Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роковая педаль


3 ноября 2011 года Андрей Кузнецов, Lenta.ru


Причиной авиакатастрофы, погубившей хоккейную команду "Локомотив" из Ярославля, стала ошибка пилотов, один из которых при взлете жал на педаль тормоза. К такому выводу пришли эксперты МАК. По их мнению, к ошибке привели упущения при переучивании пилотов с управления самолетами Як-40, на которых они летали прежде, на Як-42, на котором они отправились в свой последний полет.

В связи с широким общественным резонансом, вызванным гибелью одной из лучших хоккейных команд страны и появлением различных слухов вокруг катастрофы, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) решил обнародовать итоги расследования на специальной пресс-конференции, которая транслировалась в прямом эфире телеканала "Вести 24". Помимо комментариев экспертов собравшимся журналистам была продемонстрирована видеореконструкция катастрофы с расшифровкой записей бортовых речевых самописцев и технических параметров.

Глава технической комиссии МАК Алексей Морозов отметил, что в расследовании помимо сотрудников комитета принимали участие как независимые эксперты, так и представители государств, граждане которых погибли в авиакатастрофе. Выводы комиссии основывались на расшифрованных показаниях бортовых самописцев, данных, собранных на месте катастрофы, летных экспериментах, результатах математического моделирования и анализа прошлых авиапроисшествий с участием Як-42.

Эксперты пришли к выводу, что самолет был полностью исправен перед вылетом и вся его аппаратура исправно работала до столкновения с землей. Длина взлетно-посадочной полосы была признана соответствующей нормативам, так же как и погодные условия, качество топлива, взлетная масса и центровка.

В частности, исправно работала тормозная система, а стояночный тормоз находился в положении "выключен". Между тем уже на первых этапах расследования было установлено, что самолет взлетал с искусственным притормаживанием, возникшим по непонятной на тот момент причине. В МАК подчеркнули, что вероятность самопроизвольного затормаживания обеих стоек шасси практически стремится к нулю.

В ходе расследования, как рассказал Морозов, было установлено, что командир экипажа Андрей Соломенцев предпринял ряд неграмотных действий. В частности, по мнению экспертов, он с запозданием принял решение о взлете, в результате чего дистанция разбега была сокращена на 350 метров. При этом он не учел торможение, что также сократило длину разбега. В результате скорость отрыва оказалась на 20 километров в час меньше расчетной.

Причиной торможения самолета при разбеге, по данным МАК, стало нажатие на педали тормоза, которое произошло из-за неправильного положения ног кого-то из пилотов. Кто именно из членов экипажа жал на тормоз, установить не удалось. Это мог сделать и командир экипажа, и второй пилот Игорь Жевелов. При этом, согласно выводам комиссии, пилот не просто жал на тормозные педали основных колес шасси, а с силой упирался в них, одновременно вытягивая штурвал вверх.

Морозов опроверг предположения про другие самолеты, которые могли помешать нормальному разбегу Як-42. Такие версии высказывались в связи с тем, что в день катастрофы в Ярославле проходил Мировой политический форум с участием первых лиц ряда государств. Техкомиссия установила, что Як-42 был единственным самолетом на взлетной полосе и Соломенцев сам принял решение сократить разбег, хотя другие члены экипажа выступали за то, чтобы доехать до начала рулежной дорожки. Командир экипажа мотивировал свое решение тем, что там будет сложно развернуться.

В итоге произошло то, что произошло. В точке отрыва самолет взлететь не смог, он проехал 400 метров по гравию за пределы ВПП, приподнялся на несколько метров, а после завалился на левый борт, столкнулся с землей, разрушился и загорелся.

На борту разбившегося самолета находились 45 человек, из них 37 хоккеистов ярославского "Локомотива" и сопровождающие их лица. Катастрофу пережили два человека - хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов, но спортсмен несколько дней спустя скончался в больнице от полученных ожогов.

Свидетели, в том числе авиадиспетчер, с самого начала заявили, что самолет не смог вовремя набрать взлетную скорость. Пришедший в себя Сизов рассказал экспертам МАК, что все оборудование в предыдущем полете, при подготовке к последнему полету и до момента катастрофы работало нормально. Также, по его словам, пассажиры и груз были размещены равномерно, что исключало версию о смещенной центровке. Это подтвердило появившуюся версию об ошибке экипажа, а не об отказе техники в качестве причины катастрофы.

В октябре на базе Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском летчиками-испытателями была проведена серия экспериментов по взлету Як-42, в ходе которых моделировались различные предполагаемые ситуации, возникавшие на борту разбившегося самолета. Выводы, полученные в результате этих экспериментов, также легли в основу итогового доклада МАК.

По мнению экспертов, предотвратить катастрофу можно было только, если бы экипаж своевременно принял решение о прекращении взлета. Также в ходе расследования были отмечены ряд неправильных и противоречивых действий экипажа. В МАК пришли к выводу, что это произошло в результате негативного переноса пилотами навыков управления Як-40 на Як-42.

По словам главы техкомиссии, владелец самолета авиакомпания "Як-Сервис" не занималась должным образом обеспечением безопасности полетов и, в частности, переучиванием командира экипажа и пилота с работы на Як-40 к управлению Як-42. Учебный процесс, по мнению Морозова, был неоправданно затянут, к тому же проводился со значительными перерывами, в результате чего у пилотов не сформировались навыки полетов на другом типе самолета. Ключевым моментом в отличиях работы на Як-42 от Як-40 оказалось, что в них по-разному надо держать ноги на тормозных педалях при взлете. Неправильная постановка ноги одного из пилотов, по данным комиссии, оказалась роковой.

В МАК обратили внимание, что в "Як-Сервис" тренажерная подготовка пилотов проводилась формально, а некоторые документы программы переподготовки были сфальсифицированы. Кроме того, были выявлены психологические просчеты при формировании экипажа: авторитет второго пилота Жевелова был выше, чем у командира экипажа Соломенцева.

К тому же выяснилось, что у второго пилота, по заключению медиков, было неврологическое заболевание, которое привело к снижению рефлексов на ногах и руках. В организме Жевелова нашли фенобарбитал - медицинский препарат, при приеме которого человека нельзя допускать к полетам, так как он вызывает расстройство координации.

О плохом контроле в "Як-Сервис" говорит и то, что, как установили эксперты, экипаж не проводил расчет взлетной скорости. Решение о выставлении уровня стабилизатора также принималось на глазок, так как у экипажа не было информации о взлетном весе. Однако в итоге для стабилизатора был выбран правильный параметр.

По итогам расследования МАК сделал и иные, более общие выводы. Комитет предложил применять международные стандарты безопасности ко всем российским авиакомпаниям, в том числе и к выполняющим рейсы на внутренних линиях. По словам главы МАК Татьяны Анодиной, в настоящее время не все российские нормативы в этой области соответствует международным. Комитет также считает необходимым сократить количество региональных авиаперевозчиков путем их слияния.

После катастрофы под Ярославлем высказывалось мнение, что пилоты хотели взлететь любой ценой, опасаясь неких санкций со стороны руководства авиакомпании. Анодина подчеркнула, что следует запретить считать нарушениями действия экипажа, направленные на обеспечение безопасности, в том числе "прерванный взлет, уход на запасной аэродром, уход на второй круг и другие меры".

Руководитель комитета также потребовала ужесточить правила медконтроля пилотов перед вылетом и предложила создать базу данных неквалифицированного авиаперсонала. По ее словам, "в условиях дефицита пилотов профнепригодные специалисты мигрируют из одних компаний в другие".

На этом участие МАК в расследовании авиакатастрофы можно считать завершенным. Но не само расследование. Еще перед публикацией официального заключения МАК родственники погибших пилотов заявили газете "Известия", что не верят в их виновность и намерены организовать собственное расследование. Это решение поддержал адвокат Игорь Трунов, который отстаивает интересы родственников погибших в нескольких резонансных авиакатастрофах. По его мнению, МАК проводит предвзятые и заказные экспертизы, не учитывая причастность к катастрофе более широкого круга лиц.

Между тем в МАК специально подчеркнули, что установление вины и ответственности не входит в компетенцию технической комиссии, так как подобные решения должны принимать следственные и иные компетентные органы. СК со своей стороны пообещал внимательно изучить выводы МАК и наказать всех виновных.



комментарии (1):

ZG      07/11/2011 [04:16:40]#1
Пришедший в себя Сизов рассказал экспертам МАК, что все оборудование в предыдущем полете, при подготовке к последнему полету и до момента катастрофы работало нормально. Также, по его словам, пассажиры и груз были размещены равномерно, что исключало версию о смещенной центровке.

А что, Сизов занимался погрузкой груза и багажа, чтобы говорить о его равномерном размещении? Может тогда он расскажет каким образом загрузка была закреплена? Все это чушь! Ничто не исключает версию о неправильной (смещенной) центровке. Разве только МАК.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBy7LB
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/price/ можно найти здесь.
Тут https://youdo.com/lawyer/realestate/support/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer