Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новый не значит лучший


26 октября 2011 года Денис Коваленко, Взгляд


Почему российский вертолет проиграл американскому в тендере ВВС Индии? Несмотря на то, что Ми-28Н был создан как прямой ответ AH-64 Longbow Apache и их характеристики во многом схожи, индийцы сделали выбор не в нашу пользу. Виной тому стали не только технологические и политические обстоятельства, но и досадный инцидент, случившийся на показательных стрельбах российского вертолета.

Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» (по натовской классификации Havoc – «Опустошитель») начали разрабатывать еще в 80-х годах прошлого века как наш ответ американскому AH-64 Longbow Apache. Поэтому появившийся позже американца россиянин во многом его копирует. Обе машины выполнены по одновинтовой схеме с неубирающимся шасси и хвостовой опорой, двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. В кабине два члена экипажа, один над другим.
 
«Охотник» получился почти на 3 тонны тяжелее американца, но на нем установлены более мощные двигатели (два по 2200 л.с. против двух по 1930 л.с.); отношение мощности к взлетному весу у него лучше, что означает более высокое конструктивное совершенство и летные характеристики. Максимальная боевая нагрузка у «Апача» – 771 кг. У Ми, для сравнения, 2300 кг.
 
При практически сходном принципе применения вооружение обоих вертолетов, состоящее из пушки, управляемых и неуправляемых ракет, внешне очень похоже и даже подвешено сходно. Пушки примерно одинаковы: это подвижные одноствольные автоматические орудия калибра 30 мм, установленные под «подбородком» вертолета на турели с примерно одинаковыми углами обстрела, работающие синхронно с прицелом. Но на самом деле разница между ними колоссальна.
 
«Апач» вооружен пушкой М230, разработанной специально для него; это относительно легкое орудие массой 54 кг со скорострельностью 625 выстр./мин., эффективная дальность стрельбы по наземным целям – 3000 м; его недостатки – плохая точность стрельбы, относительно небольшая начальная скорость и недостаточная мощность снарядов. Однако это компенсируется большим боезапасом, что при стрельбе с малых дистанций более важно.
 
На Ми установлена модифицированная танковая пушка 2А42, давно и успешно воюющая на российских боевых машинах пехоты и вертолетах Ми-24. Она вдвое тяжелее американской – 115 кг. Размещение ее на внешней турели крайне сложно – отдача  раскачивает вертолет, ухудшая точность стрельбы. Тем не менее конструкторы с проблемой успешно справились, и точность стрельбы у «Охотника» выше, чем у «Апача».
 
Кроме того, по баллистическим данным установленная на Ми-28 пушка находится далеко впереди американского орудия. У него вес снаряда – 0,24 кг, в то время как у Ми вдвое больше – 0,4 кг. Минутный залп «Апача» «весит»  147 кг,  у Ми вдвое больше – 301 кг. Дальность стрельбы у нашего вертолета больше – 4000 м. Как выше и начальная скорость снаряда: у «Апача» – 550 м/сек., у Ми почти вдвое больше – 980 м/сек., что обеспечивает исключительную точность и высокую бронепробиваемость. Российский вертолет с легкостью поражает с дистанции 1500 м 15-мм стальную броню. Еще одно отличие – «Апач» может стрелять только короткими очередями вследствие возможности перегрева пушки. Ми-28 без проблем  может выпустить сразу весь боекомплект.
 
На четырех внешних узлах у обоих вертолетов подвешивается по 16 противотанковых управляемых ракет (ПТУРов). У Ми это сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В» с радиокомандным наведением повышенной помехозащищенности. Ее дальность полета – 8 км. Возможна установка ПТУР «Вихрь» с лазерным наведением. Главный калибр «Апача» – ракета Hellfire AGM-114A с лазерным наведением для работы днем. В условиях плохой видимости ее использование невозможно. Но, как уверяют американцы, в вооружение вертолета может быть включена ракета AGM-114B с радиолокационным наведением.
 
Все ПТУРы семейства «Хеллфайр», способные поражать бронированные цели с дистанции 6–7 км, эффективные при стрельбе по подвижным малоразмерным целям, укреплениям и так далее. Но у них есть один существенный недостаток – они дозвуковые. Это намного увеличивает время атаки, особенно на больших дистанциях, повышая уязвимость вертолета. Так, дистанцию 4 км американская ракета пролетает за 15 сек., в то время как «Вихрю» на это требуется всего 9 сек.
Ми-28Н – единственный вертолет в мире, способный как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от пяти метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях. «Апач» этого не может.
 
Сравнивать характеристики машин можно и дальше. Но есть ли смысл так «калибровать» оба вертолета, которые, в общем-то, копируют друг друга? Тогда почему Индия предпочла именно американскую машину, а не российскую?
 
По этому поводу в экспертном сообществе есть несколько мнений. Главное из них заключается в том, что по закону Дели должен варьировать закупки вооружений и военной техники. То есть купить все вооружение у одной стороны он не может. Воспользовавшись этим принципом, на индийский рынок активно пробиваются американские компании. Вашингтон предлагает Дели полную линейку – от военно-транспортных самолетов и ударных вертолетов до истребителей пятого поколения F-35. Мы проиграли тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130J-30 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле.
 
В случае с «Апачем» Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency) еще в начале года уведомило Конгресс о возможности поставок двигателей, оборудования, вооружения, учебных средств, запасных частей и средств логистического обеспечения для 22 ударных вертолетов AH-64D «Апач Лонгбоу», участвующих в тендере министерства обороны Индии. Этим решением американцы серьезно подорвали позиции Ми-28Н.
 
Кроме того – и это, пожалуй, главное условие – «Апач» давно производится серийно. Участвовал в практически всех военных конфликтах последнего времени, в которых участвовала американская армия. В его вооружение и бортовое оборудование постоянно вносятся изменения с учетом полученного опыта. Ми-28 попал в войска только в 2006 году. С 2008-го началось его освоение пилотами-инструкторами в Торжке. В 2010 году армия получила полноценную эскадрилью «Ночных охотников». Сейчас формируется вторая.
 
Индийцы уже имели опыт покупки «предсерийных» образцов российских вооружений. И бесспорно не хотели, как в прошлые разы, получать весь букет связанных с этим проблем, тем более за собственные деньги. В прошлом году на учениях на Гороховецком полигоне во время практической стрельбы высокоточными ракетами один из наших Ми-28Н упал. Благодаря конструкции машины – ударопоглощающим шасси и капсуле, в которой находятся пилоты, способной выдержать перегрузку в 15 g, летчики остались живы. Но факт того, что двигатели вертолета заглохли от попадания выхлопных газов ракеты, индийцами бесспорно был замечен. И убеждать их в том, что сейчас этот досадный недочет устранен, уже бесполезно. Даже демонстрируя кадры всех последних учений, где группа Ми-28 выпускает весь боекомплект управляемых ракет и остается после этого в воздухе.
Как говорят российские специалисты, в индийском тендере наш единственный аргумент был в том, что мы с Дели – стратегические партнеры и долгие годы поставляли Индии свои вооружения. Не сработало.
 
Но шанс переиграть ситуацию остается. Дело в том, что решение о закупках тех или иных типов вооружений принимает премьер-министр страны. Его решение во многом обуславливается политическими предпочтениями партии, выдвинувшей его на этот пост. То есть если партийные функционеры будут придерживаться проамериканских позиций, то будет покупаться американская техника. Если же европейских взглядов – купят европейские истребители, как это сейчас происходит в тендере на поставку легких истребителей, из которого совсем недавно вылетел наш МиГ-35.
 
Но дело в том, что выборы в индийских штатах проходят буквально каждый месяц. Это постоянно меняет политическую ситуацию в стране. И усиление одной партии в октябре может легко смениться разгромом в ноябре. А с ним сменится и премьер. Так что шансы у российских производителей вооружений и военной техники вернуть свои утраченные позиции всегда остаются.


комментарии (1):

т.ч.д.      29/10/2011 [19:37:21]#1
статья похожа на коментарии Гусева к игре нашей футбольной сборной:
" ... да, мы проигрываем 3:0, но ещё в запасе 7 минут игры, и неважно что наш соперник трижды чемпион мира и т.д.". И не надо пудрить мозги людям, ведь "ошибаетесь" даже в тех.описании.

PROEN      31/10/2011 [02:53:57]#2
У "ночного охотника" 2350 кг вооружения при почти пустых баках - куда он с этими ракетами полетит? Тоже и максимальная скорость и набор высоты - в печати наши указывают эти данные при мин. взлетном весе. Сравните сами - соотношение пустого вертолета и макс.взлетного веса у Ми-28 1, 3, у Апача 2, 0. У Ми-28 250 снарядов, у Апача 1200. Да и дальность у Апача больше, вот индийцы и выбрали лучшее, тем более, что Апач выпущен тысячами, а Ми-28 штучная продукция(не путать со швейцарскими часами). Обычная русская практика вешать лапшу на уши...
Дальность стрельбы у нашего 4 км - как же это пилоту надо изголяться при огибании местности еще умудриться стрелять за пределы видимости?! Кому нужны эти 4 км?! Тоже о двигателях - у АН-64Д двигатели по 2100 л.с., т.е при макс. взл. весе на одну тонну меньше тяговооруженность у обоих вертолетов почти одинаковая, а если учесть, что у нашего ТВ3 мощность при росте ТНВ здорово падает, то может быть у Апача даже выше... И так во всем, если внимательно разобраться.













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer