Залить баки
Индия пыталась закупить новые самолеты-заправщики двумя тендерами. Первый был объявлен в 2008 году. Участие в нем приняли три компании: американская Boeing, европейская Airbus и "Рособоронэкспорт". Они предлагали индийским военным летающие танкеры KC-767AT, A330MRTT и Ил-78МКИ соответственно. В мае 2009 года Фали Хоми Маджор, занимавший тогда пост командующего ВВС Индии, объявил, что военные не намерены закупать Ил-78МКИ - победу в тендере одержал европейский самолет-заправщик. По итогам первого тендера документы на одобрение сделки были переданы в комитет по безопасности Индии.
Впрочем, в конце 2009 года министерство финансов Индии отменило результаты конкурса на поставку самолетов-заправщиков, сочтя стоимость покупки A330MRTT чрезмерно высокой. В 2010 году индийское военное ведомство объявило второй тендер на поставку летающих танкеров. Заявки на участие в нем подали все те же компании, однако уже в январе 2011 года Boeing объявил о выходе из индийского тендера. Американский концерн заявил тогда, что его самолеты-заправщики не будут участвовать в международных конкурсах до тех пор, пока не станут известны результаты американского тендера KC-X.
Расширенные испытания российского и европейского заправщиков ВВС Индии завершили в январе 2012 года и передали заключение о самолетах министерству обороны. В начале октября 2012 года индийские военные вскрыли конверты с коммерческими предложениями Airbus и "Рособоронэкспорта". По данным издания Defense News, ссылающегося на источники в индийском военном ведомстве, российский Ил-78МКИ оказался в закупке дешевле европейского самолета, однако в плане обслуживания и потребления топлива - значительно дороже.
Финансовые показатели коммерческих предложений и итоги испытаний не раскрываются. По словам источника Defense News, участники тендера пока не получили извещений о его результатах. Агентству РИА Новости руководитель пресс-службы "Рособоронэкспорта" Вячеслав Давиденко подтвердил, что уведомления о результатах тендера от Индии госкомпания пока не получила. Между тем ВВС Индии намерены купить 12 новых самолетов заправщиков, шесть из которых - у Airbus по итогам тендера. Остальные шесть заправщиков могут быть также куплены у Airbus или по итогам нового конкурса.
В октябре 2002 года Индия приобрела у России шесть самолетов-заправщиков Ил-78МКИ. Эти заправщики были собраны на Ташкентском авиационном производственном объединении в Узбекистане. Они получили двигатели Д-30КП-2 второй серии, израильское оборудование перекачки топлива с тремя системами "шланг-конус" (две на законцовках крыла и одну в хвостовой части) и обновленное бортовое оборудование. Эти самолеты-заправщики и сейчас находятся на эксплуатации ВВС Индии, однако военные недовольны их обслуживанием и поставками запчастей и расходных материалов к Ил-78МКИ.
В частности, еще в 2009 году Фали Маджор заявил, что индийская сторона испытывает регулярные перебои с поставками запчастей и расходников, а также трудности с послепродажным обслуживанием самолетов. В 2010-2011 годах индийские военные также жаловались на плохое выполнение Россией своих послепродажных обязательств. При этом стало известно, что Индия для решения этих сложностей даже стала закупать авиационные запчасти для российских самолетов у третьих стран. В ответ Россия заявила, что причиной высокой аварийности ВВС Индии является использование поддельных запчастей.
В феврале 2011 года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев признался, что иностранные покупатели российской военной техники предъявляют много претензий к поставляемой продукции. Дело в том, что еще при СССР недооценивались преимущества ремонта и модернизации поставленной техники, поставки запчастей, инструментов и принадлежностей. "Мы это, к сожалению, унаследовали, и преодолеть это наследие оказалось не так просто", - пояснил Дмитриев. Впрочем, эту ситуацию планируется исправить.
По неофициальным данным, Индия решила провести тендер на закупку шести самолетов-заправщиков именно потому, что столкнулась с трудностями в послепродажном обслуживании Ил-78МКИ. Якобы закупка новых самолетов у других стран позволит в будущем избавиться от излишних трудностей, негативно сказывающихся на обороноспособности страны в целом. Впрочем, вероятнее всего, купить новые заправщики Индия решила в связи с грядущим увеличением ВВС, на вооружение которых должны встать дополнительные новые истребители Су-30МКИ и Dassault Rafale.
Впрочем, и помимо сложностей с поставками запчастей у проигрыша Ил-78МКИ есть несколько объективных причин. По сравнению с A330MRTT российский самолет значительно устарел. Он оснащен четырьмя силовыми установками небольшой мощности, обладает вдвое меньшей продолжительностью полета, чем у A330MRTT, относительно устаревшим бортовым оборудованием, а в состав экипажа входит вдвое больше человек. При этом европейский заправщик, созданный на базе гражданского лайнера A330 использует цифровое оборудование, отработанные технологии топливной эффективности, а в его экипаж входят всего три человека.
Тем не менее ранее предполагалось, что у Ил-78МКИ шансов на победу больше, чем у европейского конкурента. Однако большинство доводов в пользу российского заправщика сводилось к тому, что большая часть истребителей и вертолетов на вооружении Индии - советского и российского производства, а значит, совместимость с системами заправки Ил-78МКИ будет гарантирована. Кроме того, Индия уже обладает всей необходимой инфраструктурой для содержания и обслуживания российских заправщиков, и при закупке новой партии таких самолетов переучивать пилотов и операторов заправки на новые системы не придется.
|
Ил-78МКИ
|
A330MRTT
|
Длина
(метров) |
46,59
|
58,80
|
Размах крыла
(метров) |
50,5
|
60,3
|
Масса пустого
(тонн) |
72
|
125
|
Максимальная взлетная масса
(тонн) |
210
|
233
|
Экипаж
|
6
|
3
|
Максимальная топливная вместимость
(тонн) |
126*
|
111
|
Системы дозаправки
|
3 x "шланг-конус"
|
2 x "шланг-конус" и 1 x заправочная штанга
|
Скорость передачи топлива
(килограммов в минуту) |
1361
|
~4500**
|
Двигатели
|
4 x Д-30КП-2
|
2 x Trent 772B или CF6-80E1A4 или PW4186A
|
Тяга
(килоньютонов) |
4 x 118
|
2 x 320
|
Удельный расход топлива
(килограммов на килограмм-силы в час) |
4 х 0,705
|
2 х 0,620-0,670
|
Максимальная скорость
(километров в час) |
850
|
880
|
Крейсерская скорость
|
750
|
860
|
Дальность полета
(километров) |
7300
|
14800
|
Потолок
(метров) |
12000
|
12600
|
Тяговооруженность
|
0,23
|
0,28
|
* - 85,7 тонны, по данным министерства обороны Индии
** - по заправочной штанге |
Не исключено, что более высокие шансы на победу в индийском тендере имел бы новый российский самолет-заправщик, который планируется создать на базе военно-транспортного самолета Ил-476 (Ил-76МД-90А), совершившего первый полет 22 сентября 2012 года. Заправочные возможности самолета пока неизвестны. Транспортник получил крыло увеличенной жесткости, полностью цифровую кабину пилотов, а его грузоподъемность увеличилась с 50 до 60 тонн. Однако Ил-476 все еще находится на стадии разработки; его поставка в ВВС России намечена на 2015 год.
Череда неудач
Между тем российское поражение в конкурсе на поставку самолетов-заправщиков стало уже четвертым подряд проигрышем в индийских тендерах за последние два года. Так, в 2011 году из тендера на поставку 126 многоцелевых истребителей MMRCA на сумму в 10-12 миллиардов долларов выбыл российский боевой самолет МиГ-35. В том же году стало известно, что в конкурсе на поставку 22 ударных вертолетов на сумму в 1,4 миллиарда долларов американскому AH-64D Apache Longbow проиграл Ми-28НЭ "Ночной охотник". Наконец, в октябре 2012 года сообщалось, что транспортный Ми-26Т2 уступил победу американскому CH-47F Chinook в тендере на поставку 15 тяжелых вертолетов общей стоимостью около миллиарда долларов.
Таким образом, поражение в четырех индийских тендерах, включая конкурс на поставку самолетов-заправщиков, обошлось России в 13,5-14 миллиардов долларов упущенной выгоды, а с учетом возможности закупки дополнительных шести транспортников - 15 миллиардов долларов. Поражение в первых двух тендерах российская сторона объясняла тем, что на испытаниях были представлены практически прототипы военной техники - серийное производство Ми-28Н началось лишь в 2008 году, а массовый выпуск МиГ-35 вообще еще не налажен. При этом неудачи объяснялись и "сыростью" бортового оборудования.
Впрочем, не обошлось без странностей. По итогам тендера MMRCA Индия объявила, что МиГ-35 выбыл из конкурса, поскольку его радар с активной фазированной антенной решеткой "Жук-МАЭ" не смог показать заявленную дальность обнаружения целей, а двигатели самолета вышли на меньшую, чем было необходимо, тягу. Тем не менее, несмотря на провал "Жук-МАЭ" в тендере, индийская сторона все же выбрала эти радары в рамках пакета модернизации уже стоящих на вооружении истребителей МиГ-29 до версии МиГ-29UPG. Кроме того, Индия намерена закупать и модернизированную версию этого радара.
Поражение Ми-26Т2 в индийском конкурсе немало удивило. Этот вертолет сейчас является самым грузоподъемным летательным аппаратом такого типа, серийно производящимся в мире. На индийский тендер была предложена модернизированная версия Ми-26 - Т2, получившая новую авионику, обновленные двигатели, а также ряд других систем и по многим параметрам превосходящая американского конкурента. По неподтвержденным данным, индийцы предпочли Chinook, потому что его стоимость оказалась ниже российского Ми-26Т2.
В настоящее время Россия также принимает участие в индийском тендере на поставку 197 легких многоцелевых вертолетов на сумму в 1,5 миллиарда долларов. В этом конкурсе Ка-226Т соревнуется с европейским Eurocopter AS550 Fennecl. Шансы российского вертолета в конкурсе также невысоки - он выпускается с начала 2000-х годов, но даже в России еще толком не начал поступать в войска. К настоящему времени построено только 18 Ка-226 различных версий. В свою очередь AS550, выпускающийся с середины 1990-х годов, стоит на вооружении десяти стран мира.
|
К слову, результаты этого тендера вызвали множество насмешек над индийским министерством обороны в российском секторе интернета. В частности, пользователи вспомнили случай, когда подбитый в Афганистане в октябре 2009 года Chinook был эвакуирован на внешней подвеске транспортным вертолетом Ми-26 компании "Вертикаль-Т".
Тем не менее удивляться тому, что правило "российская техника дешевле" в последнее время все больше превращается в миф, не приходится. Еще в феврале 2011 года Дмитриев заявил, что на протяжении последних нескольких лет сформировалась тенденция удорожания российской военной продукции из-за роста стоимости комплектующих. "Это уже не наша сфера. Мы занимаемся экспортом, а не производством и лишь констатируем тревожную ситуацию, поскольку в результате экспортные цены на российские военные изделия тоже ползут вверх", - рассказал Дмитриев.
Отчасти поражение российской техники в индийских тендерах связано с тем, что с 2009 года министерство обороны Индии стало придерживаться политики диверсификации военных закупок, стараясь приобретать технику у разных поставщиков. В настоящее время доля продукции военного назначения российского производства на вооружении Индии составляет около 65 процентов. Но в последние несколько лет индийское руководство стало более активно высказываться в пользу наращивания и укрепления военно-технического и экономического сотрудничества с США и Израилем.
Пока Россия является лидером по поставкам вооружений и военной техники в Индию и будет оставаться им еще долгие годы - индийское военное ведомство закупает истребители Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ, вертолеты Ми-17В-5, ракеты "БраМос", истребители FGFA (на базе ПАК ФА) и так далее. Объем заказов на российское оружие, размещенных министерством обороны Индии, в настоящее время превышает 11 миллиардов долларов. Тем не менее и помимо поражений в тендерах негативная тенденция видна уже сейчас: в октябре командование ВВС Индии решило сократить заказ на FGFA на 60 единиц.
Но беда, как видится, не только в халтурном послепродажном обслуживании, на которое жалуются индийские военные, или росте стоимости российской экспортной военной продукции (в конечном счете, ее стоимость обусловлена и иностранным оборудованием, которое выбирает сам заказчик).
Череда поражений в индийских тендерах указывает на более глубокий системный кризис в оборонно-промышленном и экспортном комплексах России. Частично он заключается в непродуманной экспортной политике и, как ни банально это прозвучит, маркетинге. Если США (прямой конкурент на мировом рынке) привозят на международные выставки натурные образцы своей продукции, то Россия, как правило, "балует" потенциальных покупателей буклетами всех сортов и игрушечными модельками техники из пластмассы. Даже симуляцию воздушных боев, которую так любят на Западе, увидишь редко.