Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающие корабли и плавающие самолеты


13.11.12 14:17 Журнал "Авиапанорама", №5-2012


Ровно два года назад «Авиапанорамой» было приведено сравнение двух легких летательных аппаратов: самолета-амфибии Бе-103 и экраноплана «Иволга».

Сегодня мы вынуждены вернуться к этой теме, поскольку на очередном гидроавиасалоне, прошедшем в этом году в Геленджике, демонстрировалось целое семейство моделей перспективных экранопланов, разрабатываемых в нижегородском ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева».
 
Обращает на себя внимание появление новой тенденции аппаратов этого типа с дополнительным крылом большого удлинения, что фактически превращает экраноплан в гидросамолет-биплан. Можно понять создателей этого, пока еще экзотического транспортного средства, если эти машины предназначены для военных. Крыло малого удлинения позволит двигаться вблизи поверхности раздела двух сред, причем с приличным значением аэродинамического качества и обеспечит не только скрытность перемещения от противника, но и, вкупе с колесным шасси, позволит выходить на необорудованный берег. В свою очередь, крыло большого удлинения обеспечит возможность без проблем и тоже с приемлемым значением аэродинамического качества летать на большой высоте. Но тогда встает вопрос: зачем «огород городить» для транспортно-пассажирского аппарата, предназначенного для эксплуатации судовладельцами (экранопланы в настоящее время сертифицируются по морскому регистру), если на большой высоте они гораздо экономичнее, а вблизи водной поверхности будут мешать движению водоизмещающих судов?

Единственным транспортным экранопланом до недавнего времени был «Орленок». Но полезен он был в нынешних условиях только военным из-за низких экономических характеристик. Хотя, пытаясь расширить его функциональные возможности, конструкторы предложили пассажирский вариант машины, пристыковав к крылу дополнительные консоли большого удлинения.

В 2011 г. в Геленджике продемонстрировали модель пассажирского экраноплана «Чайка-2» с бипланной коробкой крыльев. В связи с этим любопытно сравнить с проектом «Чайка-2» пассажирские варианты самых тяжелых современных реактивных самолетов-амфибий А-40 (предложен в 1994 г.) и Бе-200, которым аналогов в мире нет.

Вопросами экономической эффективности подобных судов начали заниматься в разгар экранопланного бума на рубеже 1950–1960-х гг. В частности, было установлено, что экранопланы могут нормально эксплуатироваться при волнении моря до пяти баллов, если высота полета, измеренная от средней линии волнового профиля до нижней кромки аппарата, превышает высоту волн на полметра. Тогда же выяснилось, что с повышением скорости экранопланов значение весовой отдачи по коммерческой нагрузке несколько уменьшается при одновременном возрастании мощности силовой установки, отнесенной к его весу. Правда, при этом наблюдалось значительное повышение экономической эффективности, обусловленное, видимо, резким возрастанием по мере увеличения скорости провозной способности экранопланов. Считалось, что скорость 300–400 узлов (около 700 км/ч) для транспортного экраноплана будет оптимальной. Нижний предел скорости в полтора раза выше, чем у «Орленка», а верхний – близок к амфибии А-40.

Исходя из этого и вследствие низкой весовой отдачи по полезной нагрузке, в очередной раз напрашивается вывод, что экономическая эффективность гражданского варианта «Орленка» будет довольно низкой по сравнению с самолетом-амфибией. Правда, исследователи уверяют, экранопланы будут выгодны по сравнению с сухопутными самолетами. Возможно, это и так, поскольку отпадает необходимость в огромных аэродромах, да и фюзеляж получается легче и проще из-за отсутствия необходимости его герметизации. А если сравнить их с самолетом-амфибией?
 
ЭКРАНОПЛАНЫ

Ранним и наиболее реальным пассажирским экранопланом мог стать вариант «Орленка». Согласно одному из проспектов, пассажирский супергидроплан мог перевозить до 20 т коммерческих грузов или, по заявлениям разработчика, от 150 до 200 пассажиров на расстояние 1500 км. В то же время, расчет показывает, что в салоне длиной 28 м и шириной 3,4 м в экономическом классе свыше 170 пассажирских кресел (по пять в ряду с проходом шириной 400 мм) не разместишь. Предельная дальность полета «Орленка», опять же судя по рекламным данным, не превышает 3000 км, а мореходность достигает пяти баллов при высоте волны от 2,5 м до 3 м. В отличие от военной машины, пассажирский экраноплан предлагалось комплектовать двухконтурными двигателями поддува НК-87 тягой по 13 000 кгс. Экипаж пассажирского экраноплана – восемь человек.

Другим интересным проектом стал экраноплан «Чайка-2». Судя по информации, почерпнутой на ГИДРОАВИАСАЛОНЕ-2012, «Чайка-2» является пассажирским вариантом военного аппарата А-050. При этом разработчики предлагают два варианта машины: с двумя ТРДД Д-436ТП, установленными также на Бе-200 и комбинированной силовой установкой, включающей маршевые ТВД ТВ-7-117СМ и стартовые ТРД Р-195.

Сразу стоит отметить, что использование нижнего толстого крыла очень малого удлинения, даже вкупе с удлиненными консолями приведет к значительному увеличению индуктивной составляющей лобового сопротивления и, как следствие, не повысит существенно аэродинамическое качество – один из важнейших показателей любого летательного аппарата.

Таковы реалии сегодняшнего дня. Автор прекрасно сознает, что Россия пока удерживает первенство в создании тяжелых экранопланов, но приспособление уже созданных машин под решение гражданских задач может привести, помимо выгод (сокращения сроков и стоимости создания машины), к отсутствию спроса на них из-за низкой экономической эффективности. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить советский авиалайнер Ту-104, созданный на базе бомбардировщика. Низкие эксплуатационные характеристики машины и недостаточный комфорт из-за высокого уровня шума привели к преждевременному снятию с авиалиний воздушных судов, не выработавших свой ресурс.
 
Если и говорить о коммерческом экраноплане, то это должна быть не переделка старых военных машин, а разработка принципиально нового аппарата, все помыслы создателей которого должны быть направлены на всемерное повышение экономической эффективности и безопасности полета. Только в этом случае можно будет говорить о возрождении экранопланостроения в стране.
 
САМОЛЕТЫ-АМФИБИИ

Размеры лодки и грузоподъемность амфибии А-40 в существующем виде позволяют перевозить в пассажирском варианте до 105 человек на расстояние около 3600 км. При этом экипаж (без обслуживающего персонала – стюардесс) – четыре человека.

Говоря об А-40, следует отметить его высочайшее аэродинамическое качество – 16 (в перспективе – до 17), мало отличающееся от аналогичного параметра «Орленка». При этом гидросамолет может эксплуатироваться при волнении моря до 5–6 баллов (высота волны 2,2 м). Крейсерская скорость – 710–800 км/ч, что почти в два раза выше, чем у экраноплана. Получается, что провозная способность экраноплана, как минимум, в два раза ниже, чем у самолета-амфибии. Выше у А-40 и весовая отдача по полезной нагрузке (коммерческий груз и топливо), поскольку его делали авиационные специалисты, использовавшие самые передовые технологии и конструкционные материалы. У «Орленка» тяжелее и силовая установка. Относительная масса сухих двигателей у «Орленка» – 7,34%, а у А-40 – 6,15%. Разница в 1% – это свыше тонны.
 
Выходит, преимуществ у пассажирского «Орленка», по сравнению с самолетом-амфибией, нет. А ведь ещё не заходила речь о безопасности полета на сверхмалой высоте вдоль традиционных маршрутов водоизмещающих судов, вопросу которой, судя по всему, особого внимания пока не уделялось.

Впрочем, одно преимущество у пассажирского «Орленка» есть – это малая высота полета над мелководными акваториями, практически свободными от прочих летательных аппаратов и водоизмещающих судов.
 
С другой стороны, возрождение гидроавиации и экранопланостроения может привести к значительному сокращению эксплуатационных расходов и, как следствие, к снижению стоимости авиаперевозок, особенно в регионах, где сухопутные аэродромы находятся вблизи с подходящими акваториями. Этому будет способствовать исключение из статьи расходов стоимости взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок авиалайнеров. Что касается регулярности эксплуатации летательных аппаратов, то она будет выше, благодаря их амфибийности.


комментарии (2):

герра      19/11/2012 [19:17:10]#1
Когда сравнивают отработанную концепцию "гидросамолёт" и неопределённую "экраноплан", то автор занимает проверенную позицию-так выгоднее. Ну, а если сравнить тот же гидросамолёт "Ш-2"с его крейсерской скоростью 85-100км\час и дальностью в 1300км на старом-престаром М-11, то чем сейчас могут заместить его гидросамолётчики?

Cергейфишкрым      20/11/2012 [14:20:27]#2
Ну если сравнивать, то нужно сравнивать именно ту модель, описание которой приводит автор -бипланную схему 24-местного " Буревестника-24", который кстати является основой пилотного проекта всесезонной системы речных перевоз в Республике Саха (Якутии). Напомню он перевозит 24 пассажиров со скоростью до 250 км/час, расходуя 50-70 литров бензина на 100 км пути. Единственный аналог -самолет Як-40 перевозит те же 24 пассажира, расходуя 150-200 литров на 100 км пути. Расходы на строительство и эксплуатацию просто непоставимы.Учтите наличие зоны G с уведомительным характером совершения полетов, то есть для полета экранолетов на высоте до 100-150 метров ничего не нужно.













Материалы рубрики

Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtoa5
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/, подробнее тут.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer