«Оставалось либо тихо сойти с ума, либо защищаться»
Поселок Мещерский лежит между Боровским и Сколковским шоссе. 27 километров от центра Москвы — и попадаешь в оазис: каскад прудов, реликтовый лес. Стою, подняв голову, любуюсь многовековой елью, и тут справа по нарастающей идет гул, из-за деревьев надвигается гигантская тень, трава ложится ковром, и прямо над головой с грохотом проносится тяжелый самолет. Через пару минут со свистом идет еще один лайнер и еще... За каждым тянется шлейф.
— Аэробус А320, а перед ним был «Ан-72», — перекрикивает гул моторов мальчишка лет девяти. Его бабушка хватается за валидол и делится:
— В среднем за сутки над нами пролетает около 80 самолетов, гудят и в 5 утра, и днем, и в час ночи. Летят так низко, что без труда можно разглядеть лица пилотов. Еще и выбросы на нас оседают. На прудах у нас постоянная пленка от керосина.
А начались «воздушные атаки» еще в ноябре 2009 года, когда в аэропорту «Внуково» встала на ремонт основная взлетно-посадочная полоса — ВПП-1 с магнитными курсами 06-24 градуса, которая проходила вдоль Киевского шоссе и не ремонтировалась 35 лет. И активно стала эксплуатироваться вторая, запасная ВПП-2 (01-196), которая расположена под углом 45 градусов к Киевскому шоссе. Самолеты стали заходить на посадку по схеме: Солнцевский район Москвы, поселок Мещерский, Заречье, Одинцовский район Московской области, поселок Переделкино. Глиссада — траектория их снижения — теперь проходит аккурат над Минским шоссе.
Жители обозначенных районов обращались в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру, Министерство транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, в управу, префектуру ЗАО. Сообщали, что самолеты пролетают прямо над макушками деревьев в автоматическом режиме с интервалом в 2 минуты, шум от них превышает все мыслимые децибелы. На отдельных листах прилагали подсчет и график полетов. Писали президенту, руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадию Онищенко. В ответ получали отписки.
— Мне, в частности, позвонила работница транспортной прокуратуры Томас и попросила представить копию свидетельства о праве собственности на принадлежащий мне дом в поселке Мещерский, — рассказывает житель Мещерского Сергей Донцов, юрист по профессии, который решил бросить вызов «Внуково». — На мой вопрос, какое отношение имеет право собственности к законности полетов воздушных судов на низкой высоте и оценке негативного воздействия на физическое и психологическое состояние людей, сотрудница транспортной прокуратуры ответила: «Не надо было выбирать место проживания около аэропорта. Кто вам разрешил там поселиться?» Это, вероятно, не прокуроры, а адвокаты аэропорта «Внуково».
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитриев в ответе на жалобу жителей поселка Мещерский и вовсе сослался на статью 46 Воздушного кодекса РФ, где сказано, что проектирование и строительство объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться по согласованию с администрацией аэродрома.
— Поселки Мещерский, Заречье, Кунцево, Немчиново застраивались в XVIII–XX веках, когда еще никакого действующего теперь Воздушного кодекса и в помине не было, и аэропорта «Внуково» не было, он был создан в годы Великой Отечественной войны для защиты и обороны Москвы, — говорит Сергей Донцов. — Наш поселок, например, начал строиться под руководством князя Мещерского в 1904 году. Все земельные участки были усадебного типа, с четко обозначенными границами. В Москву поселок вошел в 1961 году. Ныне в поселке живут прямые наследники первособственников земли и правопреемники, купившие у них дома. Теперь нам говорят, что обозначенные поселки относятся к приаэродромной территории. На каком основании? Никто законодательно не определял эту самую «прилежащую» территорию. Если считают, что территории позже застраивались незаконно, то пусть судятся с мэрией Москвы, которая возводила Солнцево. Пусть судятся с мэрией как правопреемницей исполкома, который застраивал поселок Мещерский, Заречье, Переделкино.
Все полученные нами ответы были чистой воды отписками, все делалось, чтобы не заниматься делом по существу. Нам оставалось либо тихо сойти с ума, либо защищаться. Пришлось обратиться в суд, другого выхода не было.
Почему Сергей Донцов решился бросить вызов «Внуково», понятно. Сам юрист по образованию, он был помощником коменданта столицы, занимал должность заместителя начальника Главного управления казачьих войск, заместителя председателя правления Пенсионного фонда РФ, ныне — советник в ЦБ РФ.
«Закрыть 194-й маршрут!»
— Нам сейчас говорят: «Вы же понимаете, что взлетно-посадочную полосу № 2 не закроют, она около 10 млрд рублей стоит». Но мы и не просим ее закрыть, мы требуем изменить 194-й маршрут, который угрожает нашей жизни и здоровью. Самолеты, кстати, пролетают на низких высотах и над Сколковом — любимым детищем Дмитрия Анатольевича Медведева. Но удивительно, что когда он, будучи президентом, приезжал в строящийся научно-технологический комплекс, воздушные суда меняли маршрут. Не видно было гудящих самолетов и когда в Переделкино 17 августа приезжал освящать новый храм патриарх Кирилл. Он останавливался в своей резиденции в Переделкине на неделю, патриарха решили не беспокоить, и у нас была временная передышка. То есть самолеты могут над нами летать, а могут не летать, у «Внуково» есть четыре различных маршрута, но наш, 194-й маршрут, самый короткий, самый дешевый в смысле экономии топлива. Это просто элементарное пренебрежение к людям, у нас с людьми не привыкли считаться, превыше всего — коммерческие интересы, — утверждает Донцов. — В части первой статьи 1065 Гражданского кодекса говорится о том, что «опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность».
— Представители аэропорта «Внуково» в своих возражениях указывают, что они «ненадлежащие ответчики, потому что самолеты принадлежат соответствующим государственным унитарным предприятиям».
— Они, я думаю, умышленно коверкают истину. Мы ссылаемся в своем иске на их регламент, где написано, что они «организуют полеты». Они утверждают графики, маршруты полетов, и поэтому они непосредственным образом причастны к деятельности по организации полетов. Кому принадлежат самолеты, нас не волнует. Об этом Гражданский кодекс ничего не говорит. В ГК сказано: «деятельность предприятия, создающего угрозу жизни и здоровью».
У нас в Мещерском многие жители готовы предоставить результаты медицинского обследования: кто-то от пролетающих самолетов уже глохнет, кто-то не спит, у кого-то расстройство нервной системы. Но это уже другая тема, как только мы коснемся «конкретного вреда», процесс затянется до бесконечности. Ответчики начнут утверждать, что нет причинно-следственной связи между нашими полетами и вашей глухотой, вашим расстройством здоровья, это может быть естественный процесс. Мы эту тему умышленно не трогаем. Во второй части 1065-й статьи ГК сказано о «конкретном вреде», но мы о нем не говорим. Мы берем первую часть этой статьи: «есть угроза причинения жизни и здоровью». Мы говорим, что нужно изменить маршрут. Тем более что у аэропорта есть такие возможности...
По запросу Сергея Донцова испытательная лаборатория воздушных шумов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора провела измерения уровней авиационного шума. При этом использовалась высокоточное профессиональное переносное оборудование. В результате на земельном участке в дневное время суток уровень авиационного шума превысил допустимый на 6 и 8 дБа, в ночное — на 9 и 18 дБа. В жилом помещении днем уровень был превышен на 5 дБа, в ночное — на 17дБа от допустимой величины. Что не соответствовало требованиям санитарных норм СН 2.2.42.1.8.562 — 96.
— В своем письме от 9 июня 2008 года руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко советует своим службам до разработки новых санитарных правил руководствоваться ГОСТом 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».
— Эти ГОСТы шумов, во-первых, утратили свою силу еще в 2000 году. Но это письмо Онищенко — первое, носит рекомендательный характер, я уже не говорю, что оно противоречит закону, который относится к санитарным службам и к положению, которое он сам лично утвердил. Во-вторых, это письмо не зарегистрировано в Министерстве юстиции, что нарушает постановление правительства. Документ, подзаконный нормативный акт, только тогда является обязательным, когда он зарегистрирован в Минюсте и опубликован.
«Дойдем до Европейского суда по правам человека»
Сергей Донцов с двумя соратниками пока подали иски только по одной статье Гражданского кодекса.
— Это так называемый иск негаторный, о защите своего права пользования распоряжением. То есть я не могу, например, сдать свой дом в аренду, потому что здесь летают самолеты. Я не могу пользоваться своим земельным участком, гулять в солнечный день на улице с ребенком, потому что самолеты гудят над головой каждые тридцать секунд. Дальше могут подать иски уже сотни людей о возмещении морального вреда.
Здесь вообще никакого имущественного вреда не надо. Это просто переживание, неблагоприятная обстановка, психологическое воздействие. Мы подали иски с условием, что доказываем опасность деятельности предприятия. Для этого нужна дорогостоящая экспертиза, мы заплатили порядка ста тысяч рублей. У людей в поселке таких денег нет. И если бы экспертиза была бесплатной, то в суде было бы не три иска, а тысячи. И это еще жители Солнцева пока не в курсе дела. А иски за моральный ущерб подать можно и нужно и поставить сумму приличную. Я понимаю, что у нас, к сожалению, судебная практика такова, что больше 10–20 тыс. рублей не присуждают. Это неправильно. В странах, где государство является правовым, сумма за моральный ущерб исчисляется сотнями тысяч долларов.
Сергей Донцов с соратниками планируют сделать еще одну, более дорогостоящую экспертизу по влиянию деятельности аэропорта на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан.
— В иске указано: самолеты, пролетая на низкой высоте, сбрасывают перед посадкой остатки лишнего топлива. Это делается в целях безопасности, об этом вам скажет любой специалист. В ясные дни прекрасно видно, как за самолетом, который идет на посадку, тянется шлейф из керосина, грязи и пыли. Все это осаждается на нашей территории. Это доказуемо, нужно только взять различные пробы почвы и воды. Такую экспертизу уже делали — правда, давно, тогда в пруду у нас нашли авиационный керосин, превышающий всякие нормы. А ведь там купаются жители поселка.
— Сколько уже было судебных заседаний?
— Пока было предварительное заседание и еще одно заседание по рассмотрению дела по существу. У нас хорошая правовая позиция, и ответчики это понимают. Но меня настораживает поведение судьи Серова, который ведет это дело. Предварительное заседание начал так бодро, активно, объективно. Но уже на первом заседании по рассмотрению иска по существу он был нервным, постоянно обрывал нашего адвоката, не давал ему толком говорить. Мы просили судью запросить документы из аэропорта «Внуково», показали, какие именно документы. Он говорит: «Почему подлинные документы не представляете?» Но это вообще вопрос смешной. Во-первых, Гражданский процессуальный кодекс не говорит, что документы должны быть подлинными, могут быть и копии. Во-вторых, где взять подлинные, когда они подписаны Онищенко и отправлены в аэропорт «Внуково»? Кто же отдаст подлинные документы? Они уже прошли бюрократическую процедуру и зарегистрированы. И, конечно, хотелось бы, чтобы эти документы судья истребовал. Он, правда, не отказался, дал запросы, чтобы мы пошли в эти организации, получили эти бумаги.
Настораживают и постоянные переносы дела. После предварительного заседания до рассмотрения дела по существу прошел месяц. Что там 30 дней можно изучать? Наше исковое заявление на трех страничках? Теперь, чтобы изучить три тонкие папочки с результатами экспертиз, судья отложил заседание с 25 сентября на 1 ноября.
— А если Солнцевский суд вам откажет?
— Обратимся в городской суд, в Верховный суд. К сожалению, в Конституционный суд теперь нельзя обращаться, не пройдя эти инстанции. Потом пойдем и в Конституционный суд, там юристы особой квалификации, честные, добросовестные.
У нас есть право потом обратиться в Европейский суд по правам человека, чего бы не хотелось, честно говоря. Иск подается по формуле «гражданин Иванов против Российской Федерации». Мы все патриоты, и судиться со своей страной — задача нелепая. Но если уж допечет — что делать? Тем более что в практике Европейского суда по правам человека был прецедент, когда в Англии гражданин подал иск против аэропорта «Хитроу» и выиграл его. Получил моральную компенсацию — миллион фунтов стерлингов.
Аэропорт «Внуково» расширяется. По источникам «МК», в скором времени в авиатранспортном центре международного значения резко увеличится количество базирующихся самолетов. Одна из крупных российских авиакомпаний планирует открыть здесь учебный центр, а иностранная авиакомпания — полностью перевести свой парк. И нет гарантии, что после введения в строй после ремонта взлетно-посадочной полосы 1 ВПП-2 будет эксплуатироваться в меньшем объеме, чем теперь...