Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За штурвал посадят гастарбайтеров


8 октября 2012 года Светлана Гомзикова, Свободная Пресса


Дефицит летных кадров в российской авиации Минтранс предлагает восполнить за счет иностранных пилотов.

 

Российским авиакомпаниям, возможно, разрешат нанимать иностранцев для работы пилотами, что настоящим законодательством пока запрещено. Об этом в интервью газете «Ведомости» рассказал глава Минтранса РФ Максим Соколов.
 
Существующий в стране дефицит летных специалистов министр оценил в тысячу человек. «Результат любого дефицита - возникновение монопольно высоких цен, в данном случае мы говорим о зарплатах летного состава», - отметил он.
 
По мнению Соколова, допуск иностранцев для работы в нашем небе не даст быстрых результатов, но, по крайней мере, приведет российское законодательство в соответствие с международным. Начать же он предложил с изменения 56-й статьи Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов.
 
К слову, идея покрыть кадровый голод в отечественной гражданской авиации за счет привлечения зарубежных специалистов витает в воздухе. Еще в октябре 2009 года ряд крупных российских авиакомпаний обратились в Министерство транспорта и Госдуму с просьбой позволить им нанимать иностранных летчиков. Мотивация: авиапарки укомплектованы в основном иностранными самолетами, управлять которыми могут далеко не все наши пилоты.
 
С тех пор проблема нехватки рук для штурвалов не стала менее острой. В «Трансаэро», например, рассказали, что ежегодно отрасль нуждается в притоке почти 800 новых пилотов. Только в одном из главных национальных перевозчиков – компании «Аэрофлот» - в настоящее время не хватает 150 летчиков.
 
Между тем, главный редактор портала Avia.ru, эксперт по авиации Роман Гусаров считает, что в этой ситуации виновато, прежде всего, само транспортное ведомство:
 
- Кадровый голод – это результат бездействия самого Минтранса. Отрасль давно предупреждала федеральные органы о том, что рано или поздно здесь начнутся большие проблемы. Об этом свидетельствовала статистика: ежегодно авиационные вузы готовили в десять раз меньше пилотов, чем списывалось с летной работы. И было ясно, что, в конце концов, эти два потока с грохотом пересекутся. Сегодня это и произошло. Ныне основным тормозом развития наших авиакомпаний является не нехватка самолетов, а именно отсутствие кадров – некому летать! И это, в свою очередь, порождает целый клубок других проблем.
 
«СП»: - Поясните?
 
- Во-первых, нарушается законодательство. То есть летчики летают больше положенных санитарных норм, что, понятное дело, приводит к утомляемости и, как следствие, - к ошибкам. Посмотрите: что ни катастрофа, то «человеческий фактор». Второе – падает дисциплина среди пилотов. Потому что они начинают рассуждать так: мол, куда вы денетесь, все равно больше брать на работу некого. Это еще и задирает уровень зарплат до невероятных высот – по 300-400 тысяч рублей в месяц получают пилоты. Наверное, их эта ситуация устраивает. Но не устраивает авиакомпании, не устраивает пассажиров, которые, в конечном счете, и платят эти зарплаты летчикам. Причем, зачастую незаслуженно высокие. Поэтому как-то надо решать этот вопрос.
 
«СП»: - И лишь иностранцы тут помогут?
 
- Было время, когда мы могли обеспечить наши авиакомпании собственными пилотами. Надо было просто решиться на коренное реформирование системы образования. Звучали, в общем-то, слабые голоса на этот счет. Но никто не решился систему реформировать. А у нас она сегодня крайне неэффективна. Пилотов готовим очень долго, даем им высшее образование с кучей ненужных сопутствующих предметов, которое совершенно ни к чему. Получается дорого, но на выходе мы имеем человека с высшим образованием, который не умеет летать. И которого еще авиакомпаниям приходится долгое время и за огромные деньги доучивать.
 
Однако менять такую практику не захотели, наоборот, решили еще накачать систему подготовки (такую, какая она есть) деньгами. Увеличили там раза в два набор. Но это ситуацию не спасает. Поэтому выход один: если хотим и дальше развиваться, если не хотим отдать собственное небо иностранным авиакомпаниям, то нам придется открыть (пусть даже на какое-то время) небо и дорогу в наши авиакомпании иностранцам. Другого не дано. Как говорится: «Заграница нам поможет».
 
«СП»: - Но у нас есть и военные летчики. Почему бы не переобучить их?
 
- Гражданская авиация давно пополняется за счет военных летчиков, которые переучиваются. Но и этот поток небесконечен. К тому же в военные училища сейчас набор курсантов почти не ведется. Там тоже кадры потихонечку истощаются. То есть те, кто хотел прийти в гражданскую авиацию, - пришли. Конечно, хотелось бы своих. Нужна была смелость не держаться за эту систему образования, за этот безумный бюджет подготовки пилотов, который сегодня выделяет государство. Я так понимаю, это кому-то просто выгодно – ведь деньги немалые. Чем больше учат, чем больше программа, тем больше денег даст государство. Чем же плохо? Поэтому, к сожалению, слабая мотивация сегодня у тех, кто принимает решения, чтобы что-то изменить серьезно.
 
«СП»: - Ну а какие специалисты к нам пойдут?
 
- Зарплаты у наших летчиков сегодня вполне соответствуют европейским. А санитарные нормы даже ниже. Т.е. те в год больше летают за такую же зарплату. Понятно, что в первую очередь мы привлечем бывших соотечественников – пилотов из стран СНГ, которые не имеют таких зарплат, как в России. Скорее всего, придут пилоты из Украины, Белоруссии, Молдавии, из Средней Азии. Для их авиакомпаний это окажется большой проблемой, ведь мы будем «высасывать» у них лучшие кадры. Правда, сами пилоты давно стремятся сюда и интересуются, как им тут закрепиться. Поэтому если им сейчас разрешат, то они, конечно же, немалым потоком хлынут на российский рынок.
 
«СП»: - А как это отразится на безопасности полетов?
 
- С квалификацией у них все нормально, они летают на таких же самолетах, на такой же западной технике. В конце концов, есть же система подготовки по летному делу – никто ее не отменял. Так что на безопасности, я уверен, это не отразится. Это отразится на уровне зарплат, которую платят пилотам. Ну, потому что если новички явно насытят рынок, то не будет уже такой практики, когда российские авиакомпании друг у друга перекупают, переманивают пилотов – как на аукционе. Как говорится, кто больше даст. А зарплата – это немалая составная часть в стоимости билета. Это должно снизить финансовую нагрузку на авиакомпании и несколько «взбодрить» пилотов, повысить их дисциплину. Напомнить, что они должны серьезнее относиться к профессии.
 
Заместитель начальника летно-испытательного комплекса аэродрома Киржач, пилот гражданской авиации Олег Башмаков, в свою очередь, не оценил идею Минтранса:
 
- Да, сейчас в Воздушном кодексе записано, что членами экипажей воздушных судов могут быть только граждане России. Но связано это, в первую очередь, с тем, что командир воздушного судна за рубежом представляет интересы государства. То есть я, находясь за границей, на воздушном судне, являюсь и консулом, и всем-всем – как капитан корабля. Самолет - это территория нашего государства. А гражданин, скажем, Великобритании или гражданин ЮАР (неважно какой страны) будет отвечать нашим интересам? Это же наемник!
 
Считаю предложение правительства в корне неправильным. Надо поднимать свою экономику, надо поднимать свою авиацию, а не вкладывать наш капитал, мозги, ресурсы в чужую. Конечно, проще взять за границей готового специалиста вместо того, чтобы заниматься подготовкой молодежи у себя в стране. Но это прямая дорога к полной деградации. А ведь чтобы подготовить нормального командира воздушного судна – от школьной скамьи до летчика первого класса – необходимо 8-9 лет. Так и было в советское время: он приходил сначала на Ан-2, потом садился на Ан-12, потом – на Як-40… И так шагал, шагал, шагал и доходил до первого класса. И это не просто уровень технической подготовки был – это был образ мыслей. Сейчас училище закончил, сорок часов налета, английский хорошо знаешь – бух, в кабину «Боинга». Девять часов в полете. Прилетели куда-нибудь в Таиланд - 6-8 часов поясных, восемь или девять - стоянки, и назад. Вот так их и выжимают...


комментарии (3):

rad123      08/10/2012 [07:22:22]#1
Это называется: "За что боролись, на то и напоролись"!. Сколько было в интернете выступлений по поводу невыносимых условий работы у пилотов, работы на износ, отсутствия свободного времени и личной жизни и т.д.
Вот сейчас Вас немного разгрузят, и физически и материально!

dima26512      08/10/2012 [11:35:55]#2
Не пишите глупостей.Пилотов у нас хватает.Вы не знаете сколько сидит без работы пилотов.Почему? Никто не хочет переучивать пилотов за свои деньги, всем нужны готовые.Много народу сократили и выбросили за ворота.Людям по 40 лет и они без работы, а им еще летать и летать.Наверно чего-то не хватает в голове у людей к сожалению кто хочет сюда запустить гастробайтеров.Печально, стыдно, обидно и позор для нашей авиации.

Васюганец      09/10/2012 [16:33:03]#3
Господин соколов или как его там поет под дудку руководства афл, в надежде получить откат за продвинутый закон.На самом деле он бездарь.Во Франции если пилот попал в Air France он обеспечил свою семью он защищен социально- это госкомпания!В России госкомпания афл которая плевать хотела на законы и людей которые работают в ней!Люди работают на износ потому что если работать как положено летать по 60-80 часов то ничего не заработаешь поверьте и это не баснословные деньги однозначно!Как сказал мне один из немногих уважаемых мной КВС из афл "ты зарабатываешь больше президента"!Глубоко сомневаюсь, но если предположить что это так у нас за спиной пассажиры у многих не одна сотня и если что-то случиться придется отвечать, а те кто в кремле, они за что в ответе!?Так что не надо грязь лить на летный состав!













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer