Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Выручка нужна сейчас"


17 ноября 2012 года Ольга Самофалова, Взгляд.ру


Мексиканской авиакомпании Interjet показалось мало заказанных ранее 20 самолетов Sukhoi Superjet-100. Она решила увеличить свой заказ еще на 10 лайнеров. Портфель заказов на российский гражданский самолет растет, даже несмотря на некоторых «отказников». Однако до окупаемости проекта еще далеко, посчитали эксперты.

Мексиканская авиакомпания Interjet к ранее заключенному контракту на 20 самолетов Sukhoi Superjet-100 добавила опцион еще на 10 самолетов, сообщает российско-итальянское совместное предприятие Superjet International. Общий заказ Interjet на российские самолеты оценивается более чем в 1 млрд долларов.
 
«Мы уверены, что эти  10 опционов скоро будут переведены в твердые заказы», – заявил исполнительный директор Superjet International Назарио Каучелия.
 
В январе 2011 года авиакомпания Interjet разместила твердый заказ на 15 самолетов Sukhoi Superjet-100 с опционом еще на пять машин. На авиасалоне в Фарнборо в этом году опцион был переведен в твердый заказ. Рост твердых заказов может объясняться тем, что в апреле 2012 года мексиканские авиавласти выдали сертификат типа SSJ-100, который позволяет продавать самолеты без ограничения в эту страну.
 
Изначально первый самолет мексиканская компания должна была получить в этом году. Но первый самолет будет передан заказчику в марте 2013 года. Сейчас этот лайнер для Interjet находится в Венеции. В дальнейшем авиакомпания будет получать по одному самолету Sukhoi Superjet-100 каждый месяц.
 
Кроме того, сообщается, что компания Powerjet (совместное предприятие российского НПО «Сатурн» и французской Snecma) подписала контракт с мексиканской авиакомпанией Interjet о техническом обслуживании 40 двигателей для 20 SSJ.
 
Буквально в начале ноября «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, входят в ОАК) подписали соглашение с индонезийской авиакомпанией Sky Aviation о финансировании через ВЭБ поставки 12 Sukhoi Superjet-100 на сумму 380 млн долларов. Первый самолет авиакомпания должна получить уже в 2012 году.
 
В числе крупных заказчиков SSJ-100 российский «Аэрофлот», индонезийская Kartika и американская Рearl Aircraft, которые заказали по 30 самолетов. Еще 24 самолета купит российская UTair, 20 – мексиканская Interjet. Около 100 лайнеров зарезервировано в качестве опционов.
 
Первые отказники
 
С одной стороны, объем заказов на Sukhoi Superjet-100 растет за счет спроса за рубежом, но с другой – сокращается, в том числе из-за российского «Аэрофлота».
 
«Аэрофлот», по сути, отказывается от первых 10 самолетов, которые поставил производитель. Именно государственный «Аэрофлот» стал в свое время первым заказчиком SSJ-100. Всего он заказал 30 лайнеров. Соответственно, «Аэрофлот» получил самые первые серийные машины в июне 2011 года.
 
Однако теперь авиакомпания просит заменить эти 10 пилотных самолетов на другие. В самом «Аэрофлоте» пояснили это тем, что первые самолеты были поставлены перевозчику в базовой комплектации light, однако компания заказывала самолеты в улучшенной модификации full. Теперь «Аэрофлот» попросил исправить «недоразумение» и заменить эти 10 самолетов на лайнеры full-версии. Усовершенствованные SSJ-100 full-версии действительно получат дополнительные санузлы, а рабочие зоны членов бортового экипажа станут более комфортными. Но, кроме того, они будут создаваться с учетом итогов эксплуатации пилотной серии машин.
 
Эксперты объясняли газете ВЗГЛЯД, что на практике новые самолеты начинают выпускать еще до окончания всех испытаний, поэтому первые версии самолетов вполне могут не оправдать ожидания перевозчика. Первые самолеты SSJ-100, которые получил «Аэрофлот», имеют существенные недоработки, говорил редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. «Начальная версия вышла очень сырой. Самолет имеет ограничения по эксплуатации, причем существенные ограничения», – указывает он.
 
Неудивительно, что «Гражданские самолеты Сухого» безропотно согласились заменить все SSJ «Аэрофлота» в минимальной комплектации на full-версии менее чем за год (с августа 2012 года по май 2013 года).
 
При этом производителю придется за свой счет еще и переделать эти 10 SSJ из «Аэрофлота», для того чтобы устранить недостатки и кому-нибудь их продать, причем с существенным дисконтом, так как это уже б/у техника. Эксперты уверены, что в лучшем случае ГСС ничего не выручат из этой продажи. И это вряд ли окупит затраты ГСС на производство новых 10 лайнеров для «Аэрофлота».
 
Впрочем, «Аэрофлот» все же не отказывается от самих самолетов, а просит лишь их поменять. А вот отказалась от покупки российских Sukhoi Superjet армянская авиакомпания. Этим летом Армавиа заявила, что покупает один самолет Airbus А320 и два Boeing – 737-700 и 737-800 вместо российских. Армянский перевозчик посчитал иностранные лайнеры более экономичными и рентабельными по сравнению с SSJ. Пока это первый такой случай отказа от заказа.
 
Окупаемость проекта
 
ГСС имеют на сегодняшний день портфель твердых заказов на 179 Sukhoi Superjet-100, уточнила газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь «Объединенной авиастроительной корпорации» Ольга Каюкова.
 
«За последующие три года есть шансы приблизить портфель заказов к 300. Другое дело, чтобы произвести нужное количество самолетов, понадобится больше времени»
 
При этом параметры окупаемости этого лайнера не изменились с 2007 года, когда только проект начал развиваться. По словам Каюковой, чтобы вывести проект Sukhoi Superjet-100 на окупаемость, необходимо продать около 300 самолетов. Такую же цифру называл и гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян в 2007 году, когда планировалась выкатка первого SSJ-100 на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре.
 
Таким образом, за четыре года с момента подписания первого заказа на SSJ-100 в 2008 году «Гражданские самолеты Сухого» сумели законтрактовать чуть больше половины объема продаж, необходимого для вывода проекта на окупаемость.
 
Эксперт гражданской авиации агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что ГСС потребуется еще года три на то, чтобы довести портфель заказов до 300 штук.
 
«Портфель твердых заказов уже приближается к 200, а если считать и опционы, то уже перевалил за этот уровень. Для программы, которая не так давно стартовала в плане продаж, это неплохой результат. За последующие три года есть шансы приблизить портфель заказов к 300. Другое дело, чтобы произвести нужное количество самолетов, понадобится больше времени. Сейчас темпы выпуска самолетов увеличиваются, но о сборке 60 бортов в год, которые анонсировались ранее, говорить пока не приходится», – говорит газете ВЗГЛЯД Олег Пантелеев.
 
«На стадии соглашения об опционе авиакомпания-заказчик платит производителю порядка 1–2% от стоимости заказа, это невозвращаемый депозит. Депозит ближе к 10% от стоимости самолета вносится в момент подписания твердого контракта. Но все 100% стоимости заказа производитель может получить только тогда, когда состоится акт передачи самолета новому владельцу»,  – поясняет эксперт.
 
При этом выручка от продаж самолетов ГСС нужна сейчас, но, как показывает практика, пик продаж приходится не на первые годы существования таких программ, добавляет Пантелеев.
 
По его словам, даже по мировому опыту сложно сегодня оценивать, каков срок окупаемости проекта по созданию совершенно нового самолета. К примеру, Boeing-787 Dreamliner – это одна из самых удачных в мире программ по количеству проданных самолетов еще до первого полета нового самолета. Однако до сих пор по этой программе у компании ожидаются убытки.
 
«Кроме того, финансовые вопросы у производителя возникают не только из-за проблем в объеме продаж. Стоимость финансирования проекта для ГСС выше, чем для конкурентов, так как деньги в России дороже и короче. Во-вторых, авиапроизводители получают прибыль не только от первичной продажи самолета, но и от его эксплуатации, от всего жизненного цикла. Крупнейшие производители зарабатывают на послепродажном сервисном обслуживании самолетов. Чтобы финансовые потоки от этого источника доходов для ГСС и его партнеров стали ощутимыми, должно также пройти какое-то время», – рассказывает Олег Пантелеев.
 
В ОАК собираются поставить на рынке в общей сложности 800 самолетов семейства SSJ до 2024 года. «Из них немногим более половины – это будет SSJ-100, а оставшийся объем продаж придется на другие версии: версию бизнес-джета, удлиненную версию на 110–115 мест, на более совершенные версии, которые должны появиться по мере того, как будут усовершенствоваться авионика и использование композитных материалов в рамках проекта МС-21», – считает Олег Пантелеев.
 
Стоимость проекта SSJ оценена в 1,4 млрд долларов, а каталожная цена лайнера в базовой комплектации самолета на 95 кресел была 28 млрд долларов, а сейчас – уже 35 млн долларов (если исходить из того, что контракт на 20 самолетов мексиканской компании по каталожной стоимости оценивался в 700 млн долларов).


комментарии (3):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      18/11/2012 [11:25:35]#1
Ох и свистит же Ольга Геннадьевна на счёт окупаемости в 300 машин и не краснеет.

Как утверждает сам ГСС, на разработку Суперджета на момент получения сертификата МАКа было потрачено 1, 4 млрд долл. Это без банковских процентов, стоимости доработок, которые после этого идут уже почти 2 года, стоимости разработки двигателя и т.д.

Так вот, элементарный подсчёт говорит, чтобы вернуть хотя бы 1, 4 млрд долл., надо на каждом из 300 самолётов зарабатывать почти по 5 млн. долл. А пока 30 самолётов Аэрофлоту идут каждый по минус 9 млн. долл.(как сам утверждает ГСС, есть данные, что и больше). То есть, вместо прибыли эта "продажа" сгенерирует убыток в 270 млн. долл. Я уже не говорю об отзыве 10 машин Аэрофлота. А это ещё 320 млн. долл. по каталожным ценам (сколько из них удастся вернуть после перепродажи с учётом стоимости доработки?). Когда Суперджеты начнут подаваться с прибылью - неизвестно.

Вот и пролучается, что период окупаемости проекта SSJ100 - ВЕЧНОСТЬ, то есть НИКОГДА.

Yan      19/11/2012 [15:52:05]#2
Почему 300? Разве раньше речь шла не о 500?

Хотя мне кажется сейчас главное выпустить без отставания от графика хотя бы первые 50-100 шт.

Японцы например не собираются сдвигать график выпуска MRJ несмотря на задержки в проектировании.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      19/11/2012 [21:06:52]#3
2 Yan

Потому что 500 придётся выпускать 12-15 лет (при скорейшем достижении расчётного темпа производства). За это время на рынке появится не один более совершенный конкурент и дальнейшие перспективы SSJ становятся совсем призрачными.

А 300 это значительно ближе и скоро можно будет вообще отчитаться, что получено 300 заказов, а значит проект якобы уже окупился, дайте ещё денег на новый Супер, например, 130 )))))))













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer