Самолеты Ан-140, закупленные ВВС России, будут использоваться для перевозки высшего военного руководства — командующих округов, флотов, видов и родов Вооруженных сил, сообщили «Известиям» в ВВС. Эти машины должны заменить Ан-26 и Ан-24, выпущенные 40-50 лет назад, на которых сейчас передвигаются военачальники. Российских аналогов у машины нет.
— Ан-140 предназначен для перевозки личного состава, хотя для грузоперевозок он тоже годится. Первая машина пришла в гражданской комплектации салона — фактически это обычный пассажирский самолет. Еще пять мы ждем в VIP-комплектации с рабочими местами, — пояснил представитель ВВС.
Он подчеркнул, что украинские машины не смогут полностью заменить старые Ан-26, поскольку не рассчитаны на специфические военные задачи.
— Ан-140 — это классический магистральный самолет, не предназначенный для десантирования и перевозки военной техники. У него для этого нет рампы — грузового люка сзади, — сказал представитель ВВС.
Один из руководителей аэродрома имени Чкалова, где будут базироваться Ан-140, пояснил, что до конца года ожидается поставка шести машин, собранных на самарском заводе «Авиакор». При этом сама машина может оставить без работы штурманов.
— Экипаж Ан-140 состоит из двух летчиков. А у Ан-26 — пять человек. Переучить летчиков с Ан-26 можно за 2–3 месяца. А вот штурманы и «бортачи» для этого самолета не нужны. Хотя мы сейчас проведем опытную эксплуатацию этой машины и, возможно, предложим ввести в состав экипажа штурмана — все-таки это военный самолет, который должен обеспечивать специфические задачи. Но окончательное решение будет за руководством ВВС, — отметил представитель аэродрома.
В штабе ВВС пояснили, что штурманы и бортинженеры сейчас вообще «вымирающие специальности».
— Сейчас штурманов заменила электроника. Особенно это заметно в гражданской авиации. У нас штурманы пока востребованы, в том числе на боевых самолетах. В принципе штурманы Ан-26 вполне могут переучиться на штурманов других типов самолетов, в том числе фронтовых бомбардировщиков Су-24, — пояснил представитель штаба.
Еще один высокопоставленный военный, до недавнего времени занимавший ключевую должность в ВВС России, напомнил, что закупка Ан-140 означает окончательный отказ ВВС России от создания целой линейки самолетов на базе российского самолета Ил-112В.
— Ил-112 должен был стать платформой для целого ряда авиационной техники, включая самолеты специального назначения. Переоборудовать для этих целей Ан-140 будет невозможно, он производится по лицензии украинского КБ Антонова. Конечно, это ошибка ОКБ имени Ильюшина. Они должны были довести машину до ума, — отметил генерал ВВС.
Один из топ-менеджеров ОКБ имени Ильюшина рассказал, что военным не хватило терпения всего на два года.
— Мы практически создали производство, начали собирать первый экземпляр. Через два года самолет завершил бы полный цикл испытаний и его можно было бы принимать на вооружение. Мы все-таки рассчитываем, что руководство Минобороны одумается и доведет этот самолет, потому что он полностью российский и соответствует всем требования технического задания на малый военно-транспортный самолет, — сказал он.
В руководстве Минобороны «Известиям» сообщили, что не исключают, что Ил-112 будет достроен, но пока не видят перспектив для него.
— Если «Ильюшин» хочет предложить нам самолет, пусть построит опытные экземпляры, проведет испытания и покажет его возможности. Если самолет нам подойдет, мы его купим. А так — платить деньги неизвестно за что — мы не можем, — пояснил представитель военного ведомства.
По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, Ил-112 погубило время.
— Ан-140 был создал через 10 лет после того, как появился проект Ил-112. Это более современный самолет. К тому же он полностью готов. Но в любом случае, притом что Украина занимает непонятную политику в отношении России, принятие на вооружение самолета государства, позиция которого постоянно колеблется, — это недальновидная позиция, — считает он.
При этом он подчеркнул, что для спецзадач — например, противолодочной борьбы — российский Ил-112 не подходил, поскольку дальность его полета составляла всего 1,5 тыс. км, в то время как для противолодочных самолетов нужна дальность 5–7 тыс. км.