Вчера утром в Twitter первого заместителя гендиректора "Аэрофлота" Андрея Калмыкова появилась запись: "Второй день кувыркаемся с расписанием — Шереметьево "без объявления войны" начало ремонт части одной из ВПП. Но самое прикольное, что их пресс-служба называет этот ремонт плановым! Прям как в русской поговорке про божью росу в глаза. Хроника необъявленной войны: за сутки из-за "планового" ремонта ВПП мы задержали 76 рейсов! Задержки составляли от 16 мин до 7 часов". В "Аэрофлоте" полностью подтвердили позицию топ-менеджера и выступили с официальным заявлением от лица компании уже персонально против гендиректора Шереметьево Михаила Василенко. По мнению перевозчика, его политика в отношении "Аэрофлота" "носит абсолютно деструктивный характер". "События, происшедшие за последнее время, показывают, что нарушаются основные принципы сотрудничества между аэропортом и базовым перевозчиком",— говорят в компании.
В пресс-службе ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) пояснили "Ъ", что решение о ремонте ВПП было принято по результатам проверки, проведенной 19 июля. В частности, было запланировано закрыть с 1 до 15 октября на ремонт участок ВПП-1 от рулежной дорожки N3 до рулежной дорожки N5.
На время ремонта ВПП-1 используется для самолетов с укороченной дистанцией взлета. Еще 30 августа всем компаниям, выполняющим рейсы из МАШ, были направлены письма с просьбой заблаговременно внести изменения в расписание, уверяют в МАШ.
В частности, в письме Андрею Калмыкову от 30 августа (копия есть в распоряжении "Ъ") рекомендовалось по возможности "перевести регулярные рейсы" с временного интервала 12:00-19:00 UTC на 19:00-04:00 UTC и ограничить бронирование на такие рейсы трансферных пассажиров "в связи с уменьшением пропускной способности аэродрома в указанный период". Более того, в Шереметьево опровергают слова Андрея Калмыкова о многочасовых задержках. По данным аэропорта, задержки в среднем составляли восемь-девять минут. Две многочасовые задержки рейсов в Бухарест на три часа и в Донецк — на четыре были связаны с технологической неисправностью самолетов, подчеркивают в МАШ.
Это не единственная претензия "Аэрофлота" к Шереметьево. Источники в правительстве сообщили "Ъ", что еще 14 сентября Андрей Калмыков направил письмо министру транспорта Максиму Соколову (копия есть у "Ъ") с просьбой "организовать контроль" сроков выполнения ремонтных работ, носящих "авральный и стихийный характер" и негативным образом отразившихся "на имидже и производственной деятельности" "Аэрофлота". Письмо появилось спустя два дня после того, как произошел сбой в работе областной подстанции, снабжающей аэропорт. В течение нескольких часов были обесточены терминалы D и Е, не работала инфраструктура, в том числе стойки регистрации и паспортного контроля, было задержано 36 рейсов, что составило 5% общего числа рейсов, запланированных на 12 сентября 2012 года.
В результате "Аэрофлот" подал иск к ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" о возмещении ущерба на 5,7 млн руб. Но по итогам проверки, проведенной Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, нарушений в работе аэропорта и "оснований для применения в отношении ОАО МАШ мер прокурорского реагирования выявлено не было". Об этом говорится в официальном сообщении прокуратуры. По мнению источников, близких к МАШ, именно этот факт побудил перевозчика к провоцированию нового конфликта.
Другие авиакомпании, также работающие в Шереметьево, претензий к аэропорту не имеют. В "Трансаэро" сообщили "Ъ", что "заранее внесли корректировки в план полетов и заблаговременно предупредили пассажиров". Никаких задержек по новому графику вылета из Шереметьево у компании не было. В Минтрансе и Росавиации не смогли прокомментировать ситуацию.
Эксперты полагают, что сложившаяся ситуация стала индикатором накопившихся проблем. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что "Аэрофлот" очень зависим от аэропорта, поскольку в отличие от многих других крупных перевозчиков не диверсифицировал свою базу. Но устранить подобные конфликты, добавляет эксперт, смогут не иски или требования отставки руководства, а изменения в законодательстве, в котором до сих пор не регламентирована ответственность аэропортов в подобных ситуациях.