премии к средневзвешенной цене за три месяца ($161). На новостях о сделке акции корпорации на Московской бирже начали расти: к 12:30 подорожали на 4,15%, а закрылись, прибавив 1,9% за день, до $174 за бумагу. Но аналитики не считают, что СП переплатило. "Надо учитывать, что у ВСМПО история "полурыночная", господин Воеводин верно охарактеризовал ее словами "сначала производство, потом — инвесторы"",— говорит Игорь Лебединец из "ВТБ Капитала". По его словам, компании в отрасли оцениваются по мультипликатору price/earnings в 10-15, в случае с ВСМПО этот показатель составляет 8,5-9. Предложение Nordcom по мультипликатору 9,4 близко к рынку, полагает аналитик, добавляя, что "это допустимая вилка и речь о премии может идти только в отношении старой цены".