В прошлом году Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) начал разработку очков для пилотов гражданской авиации, призванных помочь летчикам вслепую посадить самолет в трудных погодных условиях: при тумане, высокой облачности, грозе, сильном дожде и т.д. Первым заказчиком выступила компания «Аэрофлот», которая планирует уже в январе следующего года получить прототип для испытаний. Контракт между «Аэрофлотом» и МГТУ ГА рассчитан до 2015 года, но его сумму стороны не разглашают.
Само устройство похоже на мультимедийные очки американской компании VUZIX, которая до конца 2011 года осуществляла разработки в сфере дополненной реальности для министерства обороны США. Сейчас компания вышла на потребительский рынок и предоставляет продукцию в виде линейки 3D-очков для фильмов, ТВ-программ и компьютерных игр.
По конструкции очки, разработанные МГТУ ГА, ничем не отличаются от обычных спортивных моделей любой компании: широкая пластиковая оправа, прозрачные, достаточно широкие поляризованные линзы обтекаемой формы. Очки легкие и предоставляют достаточно большой угол обзора. В стекла встроены два небольших дисплея размером 2–3 см, которые передают визуальную информацию в глаза человека.
Система работает по принципу дополненной реальности. Ее функциональность заключается в проецировании на картину реального мира, которую видит через прозрачные очки пользователь, виртуальных объектов — как заранее заданных, так специально проецируемых. Так, например, можно спроецировать модель человека, который будет виден пользователю, но в реальном пространстве не присутствует. Причем проецируемая модель никак не мешает обзору, а только дополняет его виртуальными объектами.
Один из руководителей проекта — заместитель начальника Учебно-тренажерного центра кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА Андрей Горбунов пояснил «Известиям», чем российская разработка отличается от уже имеющихся аналогов.
— В данной сфере мы сделали скачок. В нашей разработке «полнопогружная стереоскопическая реальность» означает, что вы одновременно находитесь как в реальном, так и виртуальном пространстве, — отметил он. — Так, находясь в комнате, вы будете видеть окружающие вас предметы и обстановку, но также можно моделировать различные объемные виртуальные объекты. Данная разработка рассчитана на повышение уровня безопасности полетов, в особенности при посадках в условиях ограниченной видимости. Даже с учетом современной электроники, которая используется на борту самолета, отказы техники наблюдаются достаточно регулярно.
Горбунов пояснил, что были ситуации, когда вся электроника в самолете отключалась и пилоты сажали самолет вручную — правда, при ясной погоде.
— Был случай, когда в кабине пилота отказала вся электроника и нужно было сажать самолет. Чтобы его как-то выровнять и правильно посадить, пилоты налили в стакан обычной воды, поставили его на приборную панель и следили за уровнем ее отклонений. Благо на борту оказалась вода и был день, а если бы это произошло ночью? — пугает Горбунов.
Полностью система состоит из трех составляющих: компьютера, планшета или мобильного телефона со специальным приложением (в нашем случае использовался iPhone), сертифицированной системы авиационной навигации на базе GPS/ГЛОНАСС и самих очков, стоимость которых, по словам разработчиков, будет составлять порядка $5 тыс. Система навигации обойдется в $12 тыс., а специальное приложение — в $1 тыс. Создатели системы утверждают, что сегодняшние аналоги зарубежных компаний стоят в районе $40–50 тыс., что почти в два раза дороже отечественной разработки.
Аппаратные компоненты разрабатываются сторонними производителями, а коллектив под руководством Горбунова создает программное обеспечение для системы и ведет работы по интеграции устройств. Горбунов говорит, что данная разработка способна заменить всю электронику, которая есть в самолете.
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев утверждает, что у вуза достаточно большой сектор научных работ, рассчитанный на авиационный рынок, и в планах учебного заведения — продолжить разрабатывать новые устройства.
— У нас в институте работает несколько групп ученых. Только в этом году мы заключили контрактов на 140 млн рублей. Мы как уделяли, так и будем уделять большое внимание прикладной науке в области авиации. И очки — это лишь одно из направлений, — говорит Елисеев.
В компании «Аэрофлот» подтвердили, что такие очки являются одним из пунктов программы инновационного развития компании «Аэрофлот», но сроки внедрения системы в серийную эксплуатацию пока не утверждены.