Руководство «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) во время авиасалона Airshow China-2012, открывшегося сегодня в китайском Чжуахе, озвучило грандиозные планы на будущее. В частности, глава корпорации Михаил Погосян заявил, что ОАК рассчитывает в первой половине 2013 года договориться о поставках SuperJet-100 (SSJ-100) в Китай.
«Мы рассчитываем выйти хотя бы на предварительные соглашения на поставки самолета в эту страну», — сообщил Михаил Погосян. Впрочем, никаких уточнений относительно количества лайнеров, авиакомпаний-покупателей и того, на каком этапе находятся переговоры, не последовало. Тем не менее Погосян рассказал, что у компании есть планы по созданию в Китае послепродажного центра обслуживания самолетов.
SuperJet-100, разработанный авиахолдингом «Гражданские самолеты Сухого» (входит в структуру Объединенной авиастроительной корпорации) при участии иностранных партнеров, — первый самолет, созданный в России со времен распада Советского Союза. SSJ-100 — региональный 98-местный лайнер нового поколения. Первый полет он совершил в мае 2008 года. Год назад «Аэрофлот» ввел самолет в эксплуатацию на своих рейсах. При этом по разным причинам SuperJet-100 «опоздал» к своим заказчикам почти на три года.
Эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов в беседе с BFM.ru отметил, что у Китая есть две причины интересоваться продукцией российского авиапрома: «Во-первых, с учетом роста авиаперевозок в КНР и тем, что национальный авиапром в Поднебесной пока лишь создается, а самолеты требуются уже сейчас, было принято решение о закупке иностранной авиатехники. И российская рассматривается в качестве одного из вероятных претендентов. Во-вторых, закупки нашей техники могут осуществляться с целью их последующего копирования и дальнейшего воспроизведения у себя в стране под своим брендом с внесением незначительных изменений — так, чтобы нельзя было предъявить претензий за нарушение авторских прав. Так, как это делал Китай не раз с другими видами техники», — рассуждает эксперт.
Закупка российских самолетов вызывает некие подозрения, отмечает и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Интересно, какова товарная партия: Китай славится тем, что покупает 1-2 экземпляра, но, отнюдь не для того, чтобы эксплуатировать, а для того, чтобы скопировать его или позаимствовать какие-то ноу-хау. Мы знаем, какие большие проблемы с авторским правом в Китае, и как сложно его защищать. Известно, что в Китае уже давно разрабатывается аналогичная по характеристикам машина для региональных линий, и здесь есть России чего опасаться».
Почему китайцы заинтересовались российским самолетом, объясняет руководитель пресс-службы Объединенной авиастроительной корпорации Ольга Каюкова: «Потребности китайского рынка в сегменте от 90 до 120-ти мест составляет на ближайшие 20 лет порядка 700 самолётов. Мы считаем, что этот рынок может ещё и принять новых игроков. Как местных производителей, так и российских производителей. Мы полагаем, но, в принципе, до 7% рынка региональных самолётов российские производители вполне в состоянии занять».
Правда, у Китая есть и собственная разработка в сфере региональных самолетов ARJ-21. Но, судя по всему он на рынок выйдет еще не скоро: с реализацией проекта все время какие то сложности.
Российская модель, скорее всего, будет продаваться с дисконтом, рассуждает независимый эксперт Максим Шапиро: «Вероятно, если таковая сделка будет иметь место, то могут быть предоставлены большие скидки по цене, естественно. Какие-то политические моменты возможно при всем при этом присутствовали».
Планы на госзаказ
Также сегодня Погосян заявил, что в ОАК рассчитывают получить крупный заказ на самолеты для нужд государственной авиации. Он может быть сформирован в течение трех месяцев, поскольку, по оценкам компании, в ближайшее время замене подлежат порядка 130 самолетов. Необходимость омоложения флота вызвана тем что, большинство самолетов в госавиации эксплуатируются уже более 20 лет.
Устаревшие модели — Ту-154, Ту-134, Як-42 и Ил-62 могут быть заменены на производимые ОАК Ил-96, Ан-148, Ту-204, SSJ-100.
По словам Погосяна, с профильными министерствами сейчас обсуждается возможность лизинговых поставок самолетов госзаказчикам.
Дмитрий Баранов считает, что ОАК действительно может рассматриваться как один из претендентов на выполнение части государственного заказа. Но не факт, что сможет удовлетворить все потребности госструктур.
«Нужды у авиации государственных структур различны, и воздушные суда им требуются самые разные. Учитывая текущее состояние отечественного авиапрома, не факт, что абсолютно все искомые позиции будут закрыты отечественной техникой, возможно придется приобретать и иностранные воздушные суда. Или же ждать до того момента, когда отечественный авиапром произведет нужную технику», — пояснил Баранов BFM.ru
В дальний путь
В целом в 2013 году авиакомпаниям может быть поставлено более 30 самолетов SSJ-100, сообщил старший вице-президент по работе с заказчиком компании «Гражданские самолеты Сухого» Игорь Сырцов. А до конца этого года заказчикам будет поставлено около 20 самолетов. По его словам, в конце 2012 – начале 2013 года ожидаются поставки индонезийской компании Sky Aviation, лаосской Lao Central, мексиканской Interjet и авиакомпании «Якутия».
В 2013 году компания «Гражданские самолеты Сухого» намерена также сертифицировать SSJ-100 с увеличенной дальностью полета. Дальность полета новой модификации LR превышает 4,5 тысячи километров (в базовой — около 3 тысяч). К 2015 году может быть разработана бизнеc-версия SSJ. Об этом также было объявлено на авиасалоне в Китае.
Авиакомпании будут «донашивать» самолеты за «Аэрофлотом»
В то же время на прошлой неделе появилась информация о том, что другим компаниям могут быть проданы 10 самолетов SukhoiSuprerjet-100 из парка «Аэрофлота». Рассматривается несколько вариантов «расставания» авиакомпании с самолетами: либо они перейдут дочерним компаниям, либо будут возвращены на завод для доработки. Представители «Гражданских самолетов Сухого» уверены, покупатели на SSJ-100 «Аэрофлота» найдутся быстро: ими интересуются, например, в Индии. Правда, сам «Аэрофлот» взамен этих самолетов получит самолеты более совершенные, так называемые full-версии SSJ-100
Эксперты называют такой «обмен» распространенной в мировой авиации практикой. «Это никак не скажется на репутации SSJ, ведь никаких претензий «Аэрофлот» не имеет к компании, он всего лишь хочет приобрести самолеты, которые ему подойдут наилучшим образом. Перевозчик приобретет опять-таки самолеты SSJ, а не самолеты другого производителя», — подчеркивает эксперт УК «Финам Менеджмент».