Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Инвесторы столкнулись на летном поле


31 октября 2011 года А.Панченко, Е.Хвостик, В.Бачуринский, Д.Мальков, С.Сурженко, КоммерсантЪ


В сфере регионального аэропортового бизнеса активизировались частные инвесторы. Сегодня станут известны детали очередной попытки выхода на российский рынок сингапурского оператора Changi Airports: собеседники "Ъ" утверждают, что вместе со Сбербанком иностранный инвестор выкупит 49% группы "Базэл Аэро". Впереди намечается еще несколько интересных сделок, после чего, вероятно, будет достигнут предел активности в покупке региональных аэропортов частными компаниями: на рынке останутся только небольшие активы, которые еще долго будут малопривлекательными для бизнеса.

Что продали

За последние 20 лет число действующих аэропортов в России сократилось почти вчетверо: с 1,4 тыс. аэропортов в 1991 году до 350 сейчас. Несмотря на то что общее число аэропортов, имеющих частных совладельцев остается низким (эксперты оценивают, что таких на рынке не более 5%), инвесторы все больше интересуются аэропортовой инфраструктурой и начинают активнее заходить в этот бизнес.

Сегодня крупнейшие игроки аэропортового бизнеса — три холдинга: группа "Ренова" Виктора Вексельберга, "Новапорт", подконтрольный президенту Объединенной судостроительной корпорации Роману Троценко, и "Базэл Аэро" Олега Дерипаски. Все они начали активно развиваться в 2006-2007 годах.

К началу 2011 года у "Реновы" под управлением находился аэропорт Кольцово (Екатеринбург), "Базэл Аэро" контролировала пять аэропортов (Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск), а "Новапорт" управлял шестью (Новосибирск, Челябинск, Астрахань, Томск, Барнаул и Чита).

"Базэл Аэро" в этом году сконцентрировалась на развитии имеющихся активов. Сегодня компания подписывает меморандум о сотрудничестве с сингапурским оператором Changi Airports и Сбербанком. По словам источника "Ъ" на рынке, меморандум предусматривает, что Changi и Сбербанк выкупят 49% в группе, а деньги от сделки пойдут на финансирование инвестпрограммы "Базэл Аэро", которая превышает $2 млрд. Это уже вторая попытка появления Changi на российском рынке. В 2006 году оператор создал СП с Шереметьево по управлению несколькими терминалами столичного аэропорта, однако компания так и не заработала.

В отличие от "Базэл Аэро", "Ренова" и "Новапорт" в этом году старались расширить и укрепить свое влияние, воспользовавшись возможностями, которые предоставило государство. Оба холдинга участвовали в главном отраслевом аукционе — в марте государство выставило на продажу 51% акций аэропорта Толмачево (в 2010 году обслужил 2,2 млн пассажиров, занимает шестое место в стране по пассажирообороту). К этому моменту "Новапорт" уже владел 38% акций, но "Ренова" не собиралась отдавать аэропорт без боя: претенденты торговались за актив более часа, сделав более 130 шагов. В итоге победителем был признан "Новапорт", который предложил за контрольный пакет акций аэропорта 2,5 млрд руб. при стартовой стоимости 1,1 млрд руб.

"Ренова" планировала конкурировать с "Новапортом" и на следующем аукционе — в марте государство выставило на продажу 51% ОАО "Международный аэропорт Волгограда" (пассажиропоток около 400 тыс. пассажиров) за 60 млн руб. Но в последний момент компания Виктора Вексельберга отказалась от участия. Собеседники "Ъ" на рынке объясняли это тем, что "Ренова" не хотела вступать в конфликт с "Новапортом", которому из-за ее действий пришлось купить Толмачево по высокой цене. В итоге "Новапорт" торговался с неизвестными компаниями и заплатил за актив 177 млн руб.

Но "Ренова" все же нашла способ увеличить количество аэропортов под управлением — Еще до аукциона по Толмачево "Ренова" договорилась о получении контроля в аэропорту Стригино в Нижнем Новгороде. Согласно условиям контракта, "Ренова" должна внести в уставный капитал аэропорта 2,7 млрд руб., которые пойдут на строительство нового аэровокзального комплекса, в обмен на 73,6% акций допэмиссии.

В течение этого года новые акционеры появились еще в двух аэропортах. В мае ИФК "Метрополь" выкупила у австрийской Meinl Airports International (MAI) международный аэропорт Байкал (Улан-Удэ). MAI еще в 2009 году выставила его на продажу за $5 млн "в связи с собственной ликвидацией". А основной владелец аэропорта Хабаровска (обслужил 1,36 млн пассажиров, 12-е место в России) — глава его совета директоров Константин Басюк — смог летом привлечь крупнейшого южнокорейского оператора аэропортов — государственную Incheon International Airport Corporation, которая купила 10% акций российского аэропорта. Стоимость сделки не раскрывалась, однако на рынке утверждали, что она находится в коридоре $10-30 млн.

Таким образом, в этом году российские инвесторы покупали аэропорты по цене от $30 до $75 за пассажира (Волгоград и Толмачево). Иностранные инвесторы оценили перспективы российских аэропортов выше — по $180 за пассажира. Для сравнения, в 2006 году Олег Дерипаска купил аэропорт в Сочи по цене $152 за пассажира. Однако представители аэропортовых холдингов говорят, что подобное сравнение некорректно — каждый аэропорт имеет разный потенциал и разную структуру бизнеса: где-то в аэропорт входит прибыльный бизнес по заправке самолетов, а где-то — это только терминал без парковок и гостиниц. "Это все равно что сравнивать сельскую жизнь и жизнь в столице: в одном месте мимо кафе в сутки проходят 700 человек, а в другом 7 тыс.",— объясняет директор "Новапорта" Михаил Смирнов.

Что собираются продать

Впереди у частных инвесторов будет возможность забрать себе еще какую-то часть аэропортового рынка страны. Во-первых, в плане приватизации указывается, что в 2011-2013 годах государство должно продать пакеты акций аэропортов Анапы и Астрахани, где уже работают "Базэл Аэро" и "Новапорт" соответственно. Приватизировать будут также аэропорты Кургана, Элисты и еще ряд локальных аэропортов, хотя пока на рынке о претендентах на них не слышно.

Во-вторых, государство в лице аэропорта Шереметьево, управляющего аэропортом Владивостока (в нем строится новый терминал к саммиту АТЭС 2012 года), рассчитывает привлечь туда отдельную управляющую компанию. Ей может быть продана доля Шереметьево в структурах дальневосточного аэропорта. Стоимость аэропорта 3,9 млрд руб., но с учетом долгов он может обойтись покупателю в 7,5 млрд руб. Высокая цена не пугает основных игроков рынка: "Ренова" и "Базэл Аэро" уже заявили о готовности участвовать в конкурсе. Но ни даты, ни других подробностей Шереметьево пока не объявило.

В-третьих, есть группа аэропортов, инвесторов на которые активно ищут их собственники в лице региональных властей. В Самарской области, к примеру, уже приняли соответствующее решение и объявили конкурс на лучший проект развития аэропорту Курумоч (в 2010 году обслужил 1,5 млн пассажиров, девятое место в России). Конкурс, итоги которого подведут 9 декабря, уже вызвал ажиотаж инвесторов. В нем принимают участие пять компаний, включая "Ренову", "Базэл Аэро" и "Новапорт". На самарский аэропорт претендуют и два консорциума с профильными иностранными инвесторами — это ООО "Волжское небо", представляющее интересы СП "Ренессанс Капитала" и австралийского инвестбанка Macquarie, и "ВТБ Капитал", который, по неофициальной информации, идет на конкурс вместе с управляющей компанией Пулково "Воздушные ворота Северной столице", соучредителем которой является европейский аэропортовый холдинг Fraport.

Можно ожидать, что еще какое-то время процесс выхода на рынок частных инвесторов продолжится. Но этот процесс, по словам участников рынка, существенно ограничивают два фактора. Первый — то, что у инвесторов, которых интересуют прежде всего аэропорты-миллионники, не останется объектов для вложений: сегодня из 17 таких аэропортов не имеют частных инвесторов только Иркутск, Красноярск и Уфа. Второй фактор связан с риском неопределенности тарифной политики, вырабатываемой государством в отношении аэропортов. Михаил Смирнов из "Новапорта" говорит, что ФСТ пока так и не решилась ввести инвестиционную составляющую в тарифах на аэропортовое обслуживание, которое помогло бы окупать вложения в инфраструктуру. "Пока диалога с регулятором не получается. А в этой ситуации продолжать инвестировать в новую инфраструктуру рискованно",— говорит он.

У них

В этом году европейские аэропорты активизировали усилия по привлечению иностранных инвесторов. В июле правительство Испании в рамках программы выхода из долгового кризиса объявило о начале продажи 49% национального аэропортового оператора Aena Aeropuertos, управляющего аэропортами в Мадриде, Барселоне, Малаге, Тенерифе, Аликанте, Ивисе и других испанских городах. Власти Испании рассчитывают выручить от сделки €5-5,5 млрд. В числе тех, кто уже проявил интерес, индийская GMR Infrastructure, Changi, французская Aeroports de Paris, а также немецкий концерн Fraport.

19 октября один из крупнейших в Европе аэропортовых операторов — BAA (British Airport Authority, подконтролен испанской Ferrovial), который управляет лондонскими аэропортами Хитроу и Станстед, а также аэропортами Глазго, Абердина и Саутгемптона, официально выставил на продажу аэропорт Эдинбурга. По заявлению BAA, покупатель должен определиться к лету 2012 года. По неофициальным данным, заявки на покупку этого аэропорта, который оценивается в £600 млн, может подать консорциум шотландских инвесторов во главе с инвестбанкиром Беном Томсоном, а также Fraport.



комментарии (1):

kholodov      04/11/2011 [12:27:20]#1
вот *попали* я про сингапурских!молодец овд на ровном месте 320млн! восхищен!













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgjz6
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/gruzchiki/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer