Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ходынское поле покидают последние самолеты


7 октября 2011 года Александр Бойко, Сергей Черных, Комсомольская Правда


Пробившаяся через асфальт березка кое-как поддерживает крыло истребителя. Фюзеляж покрывают многочисленные граффити. Самолеты опираются друг на друга, будто раненые бойцы после боя... Именно так сегодня выглядит авиационный музей на Ходынском поле. За минувшие 20 лет из семи десятков экспонатов уцелели лишь 47. Одни воздушные суда порезали на металлолом, другие превратились в ночлежки для бомжей.

А несколько месяцев назад пошел слух, что экспонаты хотят сдать на металлолом. Узнав об этом, сотрудники частного Музея техники Вадима Задорожного предложили свою помощь в реставрации и хранении самолетов. Военные согласились.- Опыта у них в этом не занимать, - рассказали «Комсомолке» в Министерстве обороны. - Несколько лет назад, когда встал вопрос о закрытии музея ОКБ имени Яковлева, что на Ленинградском шоссе, Вадим Задорожный предложил разместить 13 боевых машин в своем музее.

Музей Задорожного впечатляет. На площади более четырех гектаров - два огромных павильона, в которых около 500 экспонатов: танки, артиллерийские орудия, ретроавтомобили, мотоциклы, стрелковое оружие... Только тут и можно увидеть первый отечественный мини-самолет АИР-1, который разработал в 1927 году сам Яковлев. Под крышей выставочного павильона покачиваются на тросах учебно-тренировочные УТ-1 и УТ-2. Эти самолеты подлетали к немецким позициям практически бесшумно, как привидения.

- Все выставленные у нас экспонаты прошли полную разборку и герметизацию, - рассказал «КП» Вадим Задорожный, - сохранены все агрегаты. Причем мы можем отреставрировать их до летного состояния! К любой такой машине важно относиться с уважением, ведь, вероятно, через 20 - 30 лет наши потомки сумеют поднять их в воздух.
Музей техники Вадима Задорожного
Фото: Александр БОЙКО

- Подобная реставрация ждет и самолеты с Ходынки?

- Для начала надо их привезти к нам. Мы планируем начать перевозку уже в этом месяце. А уже потом начнем реставрировать. На это уйдет несколько лет. Из 47 самолетов лишь 9 - 10 можно выставить на всеобщее обозрение. Да и то месяца через три-четыре. Остальная техника требует серьезного ремонта. При этом все экспонаты как были государственными, так ими и останутся. Все самолеты нам отдают лишь на хранение и восстановление.

- И откуда вы собираетесь брать деньги на реконструкцию?

- Из музейной кассы. Для этого придется заморозить планы по созданию новых музейных павильонов.

Правда, пока все силы реставраторов музея брошены на выполнение госзаказа: необходимо сделать шесть разведывательных танков Т-60 и три легких плавающих танка Т-37. Эти бронемашины готовят к 70-летней годовщине парада 1941 года. Тогда с Красной площади ушли на фронт сразу 200 таких танков.

- Мы провели огромную работу по поиску и доставке оружейных башен, двигателей, агрегатов колес, траков и брони из лесов и болот, с мест боев, - рассказал генеральный директор реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. - Металл очищают от ржавчины, заваривают, красят. Танки на 80 процентов будут собраны из подлинных деталей. Двигатели в них поставим от ГАЗ-51. Еще мы готовим к параду броневик, мотоциклы, пушки ЗИС-2 и ЗИС-3. У нас есть танки Т-34 и Т-38, которые не принимали участия в том историческом параде, но позже участвовали в войне с гитлеровцами. За танками пойдет самоходная установка СУ-100 (такую мы помним по фильму «На войне как на войне»). Реставрируем мы и три боевые тачанки. Какая именно техника примет участие в параде, решит специальная комиссия. В конце октября бронемашины (а может, и тачанки) перевезут на Ходынское поле для тренировок. А 7 ноября мы сможем увидеть эту технику на Красной площади.

СПРАВКА «КП»

О создании музея на Ходынском поле в 1989 году договорился с Министерством обороны маршал авиации Александр Силантьев. В 1991 году здесь появились первые экспонаты. Ил-14, например, передал Джохар Дудаев. Стоят на Ходынке и пять истребителей Су-15, среди которых есть тот, что сбил в 1983 году южно-корейский «Боинг» вместе с пассажирами...

В 2005 году столичные чиновники решили застроить Ходынское поле жилыми домами. А взамен предложили Министерству обороны создать Национальный музей авиации и космонавтики и привлечь туда инвестиций на 50 миллионов долларов. Военные отдали землю, но музей так и не был построен. Самолеты, между тем, никто не ремонтировал: у Минобороны не было денег, а городские власти не имели права финансировать ремонт федеральной собственности. И экспонаты продолжали гнить на спорной земле...
Музей техники Вадима Задорожного
Фото: Александр БОЙКО

КСТАТИ

Здесь восстанавливают кабриолет Гитлера

В реставрационных мастерских Вадима Задорожного ремонтируют не только танки и самолеты. Сейчас специалисты занимаются восстановлением бронированного кабриолета Mersedes-Benz 770 Адольфа Гитлера, который оценивается в несколько миллионов евро. На этом пятитонном кабриолете фюрер планировал принимать парад в Москве. В 1941 году Гитлер подарил свой броневичок диктатору Хорватии Анте Павеличу. А в 1945 году руководитель Югославии Иосип Броз Тито подарил его Иосифу Сталину. Узнав, чей это кабриолет, Сталин сплавил его первому секретарю Узбекистана.

Добраться до Музея техники можно на автобусах № 541, 549, 568 и маршрутных такси № 151 и 541 от станции метро «Тушинская». Также можно проехать от «Строгино» на маршрутке «Строгино - Захарково» (остановка - «Липовая аллея»). Адрес музея: Московская область, Красногорский район, поселок Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе, стр. 9.

Стоимость билетов: взрослый - 200 рублей, для студентов, школьников, пенсионеров и инвалидов при предъявлении удостоверений - 100 рублей. Детям до шести лет и ветеранам Великой Отечественной войны вход бесплатный.

Услуги экскурсовода обойдутся в 1000 рублей.

ЗАЦЕПИЛО!

Сломанные крылья Родины

Сознание людей меняется стремительно. Еще недавно патриоты от авиации требовали прекратить разбазаривание наследия советского авиапрома и сохранить живописные останки уникальных экспонатов для потомков. Особенно сильный шум стоял, когда «Буран» в немецкий музей продавали. Сейчас все иначе: хоть немцам, хоть частнику, хоть пусть под ресторан переоборудуют - лишь бы уберечь эти уникальные обломки, много лет простоявшие под солнцем и снегом.

Таких музеев под открытым небом у нас два - помимо Ходынки, еще и в Монино. Но в Подмосковье хотя бы есть группа энтузиастов, занимающаяся спасением достояния в выходные, за свои деньги и преодолевая сопротивление военных бюрократов. Когда я там в последний раз был, они как раз оплакивали утерю единственного сохранившегося на планете Ту-124 - бомжи в нем костер развели и спалили машину. Советский «Конкорд» - знаменитый Ту-144 - едва от распила спасти удалось. Пожилые летчики приходят сюда с внуками как на кладбище.

Был еще один небольшой погост на ВВЦ. Старые хозяева выставки достижений просто разнесли стоявшие там самолеты экскаваторами. На глазах у прибалдевших посетителей. А с каким треском снимали Ту-104, стоявший на постаменте у аэропорта «Домодедово», - там как раз места под стоянку не хватало...

Хочу к символу нашей авиаразрухи вернуться - к «Бурану». Тот, проданный в германский музей, красуется теперь на очень видном месте - отреставрированный и весь из себя красавец. Оставшийся у нас недавно показывали на шоу МАКС-2011 - слегка подлатанный и обращенный к публике единственной покрашенной стороной.

А может, не надо Ходынку трогать? Пусть там эти обломки символизируют закат российского авиастроения в целом. Может, кто-то глобально за его реанимацию возьмется? Пусть даже частник. Даже лучше, чтобы частник.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные



Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgNgD
Курьер на час: http://courier.youdo.com/driver/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer