2 ноября МАК обнародует официальные итоги расследования авиакатастрофы Як-42, произошедшей 7 сентября в Ярославле. Несколько дней назад анонимный сотрудник ведомства уже сообщал прессе, что виновником трагедии будет признан экипаж и его командир Андрей Соломенцев — он якобы давил при взлете на педаль тормоза. Семьи и коллеги погибших пилотов возмущены этой версией и намерены потребовать провести новое расследование.
Родственники и друзья погибших летчиков уже сомневаются в том, что официальное расследование было объективным.
— Я сама 25 лет летаю, восемь из них — вместе с Игорем. И Андрей, и мой Игореша были очень опытными летчиками, чтобы допустить такие ошибки, — рассказывает «Известиям» Людмила, вдова погибшего второго пилота Игоря Жевелова. — Но ведь вы же ездите за рулем и знаете, что бывают такие ситуации, которые необъяснимы, когда с машиной что–то происходит. А здесь самолет. Я лично буду добиваться независимого расследования.
С ней согласна и подруга Андрея Соломенцева, знавшая его 25 лет.
— Такое впечатление, что через СМИ нас насильственно заставляют поверить, что виноват пилот, — считает Светлана Левдик. — Получается, если утрировать ситуацию, два таксиста сели, разыграли спички, кто полетит на каком месте, один зацепился каблуком, другой жал на педали. Если бы это написал романист, я бы, может, и поверила. Но я хорошо знаю Андрея как человека чести и очень ответственного, мне это кажется слишком простой и удобной версией — обвинить экипаж, а дело закрыть.
Если летчики будут признаны виновными, родные погибших смогут на законных основаниях потребовать продолжить расследование, в том числе и с привлечением независимых специалистов. Такая возможность появилась после недавнего решения Конституционного суда, который рассмотрел жалобу родственников погибших в скандальном деле о ДТП на Ленинском проспекте. Решение КС распространяется на все категории дел, которые были прекращены в связи с гибелью подозреваемых или виновных.
— Во всех катастрофах последнего времени летчики были признаны виновными. Свалить все на погибший экипаж — это тенденция современного расследования, — говорит адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников погибших по трем авиакатастрофам. — Иркутск, Донецк, Пермь — все спихнули на экипаж, а круг виновных гораздо больше и шире. У нас есть факты, что те, кто остались на земле и никуда не летают, должны нести определенную ответственность и на них лежит определенная степень вины за случившиеся катастрофы.
Родственники погибших летчиков должны настаивать на дальнейшем расследовании, считает Трунов, поскольку после решения КС оно имеет судебную перспективу. Более того, сделать это нужно, особенно сейчас.
— Экспертизы МАКа — они такие предвзятые и такие некачественные, такие заказные, что однажды было бы здорово провести именно независимое расследование и поставить этот МАК на место, — говорит адвокат Трунов. — По всем авиакатастрофам последнего времени есть много вопросов, определенных фактов, которые МАК либо обходит, либо перекручивает с больной головы на здоровую.
К любой ошибке или неправильным действиям экипажа всегда приводит ряд факторов, замечает Владимир Грудин, принимавший участие в десятках авиарасследований. Но изучением этих самых опасных факторов, среди которых — совокупность среды (от подготовки экипажа к полету до действий диспетчера, ситуации перед взлетом), техника и, собственно, действия самого экипажа — на практике не занимаются.
— Нашим расследователям не грех взять на вооружение американский опыт: там расследование возглавляет летчик, который летает на данном типе самолета, а в комиссию обязательно включают представителя летного профсоюза, — говорит Грудин.
Человеческий фактор (ЧФ), который лежит в подавляющем большинстве летных трагедий последних лет, абсолютно неправомерно использовать при обозначении вины летчиков, считают эксперты НИИ авиационно-космической медицины. «Данного термина нет ни в одном нормативном документе, — говорит сотрудник НИИ. — Пресловутый ЧФ лишь маскирует недостатки среды и техники, влияющих на правильность действий летчика».
Будет независимое расследование по гибели Як-42 или нет, зависит только от родственников погибших летчиков. По словам адвоката Трунова, вдова погибшего командира Родиона Медведева, которого признали виновным в гибели «Боинга» в Перми, тоже хотела продолжить расследование, но потом с ней «поработали, и она куда-то пропала».
В МАКе заявили, что до официальной публикации итогов расследования «никаких версий по Як-42 комментировать не будут».