А несколько месяцев назад пошел слух, что экспонаты хотят сдать на металлолом. Узнав об этом, сотрудники частного Музея техники Вадима Задорожного предложили свою помощь в реставрации и хранении самолетов. Военные согласились.- Опыта у них в этом не занимать, - рассказали «Комсомолке» в Министерстве обороны. - Несколько лет назад, когда встал вопрос о закрытии музея ОКБ имени Яковлева, что на Ленинградском шоссе, Вадим Задорожный предложил разместить 13 боевых машин в своем музее.
Музей Задорожного впечатляет. На площади более четырех гектаров - два огромных павильона, в которых около 500 экспонатов: танки, артиллерийские орудия, ретроавтомобили, мотоциклы, стрелковое оружие... Только тут и можно увидеть первый отечественный мини-самолет АИР-1, который разработал в 1927 году сам Яковлев. Под крышей выставочного павильона покачиваются на тросах учебно-тренировочные УТ-1 и УТ-2. Эти самолеты подлетали к немецким позициям практически бесшумно, как привидения.
- Все выставленные у нас экспонаты прошли полную разборку и герметизацию, - рассказал «КП» Вадим Задорожный, - сохранены все агрегаты. Причем мы можем отреставрировать их до летного состояния! К любой такой машине важно относиться с уважением, ведь, вероятно, через 20 - 30 лет наши потомки сумеют поднять их в воздух.
Музей техники Вадима Задорожного
Фото: Александр БОЙКО
- Подобная реставрация ждет и самолеты с Ходынки?
- Для начала надо их привезти к нам. Мы планируем начать перевозку уже в этом месяце. А уже потом начнем реставрировать. На это уйдет несколько лет. Из 47 самолетов лишь 9 - 10 можно выставить на всеобщее обозрение. Да и то месяца через три-четыре. Остальная техника требует серьезного ремонта. При этом все экспонаты как были государственными, так ими и останутся. Все самолеты нам отдают лишь на хранение и восстановление.
- И откуда вы собираетесь брать деньги на реконструкцию?
- Из музейной кассы. Для этого придется заморозить планы по созданию новых музейных павильонов.
Правда, пока все силы реставраторов музея брошены на выполнение госзаказа: необходимо сделать шесть разведывательных танков Т-60 и три легких плавающих танка Т-37. Эти бронемашины готовят к 70-летней годовщине парада 1941 года. Тогда с Красной площади ушли на фронт сразу 200 таких танков.
- Мы провели огромную работу по поиску и доставке оружейных башен, двигателей, агрегатов колес, траков и брони из лесов и болот, с мест боев, - рассказал генеральный директор реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. - Металл очищают от ржавчины, заваривают, красят. Танки на 80 процентов будут собраны из подлинных деталей. Двигатели в них поставим от ГАЗ-51. Еще мы готовим к параду броневик, мотоциклы, пушки ЗИС-2 и ЗИС-3. У нас есть танки Т-34 и Т-38, которые не принимали участия в том историческом параде, но позже участвовали в войне с гитлеровцами. За танками пойдет самоходная установка СУ-100 (такую мы помним по фильму «На войне как на войне»). Реставрируем мы и три боевые тачанки. Какая именно техника примет участие в параде, решит специальная комиссия. В конце октября бронемашины (а может, и тачанки) перевезут на Ходынское поле для тренировок. А 7 ноября мы сможем увидеть эту технику на Красной площади.
СПРАВКА «КП»
О создании музея на Ходынском поле в 1989 году договорился с Министерством обороны маршал авиации Александр Силантьев. В 1991 году здесь появились первые экспонаты. Ил-14, например, передал Джохар Дудаев. Стоят на Ходынке и пять истребителей Су-15, среди которых есть тот, что сбил в 1983 году южно-корейский «Боинг» вместе с пассажирами...
В 2005 году столичные чиновники решили застроить Ходынское поле жилыми домами. А взамен предложили Министерству обороны создать Национальный музей авиации и космонавтики и привлечь туда инвестиций на 50 миллионов долларов. Военные отдали землю, но музей так и не был построен. Самолеты, между тем, никто не ремонтировал: у Минобороны не было денег, а городские власти не имели права финансировать ремонт федеральной собственности. И экспонаты продолжали гнить на спорной земле...
Музей техники Вадима Задорожного
Фото: Александр БОЙКО
КСТАТИ
Здесь восстанавливают кабриолет Гитлера
В реставрационных мастерских Вадима Задорожного ремонтируют не только танки и самолеты. Сейчас специалисты занимаются восстановлением бронированного кабриолета Mersedes-Benz 770 Адольфа Гитлера, который оценивается в несколько миллионов евро. На этом пятитонном кабриолете фюрер планировал принимать парад в Москве. В 1941 году Гитлер подарил свой броневичок диктатору Хорватии Анте Павеличу. А в 1945 году руководитель Югославии Иосип Броз Тито подарил его Иосифу Сталину. Узнав, чей это кабриолет, Сталин сплавил его первому секретарю Узбекистана.
Добраться до Музея техники можно на автобусах № 541, 549, 568 и маршрутных такси № 151 и 541 от станции метро «Тушинская». Также можно проехать от «Строгино» на маршрутке «Строгино - Захарково» (остановка - «Липовая аллея»). Адрес музея: Московская область, Красногорский район, поселок Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе, стр. 9.
Стоимость билетов: взрослый - 200 рублей, для студентов, школьников, пенсионеров и инвалидов при предъявлении удостоверений - 100 рублей. Детям до шести лет и ветеранам Великой Отечественной войны вход бесплатный.
Услуги экскурсовода обойдутся в 1000 рублей.
ЗАЦЕПИЛО!
Сломанные крылья Родины
Сознание людей меняется стремительно. Еще недавно патриоты от авиации требовали прекратить разбазаривание наследия советского авиапрома и сохранить живописные останки уникальных экспонатов для потомков. Особенно сильный шум стоял, когда «Буран» в немецкий музей продавали. Сейчас все иначе: хоть немцам, хоть частнику, хоть пусть под ресторан переоборудуют - лишь бы уберечь эти уникальные обломки, много лет простоявшие под солнцем и снегом.
Таких музеев под открытым небом у нас два - помимо Ходынки, еще и в Монино. Но в Подмосковье хотя бы есть группа энтузиастов, занимающаяся спасением достояния в выходные, за свои деньги и преодолевая сопротивление военных бюрократов. Когда я там в последний раз был, они как раз оплакивали утерю единственного сохранившегося на планете Ту-124 - бомжи в нем костер развели и спалили машину. Советский «Конкорд» - знаменитый Ту-144 - едва от распила спасти удалось. Пожилые летчики приходят сюда с внуками как на кладбище.
Был еще один небольшой погост на ВВЦ. Старые хозяева выставки достижений просто разнесли стоявшие там самолеты экскаваторами. На глазах у прибалдевших посетителей. А с каким треском снимали Ту-104, стоявший на постаменте у аэропорта «Домодедово», - там как раз места под стоянку не хватало...
Хочу к символу нашей авиаразрухи вернуться - к «Бурану». Тот, проданный в германский музей, красуется теперь на очень видном месте - отреставрированный и весь из себя красавец. Оставшийся у нас недавно показывали на шоу МАКС-2011 - слегка подлатанный и обращенный к публике единственной покрашенной стороной.
А может, не надо Ходынку трогать? Пусть там эти обломки символизируют закат российского авиастроения в целом. Может, кто-то глобально за его реанимацию возьмется? Пусть даже частник. Даже лучше, чтобы частник.