«Гражданские самолеты Сухого» за первые шесть месяцев 2012 года увеличили чистый убыток в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выручка сократилась до 5 млн долларов, а убытки выросли до 100 млн долларов.
Чистый убыток ГСС по МСФО увеличился в первые шесть месяцев 2012 года в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 100,2 млн долларов. Выручка сократилась в 3,6 раза, до 5,635 млн долларов. Операционный убыток составил 45,05 млн долларов против 5,9 млн долларов операционной прибыли за аналогичный период 2011 года.
Отрицательные финансовые показатели компании ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» за первое полугодие 2012 были изначально заложены при планировании финансовой деятельности компании в 2011 году, говорится в сообщении компании.
В компании убытки объясняют несколькими факторами. «В настоящее время производитель самолетов Sukhoi Superjet 100 находится на начальном этапе выхода на рынок, и первые самолеты стартовым заказчикам могут продаваться с существенным дисконтом, что может негативно сказываться на финансовых показателях компании», — говорится в сообщении ГСС.
В компании поясняют, что пока Sukhoi Superjet 100 выходит на рынок, компания не может поддерживать показатели за счет других составляющих, так как этот проект —единственный. Кроме того, отчетность по МСФО, говорят в ГСС, была представлена за первое полугодие 2012 года, а количество твёрдых заказов было увеличено уже во втором. В настоящее время компания имеет заказы на 179 машин.
В твердость этих договоренностей не верит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Эти контракты нельзя назвать твердыми, потому что по большинству из них не получены авансы. Сейчас производство Superjet 100 убыточно, и станет ли оно прибыльным, и когда станет — неизвестно. То есть самолеты строятся и продаются значительно ниже себестоимости. Есть конкуренты у Superjet — в первую очередь его одноклассник Embraer. И сейчас бразильцам удается снимать все сливки с рынка, он продолжает получать все новые заказы. Успехи «Сухого» более чем скромные. Самолет не получился с более высокими потребительскими качествами, чем конкурент, и нет доверия к производителю, и нет качественного сервисного обслуживания».
Только за ноябрь «Сухой» отчитался, что в Superjet заинтересованы Индонезия и Мексика. Индонезийцы заказали 42 судна, а мексиканский авиаперевозчик Interjet — двадцать и еще дозаказал десять.
Между тем, «Сухой» посчитал: чтобы выйти на окупаемость, необходимо продать 300 Superjet. Компания надеется, что через три года выйдет к этому рубежу.
Учитывая недавнюю аварию (в мае во время демонстрационного полета Superjet разбился в Индонезии) и итоги последних авиасалонов, в скором успехе новинки сомневается независимый авиаэксперт Максим Шапиро: «В принципе, такое количество самолетов компания не выпустит. Покупателей у компании практически нет — таким образом, речь идет исключительно о единицах, максимум о паре десятков самолетов. Если посмотреть статистику, то было продано очень мало самолетов, существенно меньше, чем «Сухой» закладывал в свои планы. Существенное количество денег было потрачено на ремонт самолетов, которые регулярно ломаются, на поставку запчастей. Качество самолетов очень среднее, и авиакомпании предпочитают их не покупать».
Так, авиаперевозчик «Аэрофлот» отказался от десяти, уже поставленных ему самолетов облегченной версии, потребовав заменить их полной, более поздней серией. А «Армавиа» летом вовсе отказалась от российских Superjet, заменив их «Аэробусом А320» и двумя «Боингами».
Между тем, в компании ГСС рассчитывают на улучшение отчетности в будущем. Во-первых, в июле для рефинансирования существующих кредитов был заключен обеспеченный долгосрочный кредитный договор с ВЭБ. Объём кредита— 1 млрд долларов со сроком погашения в 2024 году. Кроме того, в ближайшие годы компания планирует нарастить объемы выпуска самолетов. В компании ожидают, что это положительно повлияет на показатели по валовой прибыли и чистой прибыли в целом.
В целом эксперты соглашаются с аргументацией ГСС. «Я думаю, можно принять аргумент о том, что это начальный этап, в том плане, что пока еще не полностью выведен SSJ на рынок, хотя уже идет постепенный положительный тренд», — говорит аналитик компании «Инвесткафе» Андрей Шенк. По его словам, убытки зафиксированы по той причине, что большие средства были затрачены на маркетинговую программу, а эффект эти деньги дадут в течение ближайших нескольких лет.
Шенк предполагает, что количество заказов на самолёт будет расти, особенно с расширением модельного ряда. Что касается катастрофы в Индонезии, аналитик видит в этом только имиджевый риск, не влияющий на текущие экономические показатели. По его словам, положительную отчетность компании можно будет увидеть через 3-4 года, когда окупятся маркетинговые и рекламные затраты и будет расширен модельный ряд.