Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новый не значит лучший


26 октября 2011 года Денис Коваленко, Взгляд


Почему российский вертолет проиграл американскому в тендере ВВС Индии? Несмотря на то, что Ми-28Н был создан как прямой ответ AH-64 Longbow Apache и их характеристики во многом схожи, индийцы сделали выбор не в нашу пользу. Виной тому стали не только технологические и политические обстоятельства, но и досадный инцидент, случившийся на показательных стрельбах российского вертолета.

Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» (по натовской классификации Havoc – «Опустошитель») начали разрабатывать еще в 80-х годах прошлого века как наш ответ американскому AH-64 Longbow Apache. Поэтому появившийся позже американца россиянин во многом его копирует. Обе машины выполнены по одновинтовой схеме с неубирающимся шасси и хвостовой опорой, двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. В кабине два члена экипажа, один над другим.
 
«Охотник» получился почти на 3 тонны тяжелее американца, но на нем установлены более мощные двигатели (два по 2200 л.с. против двух по 1930 л.с.); отношение мощности к взлетному весу у него лучше, что означает более высокое конструктивное совершенство и летные характеристики. Максимальная боевая нагрузка у «Апача» – 771 кг. У Ми, для сравнения, 2300 кг.
 
При практически сходном принципе применения вооружение обоих вертолетов, состоящее из пушки, управляемых и неуправляемых ракет, внешне очень похоже и даже подвешено сходно. Пушки примерно одинаковы: это подвижные одноствольные автоматические орудия калибра 30 мм, установленные под «подбородком» вертолета на турели с примерно одинаковыми углами обстрела, работающие синхронно с прицелом. Но на самом деле разница между ними колоссальна.
 
«Апач» вооружен пушкой М230, разработанной специально для него; это относительно легкое орудие массой 54 кг со скорострельностью 625 выстр./мин., эффективная дальность стрельбы по наземным целям – 3000 м; его недостатки – плохая точность стрельбы, относительно небольшая начальная скорость и недостаточная мощность снарядов. Однако это компенсируется большим боезапасом, что при стрельбе с малых дистанций более важно.
 
На Ми установлена модифицированная танковая пушка 2А42, давно и успешно воюющая на российских боевых машинах пехоты и вертолетах Ми-24. Она вдвое тяжелее американской – 115 кг. Размещение ее на внешней турели крайне сложно – отдача  раскачивает вертолет, ухудшая точность стрельбы. Тем не менее конструкторы с проблемой успешно справились, и точность стрельбы у «Охотника» выше, чем у «Апача».
 
Кроме того, по баллистическим данным установленная на Ми-28 пушка находится далеко впереди американского орудия. У него вес снаряда – 0,24 кг, в то время как у Ми вдвое больше – 0,4 кг. Минутный залп «Апача» «весит»  147 кг,  у Ми вдвое больше – 301 кг. Дальность стрельбы у нашего вертолета больше – 4000 м. Как выше и начальная скорость снаряда: у «Апача» – 550 м/сек., у Ми почти вдвое больше – 980 м/сек., что обеспечивает исключительную точность и высокую бронепробиваемость. Российский вертолет с легкостью поражает с дистанции 1500 м 15-мм стальную броню. Еще одно отличие – «Апач» может стрелять только короткими очередями вследствие возможности перегрева пушки. Ми-28 без проблем  может выпустить сразу весь боекомплект.
 
На четырех внешних узлах у обоих вертолетов подвешивается по 16 противотанковых управляемых ракет (ПТУРов). У Ми это сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В» с радиокомандным наведением повышенной помехозащищенности. Ее дальность полета – 8 км. Возможна установка ПТУР «Вихрь» с лазерным наведением. Главный калибр «Апача» – ракета Hellfire AGM-114A с лазерным наведением для работы днем. В условиях плохой видимости ее использование невозможно. Но, как уверяют американцы, в вооружение вертолета может быть включена ракета AGM-114B с радиолокационным наведением.
 
Все ПТУРы семейства «Хеллфайр», способные поражать бронированные цели с дистанции 6–7 км, эффективные при стрельбе по подвижным малоразмерным целям, укреплениям и так далее. Но у них есть один существенный недостаток – они дозвуковые. Это намного увеличивает время атаки, особенно на больших дистанциях, повышая уязвимость вертолета. Так, дистанцию 4 км американская ракета пролетает за 15 сек., в то время как «Вихрю» на это требуется всего 9 сек.
Ми-28Н – единственный вертолет в мире, способный как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от пяти метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях. «Апач» этого не может.
 
Сравнивать характеристики машин можно и дальше. Но есть ли смысл так «калибровать» оба вертолета, которые, в общем-то, копируют друг друга? Тогда почему Индия предпочла именно американскую машину, а не российскую?
 
По этому поводу в экспертном сообществе есть несколько мнений. Главное из них заключается в том, что по закону Дели должен варьировать закупки вооружений и военной техники. То есть купить все вооружение у одной стороны он не может. Воспользовавшись этим принципом, на индийский рынок активно пробиваются американские компании. Вашингтон предлагает Дели полную линейку – от военно-транспортных самолетов и ударных вертолетов до истребителей пятого поколения F-35. Мы проиграли тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130J-30 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле.
 
В случае с «Апачем» Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency) еще в начале года уведомило Конгресс о возможности поставок двигателей, оборудования, вооружения, учебных средств, запасных частей и средств логистического обеспечения для 22 ударных вертолетов AH-64D «Апач Лонгбоу», участвующих в тендере министерства обороны Индии. Этим решением американцы серьезно подорвали позиции Ми-28Н.
 
Кроме того – и это, пожалуй, главное условие – «Апач» давно производится серийно. Участвовал в практически всех военных конфликтах последнего времени, в которых участвовала американская армия. В его вооружение и бортовое оборудование постоянно вносятся изменения с учетом полученного опыта. Ми-28 попал в войска только в 2006 году. С 2008-го началось его освоение пилотами-инструкторами в Торжке. В 2010 году армия получила полноценную эскадрилью «Ночных охотников». Сейчас формируется вторая.
 
Индийцы уже имели опыт покупки «предсерийных» образцов российских вооружений. И бесспорно не хотели, как в прошлые разы, получать весь букет связанных с этим проблем, тем более за собственные деньги. В прошлом году на учениях на Гороховецком полигоне во время практической стрельбы высокоточными ракетами один из наших Ми-28Н упал. Благодаря конструкции машины – ударопоглощающим шасси и капсуле, в которой находятся пилоты, способной выдержать перегрузку в 15 g, летчики остались живы. Но факт того, что двигатели вертолета заглохли от попадания выхлопных газов ракеты, индийцами бесспорно был замечен. И убеждать их в том, что сейчас этот досадный недочет устранен, уже бесполезно. Даже демонстрируя кадры всех последних учений, где группа Ми-28 выпускает весь боекомплект управляемых ракет и остается после этого в воздухе.
Как говорят российские специалисты, в индийском тендере наш единственный аргумент был в том, что мы с Дели – стратегические партнеры и долгие годы поставляли Индии свои вооружения. Не сработало.
 
Но шанс переиграть ситуацию остается. Дело в том, что решение о закупках тех или иных типов вооружений принимает премьер-министр страны. Его решение во многом обуславливается политическими предпочтениями партии, выдвинувшей его на этот пост. То есть если партийные функционеры будут придерживаться проамериканских позиций, то будет покупаться американская техника. Если же европейских взглядов – купят европейские истребители, как это сейчас происходит в тендере на поставку легких истребителей, из которого совсем недавно вылетел наш МиГ-35.
 
Но дело в том, что выборы в индийских штатах проходят буквально каждый месяц. Это постоянно меняет политическую ситуацию в стране. И усиление одной партии в октябре может легко смениться разгромом в ноябре. А с ним сменится и премьер. Так что шансы у российских производителей вооружений и военной техники вернуть свои утраченные позиции всегда остаются.


комментарии (1):

т.ч.д.      29/10/2011 [19:37:21]#1
статья похожа на коментарии Гусева к игре нашей футбольной сборной:
" ... да, мы проигрываем 3:0, но ещё в запасе 7 минут игры, и неважно что наш соперник трижды чемпион мира и т.д.". И не надо пудрить мозги людям, ведь "ошибаетесь" даже в тех.описании.

PROEN      31/10/2011 [02:53:57]#2
У "ночного охотника" 2350 кг вооружения при почти пустых баках - куда он с этими ракетами полетит? Тоже и максимальная скорость и набор высоты - в печати наши указывают эти данные при мин. взлетном весе. Сравните сами - соотношение пустого вертолета и макс.взлетного веса у Ми-28 1, 3, у Апача 2, 0. У Ми-28 250 снарядов, у Апача 1200. Да и дальность у Апача больше, вот индийцы и выбрали лучшее, тем более, что Апач выпущен тысячами, а Ми-28 штучная продукция(не путать со швейцарскими часами). Обычная русская практика вешать лапшу на уши...
Дальность стрельбы у нашего 4 км - как же это пилоту надо изголяться при огибании местности еще умудриться стрелять за пределы видимости?! Кому нужны эти 4 км?! Тоже о двигателях - у АН-64Д двигатели по 2100 л.с., т.е при макс. взл. весе на одну тонну меньше тяговооруженность у обоих вертолетов почти одинаковая, а если учесть, что у нашего ТВ3 мощность при росте ТНВ здорово падает, то может быть у Апача даже выше... И так во всем, если внимательно разобраться.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer