Вчера в Ульяновске самолет А-320 компании «Авианова» со 136 пассажирами на борту, направлявшийся чартерным рейсом «Сочи-Адлер», сел на вынужденную посадку на аэродроме вылета в связи с тем, что у него после взлета не убрались закрылки.
«В 8.20 утра при установке крана на уборку механизации крыла оба закрылка самолета застопорились в промежуточном положении. После выработки топлива в 9.00 воздушное судно совершило благополучную посадку в аэропорту «Ульяновск-Восточный», — сообщил „Ъ“ ульяновский транспортный прокурор Сергей Шушин. По его словам, расследованием авиационного инцидента занимается специальная комиссия, в составе которой представители Приволжского управления Росавиации. Пассажиры были отправлены в Сочи другим самолетом.
«Неисправность самолета не влияла на безопасность, однако продолжать с ней полет было невозможно. Правда, в связи с тем что было заправлено в самолет много топлива и масса самолета была выше допустимой для посадки самолета, пришлось летать 40 минут, чтобы выработать топливо», — пояснил представитель «Авиановы» в Ульяновске Евгений Гордеев.
Как стало известно „Ъ“, вчера около 15 часов неисправность уже была устранена, работа закрылков проверена, и к вечеру самолет был подготовлен к возвращению на базовый аэродром, а комиссия уже заканчивала составление акта.
Председатель комиссии, инспектор Приволжского управления Росавиации Юрий Шкурко сообщил „Ъ“, что «ничего особенного там не было, машина исправна, неисправность устранена, работа закрылков неоднократно проверена».
«Когда после взлета была включена уборка закрылков, те начали убираться, а пилот перевел рычаг уборки в нейтральное положение, в следствие чего появилось противодавление в гидросистеме и сработала автоматика, заблокировавшая систему от неправильных действий экипажа. Но снять такую блокировку можно только на земле», — пояснил господин Шкурко.
Почему экипаж перевел рычаг в нейтральное положение раньше времени и является ли это нарушением, господин Шкурко не пояснил, отметив, что это, «по сути, штатная ситуация» и «подобные случаи уже бывали». Он также отметил, что такое проявление работы автоматики нельзя назвать конструктивными недоработками воздушного судна, поскольку подобная блокировка должна предохранить самолет от иных нештатных ситуаций. Тем не менее, по информации „Ъ“, в акте комиссии записано, что самолет исправен, а причиной авиаинцидента стали неправильные действия экипажа.
Редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров выразил сомнения, что у производителя может быть заложен такой алгоритм автоматики, следствием которого может стать полная блокировка уборки закрылков. По его словам, «у подобных интеллектуальных самолетов продумана система защиты от человеческого фактора, которая при смене режима полета должна разблокироваться сама». «А-320 — достаточно надежная машина, но, в отличие от «Боинга», у нее своя логика системы управления самолетом. Независимо от того, была ли в данном случае техническая причина или ошибка экипажа, думаю, здесь должно быть тщательное расследование», — отметил эксперт.