Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неэкспортируемый лизинг


4 октября 2012 года Алексей Синицкий, КоммерсантЪ - Приложение "Лизинг"


Одна из стратегических целей России — занять более или менее достойное место на мировом рынке авиастроения. Конкурентоспособность самолетов определяется не только их техническими характеристиками, но и наличием финансовых механизмов, позволяющих выгодно структурировать дорогостоящую сделку. Надо признать, что власти делают шаги по стимулированию экспортных контрактов, однако экспорт лизинговых услуг пока затруднителен. А в этом нуждаются как существующие программы российского авиапрома Sukhoi Superjet 100 и Ан-148, так и перспективная программа МС-21.

В сентябре Минпромторг опубликовал свой проект государственной программы "Развитие авиационной промышленности" на 2013-2025 годы. Ее целью поставлено формирование глобально конкурентоспособной авиационной отрасли, в число задач, в частности, входят создание корпораций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения и продвижение продукции отечественных компаний на внешних рынках.

До сих пор современные российские самолеты на экспортном рынке почти не представлены. Можно упомянуть только штучные поставки самолетов Ил-96-100 и Ту-204 на Кубу, а также Ту-204 в Китай и Северную Корею. При этом поставки на Кубу, осуществленные лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), были выполнены с использованием механизма экспортного кредитования: кубинская сторона оплатила 15% контракта общей стоимостью свыше $100 млн, а остальные 85% были профинансированы за счет банковских кредитов под гарантии российского Минфина и правительства Кубы.

Для стимулирования подобных сделок в конце 2011 года было учреждено Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). К примеру, в начале сентября ЭКСАР и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева на Гидроавиасалоне в Геленджике подписали меморандум о страховой поддержке продвижения на экспорт Бе-200. Этот самолет-амфибия ориентирован на очень узкие нишевые рынки, которых во всем мире существует не так уж много, поэтому механизмы его финансовой поддержки просто необходимы. ЭКСАР предоставит организациям, участвующим в экспортных поставках Бе-200 и их финансировании, конкурентоспособные на международном рынке услуги по страхованию экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков.

По словам гендиректора ЭКСАР Петра Фрадкова, поддержка экспорта продукции российского авиапрома — это приоритетное направление деятельности агентства. Меморандум о сотрудничестве, также подписанный в Геленджике ЭКСАР и корпорацией "Иркут", предусматривает разработку системы предоставления заказчикам МС-21 услуг по страхованию экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков, что позволит иностранным заказчикам МС-21 привлекать финансирование для приобретения самолетов по минимальным процентным ставкам.

Все эти меры направлены на стимулирование продаж самолетов путем привлечения кредитов. Между тем весьма эффективными инструментами в гражданской авиации, как известно, являются механизмы финансового и операционного лизинга. Однако, например, компания ИФК, специализирующаяся именно на лизинге, для продвижения самолетов Ан-148 и Ан-158 в страны Латинской Америки подписала на Авиасалоне в Фарнборо контракт с лизинговой компанией South American Aircraft Leasing S.A. из Панамы. Документ предусматривает твердый заказ на три самолета Ан-158 с опционом еще на пять машин этого типа, а также опцион на семь самолетов Ан-148 (сборка региональных самолетов Ан-158 производится в Киеве, Ан-148 — в Воронеже, при этом оба типа самолетов примерно на 70% состоят из российских комплектующих). Сумма контракта оценивается в $420 млн. Панамская компания будет лизингодателем техники для авиакомпаний Карибского бассейна и Африки.

По словам представителей ИФК, по российскому законодательству, в отличие от других стран, считается, что лизинговая услуга предоставляется по месту нахождения лизинговой компании. Отсюда следует, что если российская компания передает свой самолет в лизинг за рубеж, получаемые ей лизинговые платежи будут облагаться НДС по ставке 18%, тогда как при продаже самолета на экспорт НДС возмещается. Кроме того, сохраняя самолет на своем балансе, российская лизинговая компания вынуждена платить налог на имущество и ряд других налогов (хотя в некоторых регионах по ним установлены льготы). Таким образом, особенности российского законодательства снижают экономическую эффективность сделки. Есть и юридические особенности, связанные с вопросами обеспечения прав собственности и возврата переданного в залог самолета в случае неплатежей лизингополучателя. В итоге выходит, что лизинговый механизм продвижения российской авиатехники за рубеж пока фактически недоступен. Для его реализации, очевидно, требуется доработка российского законодательства.

Еще один вопрос, принципиально важный для всех лизинговых операций,— это обеспечение остаточной стоимости авиатехники. Эта величина, точнее, ее прогноз на 10-15 лет, используется при расчете лизинговых ставок и существенно на них влияет. Если определенный тип самолета выпущен, допустим, в количестве, как минимум, нескольких сотен экземпляров, то по сделкам с ними накоплена достаточная статистика и остаточная стоимость прогнозируется достаточно хорошо. Если выпущена, например, сотня самолетов, то прогноз уже не столь ясен. А в начале жизненного цикла самолета, пока летает всего два-три десятка машин, о будущей остаточной стоимости вообще трудно сказать что-либо определенное. Рынок еще не сложился. Именно такая ситуация со всеми современными российскими самолетами, поэтому при продаже самолета в финансовый лизинг на 15 лет приходится предполагать, что по истечении этого срока стоимость самолета будет нулевой, то есть раскладывать по лизинговым платежам всю его нынешнюю стоимость. Очевидно, учет остаточной стоимости мог бы существенно снизить лизинговые платежи. В уже упоминавшемся проекте госпрограммы сказано о необходимости предоставления государственных гарантий лизинговым компаниям по остаточной стоимости отечественных воздушных судов. Однако, как говорят специалисты, сделать эффективный инструмент, реально гарантирующий остаточную стоимость, не так просто: для этого, очевидно, понадобится специальный финансовый фонд, обеспечивающий возможные платежи по гарантиям.

Все эти проблемы становятся еще более острыми в свете вступления России в ВТО. Даже представители министерств признают, что у них нет ни полного понимания всех последствий этого шага, ни ясных представлений о том, как участие в ВТО отразится на системе взаимодействия государства и промышленности. Более или менее понятно, что прямое субсидирование промышленности станет практически невозможным — потребуется использовать более тонкие схемы, не противоречащие правилам ВТО. Один из таких путей — поддержка заказчиков: авиаперевозчиков и лизинговых компаний. Дело в том, что сфера услуг гораздо слабее регламентирована правилами ВТО по сравнению с производством. Вполне работоспособный опыт субсидирования лизинговых платежей для авиакомпаний и процентных ставок по кредитам для лизинговых платежей в России уже имеется. В настоящее время наиболее актуально введение подобного субсидирования для региональных самолетов, что послужило бы важным шагом на пути решения чрезвычайно острой проблемы развития региональных авиаперевозок в России. Один из первых шагов в этом направлении уже сделан: в конце прошлого года правительство приняло постановление N1212, предусматривающее субсидирование лизинговых платежей для самолетов вместимостью до 50 пассажиров с любым типом двигателей и до 72 кресел с турбовинтовыми двигателями. Впрочем, по мнению специалистов, и это постановление нуждается в доработке: в него не попадает турбореактивный региональный Ан-148 вместимостью 75-85 мест. С целью поддержки российского авиапрома необходимо распространить постановление N1212 на любые типы региональных самолетов, зарегистрированные в российском реестре.


комментарии (1):

rad123      08/10/2012 [07:10:32]#1
Интересует вот что. Можно ли самолёт SSj-100, Ан-140 или Ан-148 взять не в финансовый лизинг с переплатой процентов в 12-ть, а в оперативный и лет этак на 5-6-ть? Чтобы полетать, посмотреть, сравнить, сделать выводы и принять решение.













Материалы рубрики

Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России



Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2bTC
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/courier-services/goods/cartridges/, рекомендуем!
Доставка шашлыка в Люберцах: смотрите http://courier.youdo.com/products-delivery/shashlik/geo/lubertsy/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer