Путь в советники
По сведениям "Ъ", новое место работы Анатолия Сердюкова сначала обсудили в Кремле. "Предложение выдвинул Сергей Иванов (глава администрации президента.— "Ъ"), Сергей Чемезов с этим согласился, Владимир Путин одобрил",— утверждает кремлевский источник "Ъ". В "Ростехнологиях" факт назначения господина Сердюкова не комментируют. Напомним, что министр обороны Павел Грачев после отставки в 1996 году был назначен советником гендиректора госкомпании "Росвооружение".
В "Ростехнологиях" давно существует группа советников, которую возглавляет член правления госкорпорации Олег Чернов. Генерал-лейтенант ФСБ, в прошлом замсекретаря Совета безопасности РФ, считается одним из самых влиятельных топ-менеджеров "Ростехнологий". Он координирует деятельность советников гендиректора, которые, как правило, являются либо личными друзьями Сергея Чемезова (как в случае с экс-главой ОАК Алексеем Федоровым, земляком господина Чемезова), либо влиятельными в прошлом чиновниками (как, например, Юрий Коптев, который в 1992-2004 годах возглавлял Российское авиакосмическое агентство).
Круг обязанностей господина Сердюкова пока неясен. Обычно советники в "Ростехнологиях" ведут собственные проекты либо привлекаются в качестве консультантов по крупным сделкам. "Успешность проекта и сама возможность его реализации сильно зависит от лоббистских возможностей советника в команде, иными словами, насколько он вхож в ближний круг Сергея Чемезова", — говорит источник "Ъ", близкий к "Ростехнологиям".
Напомним, что в последние годы господин Сердюков возглавлял наблюдательный совет "Ростехнологий" (и, судя по сайту госкорпорации, возглавляет до сих пор). "Все это время у них были ровные, рабочие отношения", — утверждает один из членов совета. Однако, по данным "Ъ", все было не так гладко: весной 2011 года накануне акционирования ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Сердюков пытался получить контроль над спецэкспортером российских вооружений, предложив передать госпакет акций ОАО не "Ростехнологиям", а Минобороны.
Сергею Чемезову тогда удалось сохранить статус-кво, но его отношения с господином Сердюковым, который объяснял случившееся излишним рвением подчиненных, были серьезно испорчены.
Отметим, что между Анатолием Сердюковым и Сергеем Чемезовым неоднократно возникали рабочие конфликты. Источник "Ъ", близкий к администрации президента, отмечает, что одним из них стала история с закупкой вертолетоносцев типа Mistral в июне 2011 года. "Сердюков хотел провести всю сделку без участия "Рособоронэкспорта" (дочерняя структура "Ростехнологий".— "Ъ"), чтобы доказать: армия способна проводить такие операции самостоятельно и без посредников, а заодно и получить право управления финансовыми потоками оружейных сделок. Поэтому Сердюков без ведома Чемезова подписал доверенность на имя адмирала Николая Борисова, наделявшую его правом закрепления финансовой подписи при переговорах с французами,— вспоминает собеседник "Ъ".— Когда стало понятно, что военные сами не справятся, к сделке все равно подключился госпосредник. Однако сама идея осуществлять не только закупки вооружений, но и их продажу за рубеж через одну из структур военного ведомства Сердюкова не покидала до последнего". Напомним, что доход от заключения оружейных контрактов в 2011 году принес России $13,2 млрд.
Были и другие конфликты. "На протяжении 2011 и 2012 годов предприятия "Ростехнологий" жаловались, что их отсекают от гособоронзаказа — из-за этого их рентабельность существенно снижается,— говорит источник "Ъ" в окружении бывшего министра.— Чемезов даже обращался в связи с этим к президенту Дмитрию Медведеву, но его эта проблема не заинтересовала. Поэтому решали ее Сердюков и Чемезов самостоятельно".
На посту министра обороны Анатолий Сердюков вел предельно жесткую ценовую политику в вопросах ценообразования на продукцию российского ОПК. И в 2011, и в 2012 году, несмотря на обещания господина Сердюкова своевременно исполнить гособоронзаказ, Владимиру Путину оба раза пришлось лично вмешиваться в процесс заключения контрактов.
Одобряемая отставка
Большинство граждан, как выяснил фонд "Общественное мнение" (опрос проводился 10-11 ноября среди 1,5 тыс. респондентов в 43 регионах), отнеслись к решению Владимира Путина отправить в отставку министра обороны положительно: 56% граждан его поддерживают, негативно оценили отставку только 4% опрошенных. Вероятными причинами отставки респонденты называют "воровство и коррупцию" самого экс-министра (21%) и присутствие этих явлений в армии (10%). Еще 13% полагают, что господин Сердюков "не справляется со своими обязанностями" и "развалил армию", а 5% — что он "не соответствует занимаемой должности".
38% опрошенных фондом называют Анатолия Сердюкова "хорошим" министром, "плохим" — 8%, затруднились ответить — 55%. Президент ФОМ Александр Ослон считает, что "отставка давно напрашивалась, потому что в обществе сложилось противоречивое мнение об экс-министре, поскольку проводимые им преобразования в армии оценивались не в его пользу". Но решающую роль, по его мнению, сыграли коррупционные скандалы вокруг "Оборонсервиса" (о развитии событий см. стр. 4).
Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров отметил, что Анатолий Сердюков входил в "тройку самых непопулярных министров". "Назначение советником главы "Ростехнологий" логично. Отношение населения к этой новости зависит от того, какими будут результаты расследования дела вокруг "Оборонсервиса"",— отметил социолог. Глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов полагает, что назначение Сердюкова — "скорее жест, адресованный элитам". "Демонстрация антикоррупционного курса остается возможной, а население и дальше будет обсуждать отставку Сердюкова и назначение Шойгу",— сказал "Ъ" господин Виноградов.