По данным специалистов, 4 ноября на Солнце произошла мощная вспышка «класса X». В течение последующих 10 суток солнечная активность была аномальной, что могло повлиять на работу электроники спутника. Крушение АМС "Фобос-Грунт" можно считать трагической случайностью. Сегодняшний вопрос «АН» в рубрику «Тема дня» звучит так: «Теперь и солнце виновато?»
Алексей Леонов, летчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза:
«Ветер подул не в ту сторону»
-- А может, обвинить еще и Нептун с Плутоном? Когда у нас была Лунная программа (и не только она), то все объекты, которые проходили по обратной стороне Земли, контролировались кораблями. У нас был целый космический флот, скажем, флагман «Юрий Гагарин» и другие корабли, на которых была установлена контрольно-записывающая аппаратура. С них в любой момент могла быть выдана нужная команда.
Например, на «Юрии Гагарине» была специальная команда, в том числе и космонавты, которые могли брать на себя управление. Во времена Ельцина все это ломали, уничтожали, продавали как металлолом и т.п. (кстати, и сегодня эти люди, половина из аппарата, который был при Ельцине, тоже у руля). Сейчас остался лишь один корабль из этой серии - «Виктор Пацаев», который я спас. Он находится в Калининграде как корабль-музей.
Зная, что спутник будет проходить над другой стороной Земли, можно было на любое рыболовецкое судно или на корабль, который, понимаешь, борется с сомалийскими пиратами, поставить такую аппаратуру. Она и весит не так уж много, тогда бы и вопросов не было. Кто этому мешал? Сейчас можно говорить, что угодно, например, что ветер подул не в ту сторону. Все эти объекты сконструированы с учетом самой большой нагрузки солнечных потоков, и «Фобос-Грунт» не мог быть не защищен!
А зачем всех пачкать? Так можно и до войны довести, и для нашей страны это очень неблагородно! США не заинтересованы в том, чтобы у нас были ЧП. Они заинтересованы в том, чтобы получать информацию, в том числе и от нас. А какие комплектующие на этом объекте? Производство - Тайвань! И разве могут быть какие-то гарантии? Раньше все комплектующие были нашими.
Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского:
«Степашин говорил о нецелевом расходовании»
-- Сейчас любой человек, который услышал версию о влиянии солнца, задается вопросом: почему пострадала только российская АМС «Фобос-Грунт»? В околоземном пространстве летают тысячи космических аппаратов других стран, и почему с ними солнце так себя не ведет? Неужели у нас такие плохие аппараты, на которые может повлиять буквально все? В 70-е гг. прошлого века в СССР на орбиту была выведена космическая станция «Салют-2», которая практически сразу начала терять атмосферу.
Тогда создатели станции оправдывались: мол, из-за удара метеорита произошла авария, вот и появилась пробоина. Красивая версия! И, главное, не надо признаваться в конструктивной ошибке, а можно просто все списать на силу природы. Наверняка с «Фобос-Грунтом» решили «провернуть» нечто подобное. Свалить вину на американские радары - это выглядело уж слишком неправдоподобно! С этим у них не получилось, вот и переводят стрелки на матушку-природу, чтобы отвести от себя ответственность.
У нас в последнее время то Аллах деньги дает, что, конечно, не плохо… Но в данном случае Аллах или кто-то другой уж слишком разгневался на нашу межпланетную станцию и пробил достаточно большую прореху в бюджете. Деньги, потраченные на «Фобос-Грунт», фактически выброшены на ветер! А ведь осенью прошлого года глава Счетной палаты Сергей Степашин говорил о нецелевом расходовании «Роскосмосом» бюджетных средств. Несмотря на то, что Степашин сказал все это витиевато и в дипломатической форме, простой народ такие слова воспринимает прямо: воровство! Теперь все спишут на «Фобос», отвечать будет некому, а ворованные средства так и останутся на счетах воров-чиновников.
Анатолий Долголаптев, бывший президент Лиги содействия оборонным предприятиям:
«Интеллект в отрасли есть!»
«Интеллект в отрасли есть!»
-- Помешало многолетнее пренебрежение руководства «Роскосмоса» интеллектом, сосредоточенным в отрасли. Именно это является основной причиной последних неудач. Дошло уже до того, что теперь не существует Совета главных конструкторов, который проводил бы техническую политику отрасли. Подобная жесткая структура была создана еще при Королеве, когда каждый элемент позиции, каждый пункт плана проходил через согласование с ответственным человеком, имеющим, при необходимости, выходы на любой правительственный уровень.
Россия не может без ракетно-космической отрасли – это наш способ выживания во внешнем мире. Иначе появятся много желающих, которые захотят поставить наше природное богатство под собственный контроль. Но, несмотря на все сложности, интеллект в отрасли есть, и разработчики остались! Просто сейчас они не нужны, так как во главу угла ставятся вопросы, типа: кто и каким образом пропустит тот или иной контракт. Поэтому остается надеяться, что здравый смысл возобладает и главной проблемой станет развитие отрасли, а не распределение финансовых потоков.