Как рассказал «Известиям» источник на авиационном рынке, ОАК в настоящее время ведет активную работу с ведущими российскими авиакомпаниями, убеждая их стать стартовыми заказчиками. Курирует работу по продвижению самолета непосредственно вице-премьер Сергей Иванов.
По словам собеседника «Известий», для этих целей была создана специальная рабочая группа, которую возглавил президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев. В нее вошли представители конструкторского бюро, а также финансовой, юридической и маркетинговой служб этой компании. В ней принимают участие также представители ОАК и авиазавода.
Переговоры ведутся только с финансово устойчивыми авиаперевозчиками, которые смогут гарантировать взятые на себя обязательства по лизингу этих самолетов. Предполагается, что в подтверждение серьезности своих намерений авиакомпании должны будут при заключении сделки внести не менее 10% собственных средств от общей суммы заключаемой сделки. Поставки самолетов планируется организовать через структуры госбанков — «ВЭБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг» — со сроком лизинга в 15 лет. Кстати, компания «Ильюшин Финанс Ко.» в схеме финансирования поставок Ту-204СМ задействована не будет.
— Сейчас одновременно самолет проходит и сертификационные испытания и продвигается на рынке, — подтвердили «Известиям» в «Туполеве».
По словам представителя компании, «Туполев» по согласованию с ОАК «ведет работу с 14 ведущими российскими авиакомпаниями, суммарно обеспечивающими 95% объема авиационных перевозок России». При этом с некоторыми уже были подписаны предварительные документы — соглашения о намерениях.
Источник «Известий» рассказал, что консультации сейчас идут с UTair, «Уральскими авиалиниями», «Якутией», «Татарстаном», «Авиационными линиями Кубани», «Авиалиниями Дагестана» и другими. При этом пока удалось заключить соглашения о намерениях с несколькими не очень большими авиакомпаниями, в частности с «Вим Авиа», «Авиастар Ту» и «Ред Вингз». Согласно предварительным договоренностям, твердые контракты могут быть заключены на поставку 41 самолета Ту-204СМ с опционом на еще 63 машины.
Точно известно, что крупнейший российский перевозчик не ведет переговоров с производителями Ту-204. «Аэрофлот не планирует их приобретать, делая ставку на массовую закупку российских самолетов нового поколения — SSJ-100 и МС-21», — отметил представитель компании.
Впрочем, по словам источника «Известий», близкого к руководству ОАК, «Аэрофлот» все же согласился рассмотреть возможность взять такие самолеты для одной из своих дочерних структур, которую перевозчик планирует в ближайшее время получить от «Ростехнологий». Возможно, это будет компания «Владивостокавиа», уже имеющая опыт эксплуатации самолетов семейства Ту-204.
Собеседник «Известий» также рассказал, что на одном из состоявшихся еще летом совещаний с участием вице-премьера Сергея Иванова руководству «Аэрофлота» (где 51% у государства) дали недвусмысленно понять, что необходимо поддержать заказами этот проект отечественного авиапрома.
Кстати, ОАО «Туполев» ищет заказчиков не только в России. Так, в среду компания объявила о подписании меморандума о намерениях с сирийской авиакомпанией Syrianair на поставку трех Ту-204СМ, начиная с 2013 года. Ожидается, что на следующем этапе сотрудничества будет создан центр технического обслуживания российских лайнеров на базе Syrianair. Среди других возможных зарубежных партнеров — бразильская Clean Air, с которой ведутся переговоры о поставке до 26 самолетов, включая грузовой вариант.
В «Туполеве» также сообщили, что компания параллельно с поиском покупателей самолетов прорабатывает при поддержке правительства и ОАК финансово-экономические схемы возможных поставок Ту-204СМ российским авиакомпаниям. Однако никаких деталей возможных схем не раскрывают.
По информации «Известий», речь идет о подготовке предложений по государственной поддержке авиапроизводителя, лизинговых структур и отечественных авиакомпаний, согласившихся эксплуатировать самолеты Ту-204СМ. Только такие меры могут сделать эксплуатацию этих самолетов безубыточной. Более того, не исключено, что кроме обычных дотаций на субсидирование процентных ставок авиаперевозчики могут получить и некоторые преференции на выполнение полетов, в частности по международным маршрутам.
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий убежден, что в нынешнем виде самолет Ту-204СМ не слишком привлекателен технически, хотя по размерности и дальности он конкурентоспособен.
— Задача государства — сделать его коммерчески привлекательным. Если продать МС-21 эксплуатантам Ту-204СМ еще можно, то эксплуатанты Airbus А320, вероятнее всего, предпочтут A320NEO, а эксплуатанты Boeing 737 — 737MAX. Поэтому Ту-204 следует развивать как переходную модель и для сохранения заказчиков и технологий, — считает Синицкий.
По мнению экспертов, самолет уступает западным аналогам (Airbus A320, Boeing 737 и 757) по топливной эффективности, потребляя, по некоторым оценкам, примерно на 50% больше авиакеросина. Кроме того, авиаперевозчиков настораживает негативный опыт эксплуатации Ту-204-100 (предыдущей версии), а именно его низкая надежность, отсутствие запасных частей и надлежащей послепродажной поддержки. При этом предполагаемая цена самолета Ту-204СМ составляет около $45 млн, что фактически соответствует стоимости западных аналогов.
На разработку и сертификацию самолета в 2008–2010 годах было выделено свыше 3,3 млрд рублей бюджетных средств, в 2011 году запланировано почти 900 млн рублей. Предполагается до 2017 года построить 44 самолета. Серийное производство Ту-204СМ запланировано на конец 2012 года на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП». От ранее разработанных версий самолетов семейства Ту-204 он отличается улучшенными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками. Вмещает он 215 пассажиров, дальность полета — от 4 тыс. 800 км до 6 тыс. 100 км.