Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающая сигара


20 мая 2011 года Florian Willershausen, WirtschaftsWoche


Что думают иностранцы о детище российского авиапрома – новом среднемагистральном самолете Superjet 100, двигатели для которого делают в Рыбинск на НПО «Сатурн»?

Выпустив новый региональный самолет Jet, российские поставщики самолетов хотят вновь обрести прежний успех. Но это будет сделать сложно.

Всегда интересно, как видят Россию жители иностранных государств. Этот материал был опубликован в апреле 2011 года в немецком журнале WirtschaftsWoche. С утверждениями статьи можно спорить или соглашаться, но это – представление о настоящем и будущем российского авиастроения глазами немецких экспертов.

Празднование технических достижений еще с советских времен стало одним из самых охотно соблюдаемых ритуалов российского общества. Список начинается с первого полета вокруг Земли, строительства мощной атомной подводной лодки или самого большого в мире грузового самолета. Однако, к сожалению, все эти достижения уже давно в прошлом. С момента распада Советского Союза инженеры ничем не удивляли своих соотечественников. И потому в Кремле вынуждены отмечать технические сооружения прошлого, как, к примеру, 50-ю по счету годовщину полета Юрия Гагарина вокруг Земли.

Как раз к юбилейной дате российский производитель самолетов Сухой поставляет свою первую машину Superjet 100. Армянская авиакомпания Армавиа проявила готовность назвать самолет по имени Гагарина. Так много символики – это совсем не случайно. Просто Россия хочет таким образом установить связь с успешными временами, когда такие производители, как Туполев, продавали свои модели тысячам клиентам и делали поставки почти половине планеты. Новая модель Сухого хочет показать: Россия опять в бизнесе.

 
 
Superjet 100 – первый пассажирский самолет со времен распада Советского Союз, который предназначен для продажи за границу. Вместе с тем русские хотят доказать, что могут строить экономичные, малошумные машины, которые надежны и просты в обслуживании.

Ради этого за дело взялись, засучив рукава. Уже даже по внешнему виду самолет SSJ 100 отличается от конкурентных моделей. Фюзеляж шире по сравнению с E-190 бразильского Embraer или CRJ-900 канадской компании Bombardier. По  сравнению с конкурентами количество мест в ряду 5, а не 4. Кроме того самолет короче других моделей и напоминает летающую сигару.

Кроме этого Сухой обещает больше места и комфорта. Благодаря лучшей аэродинамике потребление топлива снижается на 15% по сравнению с другими самолетами.

Компания Сухой (дочернее предприятие контролируемой государством объединенной авиастроительной корпорации) выбрасывает на рынок свою продукцию по неимоверно низкой цене – 32 млн. долларов. Бразильская модель стоит 42 млн. долларов, аэробус А 319 стоит почти в два раза дороже, чем российский самолет.

Строительство самолета начиналось масштабно. Для реализации плана была создана целая  международная кооперация, что для русских  совершенно не типично. Так, например, с французским поставщиком двигателей Snecma, относящемуся к группе Safran, русские произвели двигатель. Итальянская компания Alenia Aeronautica, являясь миноритарным акционером, отвечает за общий дизайн и маркетинг. Инженеры Boeing привлечены в качестве консультантов. 80% деталей поставляются от 30 международных поставщиков, среди них и немецкий концерн Liebherr, который поставляет кондиционеры, системы безопасности и управления.

На три тонны тяжелее

Однако, несмотря на все усилия конструкторов, все чаще самолет обнаруживает технические проблемы. Поставка затянулась на 2,5 года в связи с опоздавшей сертификацией. Вес самолета оказался на 3 тонны больше, чем ожидалось, и это сводит к нулю экономию топлива.
В большинстве своем причиной затягивания лицензирования послужили не конструкторские ошибки. Дело в том, что предприятие НПО «Сатурн», расположенное в городе Рыбинск Ярославской области (северном направлении от Москвы), специализировался до недавнего времени  на выпуске двигателей, силовых установок и турбин для легендарного Ту 154, и выпустк SaM146 стал новым опытом для предприятия. В дальневосточном Комсомольске-на-Амуре, где самолет монтируется окончательно, в советские времена никогда не производились пассажирские самолеты, а только военные истребители. Отсутствующий опыт изготовления коммерческих самолетов приводит к нестабильности. Так, 10 SSJ из-за проблем с двигателями «упали» в тестовом режиме.  Иногда российские газеты шутят, что Superjet не «супер», а просто Jet.
Кроме того на успешность проекта под название Superjet  немаловажное влияние оказывает судьба всей национальной отрасли, считают российские эксперты, например Роман Гусаров (AVIA.RU): «Если Superjet сорвется, то доверие к российской самолетной индустрии утратится как минимум на десятилетия».

Но этого-то государство точно не допустит, считает Гусаров: «Правительство будет продвигать самолет на рынок, независимо от того, сколько еще денег будет отправлено в «топку» проекта». Когда речь идет об имидже страны, количество денег не обсуждается.  До сегодняшнего года общая сумма вложений российских банков и правительства составляет 3,5 млрд. долларов. Сколько потребуется еще денег, не знают даже самые информированные эксперты.

Из-за задержавшейся поставки, технических проблем и ожидаемых претензий от клиентов расходы могут выйти из-под контроля, и амбициозная цель руководителя проекта Михаила Погосяна – выпустить 1000 самолетов за два десятилетия и завевать 15% доли мирового рынка – становится маловероятной.

В настоящий момент имеется 170 заказов, среди них только 120 имеют 100% гарантию. Но даже и они ходят ходуном. К числу наиболее крупных клиентов относится индонезийская фирма Kartika Airlines (30 заказов), у которой в настоящее время всего 5 старых самолетов для полетов средней дальности.  «Сухой» потерял тендеры на миллиард долларов на 30 машин для  итальянской Alitalia. Официально причина в задержке с поставками. Но тот факт, что SSJ 100 еще не был сертифицирован для полетов в воздушном пространстве ЕС, вызывали не меньшее раздражение заказчиков.

Поскольку политика «силы» не помогла, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин продемонстрировали свой престижный самолет премьер-министру Италии Сильвио Берлускони в декабре. Берлускони – в черной куртке бомбардировщика – пообещал модели золотое будущее. Но выстрел цели не достиг.

Даже в странах СНГ, где русские ожидали успеха и игры по «домашним» правилам, не все идет гладко. Embraer поставляет авиакомпании «Эйр Астана» (Казахстан) уже в этом месяце первый самолет модели E-190. Бразильцы в отличие от «Сухого» обещают щедрые скидки. Украина тоже покупает самолеты у Embraer, Белорусь заключила контракт с канадской Bombardier.

Хотя моделей Embraer и Bombadier стоят дороже, чем русских Superjet, но они проверены на практике, производители уже заслужили доверие клиентов. Потенциальные клиенты «Сухого» прежде всего смотрят на Аэрофлот: крупнейшая в России авиакомпания была намерена уже в середине мая запустить в полеты несколько моделей, как было запланировано. И Виталий Савельев уже угрожал выставить производителю претензии в связи с техническими проблемами и большим расходом топлива.

Эти факторы не являются благоприятными для «Сухого». До сих пор не ясно, каким образом конструкторы смогут избавиться от трех лишних тонн и привести вес самолета к изначально обещанному.  «У меня есть большое опасение, что обещание поставить в этом году 18 воздушных судов, не состоится», – говорит Гусаров. Причины сомнений эксперта все в том же несоответствии технических характеристик самолета заявленных требованиям заказчиков.

До тех пор, пока «младенческие болезни» будут терзать SSJ 100, зарубежные авиакомпании, вероятно, будет обходить самолет стороной. А шанс на прорыв Superjet появляется только при наличии в клиентах крупных международных авиакомпаний.
Спасти честь России

Superjet 100 – это не просто очередной проект, это прелюдия к масштабному наступлению на пьедестал отасти. Головная компания «Сухого» – ОАК – уже работает над проектом МС-21, который должен стать конкурентом Airbus и Boeing-737. Кроме того МС-21 с таким же уровнем производительности может быть существенно дешевле существующих на рынке конкурентов.

Таким образом региональный самолет становится «лакмусовой бумажкой»  для определения жизнеспособности русских конструкций самолетов: SSJ 100, несмотря на провал, и амбициозный МС-21, вероятно, только начало атаки русских на международный рынок.
 
В этой связи, Михаил Погосян определенно находится под давлением. Он должен быстро поставить Superjet клиента, при необходимости – с большими. Потому что речь идет уже не о коммерческом успехе, а о престиже России как аэрокосмической нации. Погосян может либо спасти честь России, либо привести всю отрасль к полному краху.

Superjet и конкуренты

                                             Superjet        E-190  Embraer      CRJ-900 Bombardier
Длина, м                               29,94                36,24                             36,2
Ширина сиденья, см          46,5                   46                                 44
Кол-во мест в ряду                5                        4                                  4
Кол-во мест                            95                     98                                 86
Высота кабины, м               2,12                     2                                 1,89
Дальность полета              3048                3334                              2965
Вес, т                                       45,8                  50,3                              36,5
Цена ($ млн)                           32                     42                                 37

перевод сайта "Однажды в Рыбинске"



комментарии (1):

alexvaleri      24/05/2011 [19:17:35]#1
E-190 Embraer в комплектации LR (дальность полёта до 5, 000км) действительно имеет MTOW 50, 3 тонн.

Как эту цифру сравнивать с параметрами SSJ не ясно. Это разнве самолёты.

Так же нельзя просто так сравнивать SSJ c Boeing 737-500. Кто эксплуатирует парк Boeing не будет покупать два SSJ. Boeing 737 это вместимость от -500 до -900 моделей и дальностью полёта до 15, 000км.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBz7KW
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/nizhniy-novgorod/arendaavto/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer