Всегда интересно, как видят Россию жители иностранных государств. Этот материал был опубликован в апреле 2011 года в немецком журнале WirtschaftsWoche. С утверждениями статьи можно спорить или соглашаться, но это – представление о настоящем и будущем российского авиастроения глазами немецких экспертов.
Празднование технических достижений еще с советских времен стало одним из самых охотно соблюдаемых ритуалов российского общества. Список начинается с первого полета вокруг Земли, строительства мощной атомной подводной лодки или самого большого в мире грузового самолета. Однако, к сожалению, все эти достижения уже давно в прошлом. С момента распада Советского Союза инженеры ничем не удивляли своих соотечественников. И потому в Кремле вынуждены отмечать технические сооружения прошлого, как, к примеру, 50-ю по счету годовщину полета Юрия Гагарина вокруг Земли.
Как раз к юбилейной дате российский производитель самолетов Сухой поставляет свою первую машину Superjet 100. Армянская авиакомпания Армавиа проявила готовность назвать самолет по имени Гагарина. Так много символики – это совсем не случайно. Просто Россия хочет таким образом установить связь с успешными временами, когда такие производители, как Туполев, продавали свои модели тысячам клиентам и делали поставки почти половине планеты. Новая модель Сухого хочет показать: Россия опять в бизнесе.
Ради этого за дело взялись, засучив рукава. Уже даже по внешнему виду самолет SSJ 100 отличается от конкурентных моделей. Фюзеляж шире по сравнению с E-190 бразильского Embraer или CRJ-900 канадской компании Bombardier. По сравнению с конкурентами количество мест в ряду 5, а не 4. Кроме того самолет короче других моделей и напоминает летающую сигару.
Кроме этого Сухой обещает больше места и комфорта. Благодаря лучшей аэродинамике потребление топлива снижается на 15% по сравнению с другими самолетами.
Компания Сухой (дочернее предприятие контролируемой государством объединенной авиастроительной корпорации) выбрасывает на рынок свою продукцию по неимоверно низкой цене – 32 млн. долларов. Бразильская модель стоит 42 млн. долларов, аэробус А 319 стоит почти в два раза дороже, чем российский самолет.
Строительство самолета начиналось масштабно. Для реализации плана была создана целая международная кооперация, что для русских совершенно не типично. Так, например, с французским поставщиком двигателей Snecma, относящемуся к группе Safran, русские произвели двигатель. Итальянская компания Alenia Aeronautica, являясь миноритарным акционером, отвечает за общий дизайн и маркетинг. Инженеры Boeing привлечены в качестве консультантов. 80% деталей поставляются от 30 международных поставщиков, среди них и немецкий концерн Liebherr, который поставляет кондиционеры, системы безопасности и управления.
На три тонны тяжелее
Однако, несмотря на все усилия конструкторов, все чаще самолет обнаруживает технические проблемы. Поставка затянулась на 2,5 года в связи с опоздавшей сертификацией. Вес самолета оказался на 3 тонны больше, чем ожидалось, и это сводит к нулю экономию топлива.
В большинстве своем причиной затягивания лицензирования послужили не конструкторские ошибки. Дело в том, что предприятие НПО «Сатурн», расположенное в городе Рыбинск Ярославской области (северном направлении от Москвы), специализировался до недавнего времени на выпуске двигателей, силовых установок и турбин для легендарного Ту 154, и выпустк SaM146 стал новым опытом для предприятия. В дальневосточном Комсомольске-на-Амуре, где самолет монтируется окончательно, в советские времена никогда не производились пассажирские самолеты, а только военные истребители. Отсутствующий опыт изготовления коммерческих самолетов приводит к нестабильности. Так, 10 SSJ из-за проблем с двигателями «упали» в тестовом режиме. Иногда российские газеты шутят, что Superjet не «супер», а просто Jet.
Но этого-то государство точно не допустит, считает Гусаров: «Правительство будет продвигать самолет на рынок, независимо от того, сколько еще денег будет отправлено в «топку» проекта». Когда речь идет об имидже страны, количество денег не обсуждается. До сегодняшнего года общая сумма вложений российских банков и правительства составляет 3,5 млрд. долларов. Сколько потребуется еще денег, не знают даже самые информированные эксперты.
Из-за задержавшейся поставки, технических проблем и ожидаемых претензий от клиентов расходы могут выйти из-под контроля, и амбициозная цель руководителя проекта Михаила Погосяна – выпустить 1000 самолетов за два десятилетия и завевать 15% доли мирового рынка – становится маловероятной.
В настоящий момент имеется 170 заказов, среди них только 120 имеют 100% гарантию. Но даже и они ходят ходуном. К числу наиболее крупных клиентов относится индонезийская фирма Kartika Airlines (30 заказов), у которой в настоящее время всего 5 старых самолетов для полетов средней дальности. «Сухой» потерял тендеры на миллиард долларов на 30 машин для итальянской Alitalia. Официально причина в задержке с поставками. Но тот факт, что SSJ 100 еще не был сертифицирован для полетов в воздушном пространстве ЕС, вызывали не меньшее раздражение заказчиков.
Поскольку политика «силы» не помогла, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин продемонстрировали свой престижный самолет премьер-министру Италии Сильвио Берлускони в декабре. Берлускони – в черной куртке бомбардировщика – пообещал модели золотое будущее. Но выстрел цели не достиг.
Даже в странах СНГ, где русские ожидали успеха и игры по «домашним» правилам, не все идет гладко. Embraer поставляет авиакомпании «Эйр Астана» (Казахстан) уже в этом месяце первый самолет модели E-190. Бразильцы в отличие от «Сухого» обещают щедрые скидки. Украина тоже покупает самолеты у Embraer, Белорусь заключила контракт с канадской Bombardier.
Хотя моделей Embraer и Bombadier стоят дороже, чем русских Superjet, но они проверены на практике, производители уже заслужили доверие клиентов. Потенциальные клиенты «Сухого» прежде всего смотрят на Аэрофлот: крупнейшая в России авиакомпания была намерена уже в середине мая запустить в полеты несколько моделей, как было запланировано. И Виталий Савельев уже угрожал выставить производителю претензии в связи с техническими проблемами и большим расходом топлива.
Эти факторы не являются благоприятными для «Сухого». До сих пор не ясно, каким образом конструкторы смогут избавиться от трех лишних тонн и привести вес самолета к изначально обещанному. «У меня есть большое опасение, что обещание поставить в этом году 18 воздушных судов, не состоится», – говорит Гусаров. Причины сомнений эксперта все в том же несоответствии технических характеристик самолета заявленных требованиям заказчиков.
До тех пор, пока «младенческие болезни» будут терзать SSJ 100, зарубежные авиакомпании, вероятно, будет обходить самолет стороной. А шанс на прорыв Superjet появляется только при наличии в клиентах крупных международных авиакомпаний.
Superjet 100 – это не просто очередной проект, это прелюдия к масштабному наступлению на пьедестал отасти. Головная компания «Сухого» – ОАК – уже работает над проектом МС-21, который должен стать конкурентом Airbus и Boeing-737. Кроме того МС-21 с таким же уровнем производительности может быть существенно дешевле существующих на рынке конкурентов.
Таким образом региональный самолет становится «лакмусовой бумажкой» для определения жизнеспособности русских конструкций самолетов: SSJ 100, несмотря на провал, и амбициозный МС-21, вероятно, только начало атаки русских на международный рынок.
Superjet и конкуренты
Superjet E-190 Embraer CRJ-900 Bombardier
Длина, м 29,94 36,24 36,2
Ширина сиденья, см 46,5 46 44
Кол-во мест в ряду 5 4 4
Кол-во мест 95 98 86
Высота кабины, м 2,12 2 1,89
Дальность полета 3048 3334 2965
Вес, т 45,8 50,3 36,5
Цена ($ млн) 32 42 37