Вчера аппарат Саратовской городской думы опубликовал официальное письмо главы Саратова Олега Грищенко к генеральному директору ОАО «Аэрофлот» Виталию Савельеву. В письме господин Грищенко просит руководителя «Аэрофлота» рассмотреть возможность наладить постоянное альтернативное воздушное сообщение Москва-Саратов. В качестве аргументации он ссылается на низкое качество предоставляемых действующим монополистом на рынке авиаперевозок ОАО «Саратовские авиалинии» услуг, а также их необоснованную дороговизну.
В своем письме Олег Грищенко отмечает: «Все больше инвесторов, деловых людей видят Саратовскую область надежным партнером и местом приложения своих усилий. Все больше саратовских компаний выходят на российский и международный рынки... как театр начинается с вешалки, регионы страны сегодня начинаются в салонах самолетов, в залах ожидания аэропортов. И, к сожалению, знакомство с нашим красивым городом и большой мощной Саратовской областью начинается в скрипучем и тесном салоне «ЯКа», изготовленного в прошлом веке». Также он обращает внимание на то, что последний завод, на котором выпускали запасные части для «ЯК-42», прекратил свое существование, а наличие развитого рынка контрафактных деталей делает перелеты опасными.
«Мы просим Вас рассмотреть возможность наладить постоянное альтернативное воздушное сообщение Москва-Саратов», — обращается к господину Савельеву Олег Грищенко.
ОАО «Аэрофлот» — крупнейшая российская авиакомпания. 51,17% акций принадлежат государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, 40,55% — в собственности юридических лиц (в том числе около 30 % контролирует Национальная резервная корпорация (НРК)), 8,28% принадлежат физическим лицам. «Аэрофлот» имеет на балансе 126 авиалайнеров, большую часть которых составляют самолеты семейства А320, A321, А330 и SSJ-100. В 2007 году Аэрофлот подписал крупные контракты на приобретение 22 дальнемагистральных самолетов Boeing B787 Dreamliner с началом поставок с 2016 года и 22 лайнеров Airbus A350 — с 2018 года. Чистая прибыль Группы компаний «Аэрофлот» по итогам 2011 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составила $ 491 млн.
Отметим, у некоторых достаточно крупных аваикомпаний уже был неудачный опыт попыток попасть на рынок авиаперевозок Саратова. Так, в прошлом году аваикомпании ЗАО «РусЛайн» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» посчитали, что саратовская авиакомпания «злоупотребляет доминирующим положением» и тем самым нарушает «Закон о защите конкуренции». Тогда генеральный директор ОАО «СарАвиа» Александр Боков заявил, что авиакомпанией разработан план мероприятий ценой более 20 млн рублей, чтобы подготовить аэропорт к приему самолетов «ЮТэйра» и «РусЛайна». Уже в этом году ФАС признала претензии иногородних авиакомпаний обоснованными и потребовала от «СарАвиа» пустить конкурентов на рынок авиаперевозок. Однако до сих пор «Саратовские авиалинии» остаются монопольным перевозчиком. В сентябре ОАО разделилось на две компании: ОАО «Саратовские авиалинии» и ОАО «Международный аэропорт Саратов» (МАС). При этом собственники у обеих компаний те же.
В ОАО «Аэрофлот» сообщили, что пока не готовы отреагировать на обращение саратовского главы к гендиректору авиакомпании. В ОАО «Саратовские авиалинии» также в течение дня прокомментировать инициативу господина Грищенко было некому.
Депутат Саратовской областной думы Василий Синичкин поддерживает обращение главы Саратова. «В любом деле должна быть конкуренция, если ее нет, значит, цены должно устанавливать государство. В Саратове очень дорогие перевозки. Я отдыхал с семьей за границей, только перелет до Москвы обошелся так же, как 10 дней в приличном отеле. Люди летают через Самару и Волгоград, это неправильно», — говорит парламентарий. Кроме того, господин Синичкин считает, что у «Аэрофлота» найдутся самолеты, которые бы подходили саратовской взлетной полосе.
«Я думаю, что данный вопрос все же не может решаться между руководством Саратова и «Аэрофлотом», хотя процесс довольно громкий, — считает аналитик агентства «Инфомост» Андрей Шенк. — В данной ситуации влияние на процесс будут оказывать антимонопольные власти и авиационные. В любом случае «Аэрофлот» рассмотрит все возможные предложения».