Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающие корабли и плавающие самолеты


13.11.12 14:17 Журнал "Авиапанорама", №5-2012


Ровно два года назад «Авиапанорамой» было приведено сравнение двух легких летательных аппаратов: самолета-амфибии Бе-103 и экраноплана «Иволга».

Сегодня мы вынуждены вернуться к этой теме, поскольку на очередном гидроавиасалоне, прошедшем в этом году в Геленджике, демонстрировалось целое семейство моделей перспективных экранопланов, разрабатываемых в нижегородском ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева».
 
Обращает на себя внимание появление новой тенденции аппаратов этого типа с дополнительным крылом большого удлинения, что фактически превращает экраноплан в гидросамолет-биплан. Можно понять создателей этого, пока еще экзотического транспортного средства, если эти машины предназначены для военных. Крыло малого удлинения позволит двигаться вблизи поверхности раздела двух сред, причем с приличным значением аэродинамического качества и обеспечит не только скрытность перемещения от противника, но и, вкупе с колесным шасси, позволит выходить на необорудованный берег. В свою очередь, крыло большого удлинения обеспечит возможность без проблем и тоже с приемлемым значением аэродинамического качества летать на большой высоте. Но тогда встает вопрос: зачем «огород городить» для транспортно-пассажирского аппарата, предназначенного для эксплуатации судовладельцами (экранопланы в настоящее время сертифицируются по морскому регистру), если на большой высоте они гораздо экономичнее, а вблизи водной поверхности будут мешать движению водоизмещающих судов?

Единственным транспортным экранопланом до недавнего времени был «Орленок». Но полезен он был в нынешних условиях только военным из-за низких экономических характеристик. Хотя, пытаясь расширить его функциональные возможности, конструкторы предложили пассажирский вариант машины, пристыковав к крылу дополнительные консоли большого удлинения.

В 2011 г. в Геленджике продемонстрировали модель пассажирского экраноплана «Чайка-2» с бипланной коробкой крыльев. В связи с этим любопытно сравнить с проектом «Чайка-2» пассажирские варианты самых тяжелых современных реактивных самолетов-амфибий А-40 (предложен в 1994 г.) и Бе-200, которым аналогов в мире нет.

Вопросами экономической эффективности подобных судов начали заниматься в разгар экранопланного бума на рубеже 1950–1960-х гг. В частности, было установлено, что экранопланы могут нормально эксплуатироваться при волнении моря до пяти баллов, если высота полета, измеренная от средней линии волнового профиля до нижней кромки аппарата, превышает высоту волн на полметра. Тогда же выяснилось, что с повышением скорости экранопланов значение весовой отдачи по коммерческой нагрузке несколько уменьшается при одновременном возрастании мощности силовой установки, отнесенной к его весу. Правда, при этом наблюдалось значительное повышение экономической эффективности, обусловленное, видимо, резким возрастанием по мере увеличения скорости провозной способности экранопланов. Считалось, что скорость 300–400 узлов (около 700 км/ч) для транспортного экраноплана будет оптимальной. Нижний предел скорости в полтора раза выше, чем у «Орленка», а верхний – близок к амфибии А-40.

Исходя из этого и вследствие низкой весовой отдачи по полезной нагрузке, в очередной раз напрашивается вывод, что экономическая эффективность гражданского варианта «Орленка» будет довольно низкой по сравнению с самолетом-амфибией. Правда, исследователи уверяют, экранопланы будут выгодны по сравнению с сухопутными самолетами. Возможно, это и так, поскольку отпадает необходимость в огромных аэродромах, да и фюзеляж получается легче и проще из-за отсутствия необходимости его герметизации. А если сравнить их с самолетом-амфибией?
 
ЭКРАНОПЛАНЫ

Ранним и наиболее реальным пассажирским экранопланом мог стать вариант «Орленка». Согласно одному из проспектов, пассажирский супергидроплан мог перевозить до 20 т коммерческих грузов или, по заявлениям разработчика, от 150 до 200 пассажиров на расстояние 1500 км. В то же время, расчет показывает, что в салоне длиной 28 м и шириной 3,4 м в экономическом классе свыше 170 пассажирских кресел (по пять в ряду с проходом шириной 400 мм) не разместишь. Предельная дальность полета «Орленка», опять же судя по рекламным данным, не превышает 3000 км, а мореходность достигает пяти баллов при высоте волны от 2,5 м до 3 м. В отличие от военной машины, пассажирский экраноплан предлагалось комплектовать двухконтурными двигателями поддува НК-87 тягой по 13 000 кгс. Экипаж пассажирского экраноплана – восемь человек.

Другим интересным проектом стал экраноплан «Чайка-2». Судя по информации, почерпнутой на ГИДРОАВИАСАЛОНЕ-2012, «Чайка-2» является пассажирским вариантом военного аппарата А-050. При этом разработчики предлагают два варианта машины: с двумя ТРДД Д-436ТП, установленными также на Бе-200 и комбинированной силовой установкой, включающей маршевые ТВД ТВ-7-117СМ и стартовые ТРД Р-195.

Сразу стоит отметить, что использование нижнего толстого крыла очень малого удлинения, даже вкупе с удлиненными консолями приведет к значительному увеличению индуктивной составляющей лобового сопротивления и, как следствие, не повысит существенно аэродинамическое качество – один из важнейших показателей любого летательного аппарата.

Таковы реалии сегодняшнего дня. Автор прекрасно сознает, что Россия пока удерживает первенство в создании тяжелых экранопланов, но приспособление уже созданных машин под решение гражданских задач может привести, помимо выгод (сокращения сроков и стоимости создания машины), к отсутствию спроса на них из-за низкой экономической эффективности. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить советский авиалайнер Ту-104, созданный на базе бомбардировщика. Низкие эксплуатационные характеристики машины и недостаточный комфорт из-за высокого уровня шума привели к преждевременному снятию с авиалиний воздушных судов, не выработавших свой ресурс.
 
Если и говорить о коммерческом экраноплане, то это должна быть не переделка старых военных машин, а разработка принципиально нового аппарата, все помыслы создателей которого должны быть направлены на всемерное повышение экономической эффективности и безопасности полета. Только в этом случае можно будет говорить о возрождении экранопланостроения в стране.
 
САМОЛЕТЫ-АМФИБИИ

Размеры лодки и грузоподъемность амфибии А-40 в существующем виде позволяют перевозить в пассажирском варианте до 105 человек на расстояние около 3600 км. При этом экипаж (без обслуживающего персонала – стюардесс) – четыре человека.

Говоря об А-40, следует отметить его высочайшее аэродинамическое качество – 16 (в перспективе – до 17), мало отличающееся от аналогичного параметра «Орленка». При этом гидросамолет может эксплуатироваться при волнении моря до 5–6 баллов (высота волны 2,2 м). Крейсерская скорость – 710–800 км/ч, что почти в два раза выше, чем у экраноплана. Получается, что провозная способность экраноплана, как минимум, в два раза ниже, чем у самолета-амфибии. Выше у А-40 и весовая отдача по полезной нагрузке (коммерческий груз и топливо), поскольку его делали авиационные специалисты, использовавшие самые передовые технологии и конструкционные материалы. У «Орленка» тяжелее и силовая установка. Относительная масса сухих двигателей у «Орленка» – 7,34%, а у А-40 – 6,15%. Разница в 1% – это свыше тонны.
 
Выходит, преимуществ у пассажирского «Орленка», по сравнению с самолетом-амфибией, нет. А ведь ещё не заходила речь о безопасности полета на сверхмалой высоте вдоль традиционных маршрутов водоизмещающих судов, вопросу которой, судя по всему, особого внимания пока не уделялось.

Впрочем, одно преимущество у пассажирского «Орленка» есть – это малая высота полета над мелководными акваториями, практически свободными от прочих летательных аппаратов и водоизмещающих судов.
 
С другой стороны, возрождение гидроавиации и экранопланостроения может привести к значительному сокращению эксплуатационных расходов и, как следствие, к снижению стоимости авиаперевозок, особенно в регионах, где сухопутные аэродромы находятся вблизи с подходящими акваториями. Этому будет способствовать исключение из статьи расходов стоимости взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок авиалайнеров. Что касается регулярности эксплуатации летательных аппаратов, то она будет выше, благодаря их амфибийности.


комментарии (2):

герра      19/11/2012 [19:17:10]#1
Когда сравнивают отработанную концепцию "гидросамолёт" и неопределённую "экраноплан", то автор занимает проверенную позицию-так выгоднее. Ну, а если сравнить тот же гидросамолёт "Ш-2"с его крейсерской скоростью 85-100км\час и дальностью в 1300км на старом-престаром М-11, то чем сейчас могут заместить его гидросамолётчики?

Cергейфишкрым      20/11/2012 [14:20:27]#2
Ну если сравнивать, то нужно сравнивать именно ту модель, описание которой приводит автор -бипланную схему 24-местного " Буревестника-24", который кстати является основой пилотного проекта всесезонной системы речных перевоз в Республике Саха (Якутии). Напомню он перевозит 24 пассажиров со скоростью до 250 км/час, расходуя 50-70 литров бензина на 100 км пути. Единственный аналог -самолет Як-40 перевозит те же 24 пассажира, расходуя 150-200 литров на 100 км пути. Расходы на строительство и эксплуатацию просто непоставимы.Учтите наличие зоны G с уведомительным характером совершения полетов, то есть для полета экранолетов на высоте до 100-150 метров ничего не нужно.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtoa5
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/, подробнее тут.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer