В исковом заявлении, поданном «Аэрофлотом» 9 октября в Арбитражный суд Москвы на компанию ГСС и на третьего ответчика — «ВЭБ-лизинг», перевозчик требует вернуть ему 71,589 млн руб. (еще чуть более 2 млн руб. — неустойка за пользование производителем чужими средствами). Речь идет о недополученных авиакомпанией субсидиях, предусмотренных 466-м постановлением правительства о компенсации части лизинговых платежей. «Аэрофлот» просит возмещение за поставленные десять Superjet с июня 2011 по май 2012 года.
Компании пытались решить вопрос 29 июня этого года, но к согласию они не пришли. Официальные представители компаний «Аэрофлот» и «ВЭБ-лизинг» не стали комментировать суть иска. Официальный представитель ГСС отметил, что исковое заявление в компанию не поступало.
Сама схема возмещения, к которой апеллирует «Аэрофлот», была утверждена постановлением правительства №466 в 2002 году. Государство возмещает авиакомпаниям около 20% лизинговых платежей, но не выше лимита, вычисляемого по специальной формуле, с учетом ставки рефинансирования Банка России. Деньги распределялись ежегодно на конкурсе Росавиации, проводимом по поручению Минтранса и Минфина. Последний конкурс на получение компенсации прошел в 2010 году, средства по нему до сих пор предоставляются выигравшим тогда авиакомпаниям.
По данным Росавиации, сейчас компенсации выплачиваются семи авиакомпаниям за 31 самолет российского производства. Крупнейшими получателями являются Red Wings (восемь самолетов Ту-204-100 в лизинге от ИФК до 2023 года) и «Владивосток Авиа» (шесть самолетов Ту-204-300 в лизинге от ИФК до 2020 года). Также среди получателей авиакомпании «Полет» (по контракту на поставку самолетов Ил-96), «Якутия», «Трансаэро» и «Россия».
Поставляемые с 2011 года новые отечественные самолеты авиакомпаниям «Аэрофлот» и «Полет» не субсидировались по данному постановлению. Официальный представитель компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК, занимается лизингом отечественных самолетов), которая финансировала сделку по поставке авиакомпании «Полет» самолетов Ан-148, подтвердил существование проблем по возмещению лизинговых платежей.
По словам экспертов, изменение ситуации с субсидированием лизинга связано со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Прямое субсидирование в соответствии с правилами ВТО будет запрещено, говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий, добавляя, что компенсации для авиакомпаний в торговой организации не регламентируются. По его словам, контракты на поставку лайнеров «Аэрофлоту» были подписаны еще в 2005 году, в них могли прописать компенсации по 466‑му постановлению. «Возможно, ГСС подаст регрессный иск к Минтрансу, сама компания никакого отношения к этому постановлению не имеет», — отмечает эксперт.
До сих пор «Аэрофлот» и ГСС не решали свои споры в суде.