Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Случай со взлетом "Яка" был клиническим


3 ноября 2011 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Вчера, отчитавшись о результатах расследования катастрофы Як-42Д с хоккейной командой ярославского "Локомотива" на борту, Межгосударственный авиакомитет (МАК) официально подтвердил версию о "тормозном взлете", изложенную в "Ъ" 11, 15, 19 и 31 октября. Предпринятое одним из членов экипажа непроизвольное притормаживание машины на разбеге в МАК объяснили слабой подготовкой летчиков, а также полинейропатическим синдромом, которым страдал второй пилот. Болезнь мешала летчику координировать действия своих ног и их положение в пространстве. Этот пилот вообще не должен был допускаться к полетам.

Пилоты переучивались, но не научились

Эксперты технической комиссии для начала перечислили все излагавшиеся ранее и опровергнутые в дальнейшем версии причин катастрофы. Как выяснилось в процессе расследования, Як-42Д компании "Як Сервис" был полностью исправен, заправлен качественным топливом, его взлетная масса и центровка при вылете из ярославского аэропорта Туношна 7 сентября были в пределах нормы. На старте экипаж никто не подгонял, поскольку в этом просто не было необходимости: лайнер ярославского "Локомотива" был на летном поле один (если не считать частного R-44, который в то же время взлетал с расположенной рядом вертолетной площадки), и никаких других вылетов либо прилетов в ближайшее время не ожидалось.

Пилоты, например, прогревали двигатели ровно шесть минут, как того требует инструкция, а затем стартовали точно по расписанию. Перед пуском двигателей летчики, как установила комиссия, правильно подготовили борт к взлету: выставили стабилизатор в положение 8,7° на кабрирование, опустили на 20° закрылки и предкрылки самолета. Не было проблем технического характера и на самом разбеге: параметры работы двигателей Як-42Д, как установили эксперты, на всех режимах соответствовали расчетным, подшипники колес шасси не заклинивались, тормозные диски не оплавлялись, шины не разрушались. Председатель техкомиссии МАК Алексей Морозов отдельно отметил, что ручка стояночного тормоза лайнера находилась в положении "выключено".

Касаясь же собственно причин аварии, специалисты в первую очередь отметили слабую подготовку пилотирующего на взлете командира экипажа Андрея Соломенцева. Как было установлено, переучиваться с Як-40 на Як-42 он начал еще в 1995 году, но делал это непоследовательно и с большими перерывами — от месяца до нескольких лет, поскольку обучение ему приходилось совмещать с работой на "старом" самолете. "Одновременное освоение двух типов воздушного судна было методически неправильным",— к такому выводу пришли эксперты МАК. После того как переучивание наконец-то состоялось, Андрей Соломенцев не выполнил летную программу и в итоге, как утверждают специалисты, так и не приобрел "устойчивые навыки" пилотирования Як-42.

Еще хуже оказалась подготовка второго пилота Игоря Жевелова. Если командир с учетом всех перерывов в обучении все же успел налетать на Як-42 1525 часов, его напарник провел за штурвалом 42-го всего 613 часов. При этом летный стаж командира на "сороковом" "Яке" составил почти 7 тыс. часов; господин Жевелов налетал на Як-40 без малого 13 тыс. часов. Причем работу вторым пилотом на Як-42 он совмещал с полетами в качестве инструктора на Як-40. Таким образом, оба летчика, как полагают в МАК, имели "негативный опыт" переноса старых навыков на новый тип, упуская при этом принципиальные различия в конструкциях этих двух машин.

Летчик тормозил, не чувствуя ног

Отсутствие практического опыта пилотирования Як-42 пилоты Соломенцев и Жевелов, как полагают эксперты, усугубили халатным отношением к летным инструкциям. Так, например, было установлено, что обязательное перед запуском двигателей чтение и выполнение так называемой контрольной карты экипаж произвел формально. Обсуждая с командиром положение стабилизатора при взлете, второй пилот спросил: "Сколько тебе, девять?" И получил ответ: "Восьмерку, наверное". Посовещавшись, пилоты приняли "соломоново", как выразился председатель техкомиссии МАК Морозов, решение, установив стабилизатор машины в положение 8,5°.

Вопрос второго пилота о "взлетных данных", как было зафиксировано в переговорах экипажа, даже не обсуждался. "Рассчитано, доложено",— ответил командир, не уточнив при этом реальный вес и центровку машины и не посчитав, соответственно, скорость отрыва лайнера от полосы при взлете.

Из-за "пренебрежительного", как говорят некоторые эксперты, отношения к контрольной карте пилоты еще на старте допустили несколько ошибок, впоследствии оказавшихся трагическими. Так, например, загруженный под завязку Як-42Д они стали разгонять не на взлетном, а на номинальном режиме работы двигателей. Кроме того, пилоты начали разбег не с торца полосы, а с той точки, где вырулили на нее, сократив длину разбега на 300-350 м. Этот остаток полосы мог бы пригодиться для экстренного торможения в случае прерванного взлета.

Задав "от фонаря" скорость отрыва передней стойки от земли — 190 км/ч, командир, как было установлено, серьезно просчитался. Поднимать лайнер массой 54 т при номинальном режиме работы двигателей ему следовало лишь на скорости 210 км/ч. Реально же попытка отрыва произошла еще раньше — на скорости 185 км/ч.

К отсутствию скорости и тяги при попытке отрыва от полосы добавился и пикирующий тормозной момент на колесах лайнера, о котором неоднократно рассказывал "Ъ". Притормаживание, о котором говорили эксперты, началось еще на скорости около 165-170 км/ч и поначалу было незначительным. Специалисты отмечают, что ноги одного из пилотов во время разбега находились на тормозных педалях и летчик, очевидно, неосознанно нажимал на них. "Небольшое по величине и усилиям нажатие на педали могло быть не замечено самими пилотами",— отмечают в МАК.

Однако по мере роста скорости резко усилилось и торможение. "Обеспечить его летчик мог лишь в том случае, если он не просто жал на тормозные педали, а буквально упирался в них, вытягивая штурвал вверх",— говорят эксперты. По их версии, пилотов погубила привычка держать ноги на тормозных педалях, выработанная за многолетнюю практику пилотирования Як-40.

Представители МАК сообщили, что не смогли точно установить, кто из пилотов обеспечил машине "первичное" притормаживание на разгоне, однако дали понять, что тормозящим летчиком, скорее всего, был второй пилот Игорь Жевелов.

Опросив врачей, к которым обращались раньше члены экипажа, эксперты установили, что господин Жевелов в последние 11 лет регулярно посещал невролога: в 2000 году у него было диагностировано снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года проблемной зоной стали еще и руки. "Эти симптомы косвенно говорили о поражении периферических нервов, то есть развитии у него полинейропатического синдрома",— отметил председатель техкомиссии МАК Алексей Морозов. По его словам, это заболевание проявлялось в "нарушении координации движения ног и контроля их положения в пространстве". В связи с возникшими проблемами летчик, как было установлено расследователями, употреблял препарат нейродермин, стимулирующий периферическую нервную систему, а в последнее время, видимо, еще и успокоительные средства. "В теле второго пилота обнаружен препарат фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему и запрещенный к применению для пилотирующего летчика",— отмечено в отчете МАК.

Наконец, последней ошибкой экипажа, по мнению экспертов, стало упорное продолжение взлета после того, как передняя стойка шасси не оторвалась от земли. Эксперты рассказали, что через пять секунд после неудачной попытки отрыва экипаж, вместо того чтобы начать экстренное торможение, задал двигателям максимальный взлетный режим. В этот момент до выходного торца полосы было около километра, и этой дистанции, как полагают специалисты, вполне хватило бы Як-42 для торможения.

После того как экипаж продолжил взлет, летчики и их пассажиры были фактически обречены. Поднявшись в воздух уже в 450 м за полосой, с грунта, и набрав высоту всего 6 м, машина вышла на закритические углы атаки, потеряла скорость и свалилась на левое крыло. В катастрофе погибли 37 пассажиров, большинство из которых составляли хоккеисты ярославского "Локомотива", и семь членов экипажа. Выжил только бортинженер Александр Сизов, сидевший в хвостовой части лайнера.

Официальный представитель СКР Владимир Маркин вчера сообщил, что результаты технического расследования будут приобщены к уголовному делу, но последнее слово все равно останется за следствием. СКР еще предстоит определить виновных в катастрофе, а затем прекратить их уголовное преследование в связи со смертью.



комментарии (1):

ZG      07/11/2011 [04:44:23]#1
Ну, прекратить уголовное дело в связи со смертью виновных уже не получится. Есть соответствующее решение Конституционного суда. Да, экипаж допустил несколько отклонений от Руководства по летной эксплуатации, но эти отклонения не явились причиной катастрофы. Расследование МАК проведено непрофессионально. Заключение ошибочно. Истинная причина катастрофы не установлена.













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer