Сегодня в России 17,2 тысячи пилотов. Объем перевозок ежегодно растет. По итогам этого года он составит 13,5 процента, сказал Валерий Окулов. И это не предел. Сегодня рост перевозок, по его словам, сдерживается тем, что авиакомпании, которые готовы покупать новые суда, не имеют у себя резерва пилотов. Дефицит экипажей ведет к тому, что спрос на перевозки превышает предложения, заполняемость кресел в салоне в среднем составляет 75 процентов, приводит его слова "РГ".
Проблема дефицита кадров для авиации в России сохраняется. В цифрах - это около 2,6 тыс. человек, в особенности высококвалифицированных кадров, командиров экипажей.
Однако законопроект минтранса вызывает неоднозначную реакцию авиаэкспертов. Как заявил Накануне.RU главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, идея министерства транспорта снизит остроту нехватки кадров, но в целом проблему не решит.
"Это нормальная идея. Она немного снизит остроту дефицита пилотов в России, но полностью эту проблему законопроект не решит. Этим все равно нужно заниматься: подготовкой и обучением собственных пилотов. Мера полезная, но не решающая", - считает Алексей Синицкий.
"Ввиду анемии этой власти, которая регулирует гражданскую авиацию, игнорирования мнения профессионалов, мы подошли к тому, что и должно было состояться - это дефицит летного персонала. А дефицит летного профессионала - это главный антогонист безопасности полетов. Это очень глубокий вопрос и он уже имеет метастазы везде", - отмечает президент фонда "Партнер развития гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
По словам Смирнова, Россия ежегодно добавляет 12-13% объемов авиаперевозок. Примерно на столько же процентов российские авиакомпании нуждаются в увеличении пилотного состава.
"Отсутствие кадровой политики и привело к этому дефициту, а из-за этого тормозится развитие отечественной гражданской авиации, потому что некому летать. Авиапром уже прекратил свое существование, мы 90% авиаперевозок выполняем на самолетах иностранного производства. Сейчас не хватает пилотов, а следующий шаг - отдать отрасль западникам?" - задается вопросом Олег Смирнов.
Эксперт считает, что нужно особое внимание обратить на страны СНГ, где летают пилоты, прошедшие "нашу школу", они владеют русским языком, знают российский менталитет. "Тот союз, Россия - Белоруссия - Казахстан, определил, в том числе, и свободу передвижения трудовых ресурсов. Почему бы не включить сюда командиров воздушных судов? Но чтобы сделать окончательный выбор, государство тут должно прописать рамки: или виза должна быть, или гражданство, русский язык должны знать. Как делают все зарубежные страны. Но это именно государство должно сделать", - считает заслуженный пилот СССР.
По его мнению, то, что предлагает минтранс, нельзя делать прямым текстом, только вкупе: государство, авиакомпании и т.д. Но начинать должно государство. Оно должно прописать рамки, в которых это все должно происходить, временные сроки, требования и т.д. Авиакомпании уже выберут достойных людей.
"Кроме зарплаты есть еще понятие - социальный пакет. Заграничных пилотов наш пакет не привлечет. Вряд ли к нам приедут хорошие специалисты, которые дома имеют хорошую зарплату и хороший соцпакет. К нам поедут те, кто там не смог устроиться. А по каким причинам он там не устроился? Может быть, пилот пристрастился к алкоголю или у него недостаточный уровень профессиональной подготовки", - высказал свои опасения Олег Смирнов.
Замминистра транспорта Валерий Окулов признается, что пока сохраняется дефицит пилотов, компании сметают с рынка кого ни попадя. Между тем, "черные списки" пилотов, которые предлагали российские авиаперевозчики, ведомство вводить не собирается.
"Черный список не нужен. Никогда в нашей стране не было черных списков. Но у нас пилот никогда не был незаметной персоной", - говорит Олег Смирнов.
Алексей Синицкий поддерживает его в этом вопросе. "Черный список" не нужен, потому что он породит больше проблем, нежели решит их. Это сложная система с неочевидным результатом", - отмечает эксперт.
Олег Смирнов также напоминает, что раньше было такое понятие как летная книжка. "Там прописана вся летная жизнь летчика: кто меня учил, кто тренировал, сколько времени провел на тренажерах, сколько налетал. Это подробное профессиональное досье. Но сейчас это все отменилось. Сегодня государство должно создать систему, в которой можно было найти информацию о летчике, и если он запятнал свое имя, то он никогда не сможет летать за штурвалом российского самолета", - считает эксперт.
Добавим, что законопроект минтранса уже до конца года может быть внесен в Госдуму на рассмотрение.