Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индия не идет на контракт


26 октября 2011 года Сергей Тамилин, КоммерсантЪ


Накануне декабрьского визита в РФ индийского премьера Манмохана Сингха "привилегированное стратегическое партнерство" Москвы и Дели столкнулось с серьезными проблемами. Реализация проекта строительства с российским участием АЭС в Куданкуламе находится под угрозой срыва из-за протестов местных жителей. Еще одной крупной неудачей Москвы стал проигранный тендер на поставку вертолетов для индийских ВВС. Буксует и совместный проект создания многофункционального транспортного самолета. Эксперты считают, что это не отдельные сбои, а тенденция и что РФ будет все труднее сохранять лидерство на огромном индийском рынке.

Ситуация на строящейся в южноиндийском штате Тамилнаду АЭС "Куданкулам" (генподрядчиком выступает "Атомстройэкспорт") стала критической в конце прошлой недели. Несколько сот местных жителей, объявивших бессрочную голодовку в знак протеста против планируемого в декабре ввода в эксплуатацию первого энергоблока, перекрыли подступы к объекту, в результате чего АЭС оказалась на осадном положении. Митингующим удалось парализовать строительные работы сразу на двух энергоблоках станции мощностью 1 тыс. МВт каждый (работы на первом энергоблоке выполнены на 99%, на втором, который должен быть введен в августе 2012 года,— на 93%). 
 
В последние дни станцию спешно покинули несколько тысяч сезонных рабочих, привезенных на юг страны из индийских штатов Уттар-Прадеш, Бихар и Джаркханд. Для их выдворения с атомной "стройки века" активисты местного протестного движения использовали все средства, включая расторжение договоров об аренде жилья. Ряд индийских СМИ сообщили, что вслед за индийскими рабочими станцию стали покидать и российские специалисты, однако эту информацию опроверг управляющий директор АЭС Касинатх Баладжи. "Ни один из 150 российских специалистов, находящихся на станции, не уехал. Все они продолжают работать с нами", — сообщил господин Баладжи. 
 
Соглашение о строительстве с российским участием АЭС в Куданкуламе подписали в июне 1998 года тогдашний российский министр по атомной энергии Евгений Адамов и глава индийской комиссии по атомной энергии Р. Чидамбарам. С тех пор российские представители не раз говорили об уникальности проекта и его полной безопасности. Как сообщили "Ъ" в пресс-службе "Атомстройэкспорта", в Куданкуламе реализуется российский проект АЭС-92 с реактором третьего поколения, отвечающий всем современным требованиям к атомным электростанциям, а главное преимущество АЭС-92 перед проектами предыдущих поколений — применение "нескольких уровней защиты и внедрение дополнительных пассивных систем безопасности в сочетании с активными традиционными системами". 
 
Впрочем, добивающиеся закрытия АЭС в Куданкуламе индийские активисты, среди которых тон задает Народное движение против ядерной энергии, настаивают, что после аварии на японской АЭС "Фукусима" аналогичная трагедия может произойти и в Индии. Один из аргументов сводится к тому, что станция строится на побережье Индийского океана и может быть подвержена разрушительным ударам цунами, как это случилось в Японии. Заверениям российских представителей о безопасности АЭС митингующие не верят. 
 
Кризис вокруг Куданкулама поставил в сложное положение руководство Индии в преддверии запланированного на декабрь официального визита в Москву премьера Манмохана Сингха и его переговоров с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Ведь вплоть до последнего времени АЭС в Куданкуламе служила символом провозглашенного в прошлом году в ходе визита президента Медведева в Дели "привилегированного стратегического партнерства" двух стран. 
 
Пытаясь успокоить митингующих, премьер Манмохан Сингх назначил правительственную комиссию из 15 экспертов для подготовки заключения о техническом состоянии станции. Кроме того, с экстренной поездкой в Тамилнаду на этой неделе отправляется экс-президент страны Абдул Калам, который выступит посредником между властями и протестующими. Однако активисты движения против российской АЭС уже отвергли его услуги. "Калам — это еще один представитель ядерного лобби, и он ни в чем не может нас убедить",— говорится в заявлении Народного движения против ядерной энергии. 
 
Разгорающийся скандал вокруг АЭС в Куданкуламе совпал с очередной крупной неудачей Москвы в военно-техническом сотрудничестве с Индией, которое наряду с сотрудничеством в атомной области является визитной карточкой двусторонних связей. Вчера индийские источники сообщили о том, что Москва проиграла крупный тендер на поставку в Индию ударных вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник" (сумма контракта оценивается в $600 млн). Российским вертолетам индийская сторона предпочла американские Apache AH-24. 
 
"Ъ" стали известны причины проигранного российской стороной оружейного тендера — уже второй неудачи в текущем году. Напомним, что в апреле Россия проиграла французским производителям истребителей Rafale и Eurofighter Typhoon крупнейший в этом веке оружейный тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA), на который выставлялся МиГ-35. Сделка предусматривала поставку 126 истребителей и оценивалась более чем в $10 млрд. 
 
Как сообщил "Ъ" источник, близкий к минобороны Индии, мотивы отказа от российских вертолетов подробно изложены в письме, которое индийская сторона направила в посольство РФ в Дели. Письмо выдержано в жестких тонах — в нем перечисляется 20 пунктов, по которым российский вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" с его техническими характеристиками не отвечает требованиям индийской стороны. По словам собеседников "Ъ" в Дели, учитывая столь длинный список претензий, шансов на победу в тендере у российского вертолета не было. 
 
"Одна из причин поражения РФ — стремление Индии диверсифицировать источники поставки оружия и не зависеть на 80% от поставок из России, как это было в прошлые десятилетия,— разъяснил "Ъ" вице-президент индийского исследовательского центра Observer Research Foundation Нандан Унникришнан.— Кроме того, механизм принятия решения выглядит так: руководство индийских ВВС сообщает конкретные параметры, которыми нужно руководствоваться при принятии решения в ходе тендера. Проигнорировать эти требования в угоду политической целесообразности развития стратегических отношений с Москвой индийское правительство не может". 
 
Наконец, вчера индийские СМИ сообщили о трудностях, с которыми столкнулся еще один амбициозный двусторонний проект — по созданию многофункционального военно-транспортного самолета. По данным источников в минобороны Индии, Дели не устроил представленный Москвой бизнес-план, поскольку он не предусматривает ожидавшегося индийской стороной участия в данном проекте индийских инженеров и ученых. Индийские СМИ сообщают, что позицию Дели изложил российскому министру обороны Анатолию Сердюкову его индийский коллега А. К. Энтони в ходе их недавней встречи в Москве. 
 
По мнению экспертов, проблемы, с которыми Москва столкнулась одновременно сразу на нескольких ключевых направлениях сотрудничества с Индией, свидетельствуют о новых моментах в двусторонних отношениях. "Несмотря на тезис о привилегированном стратегическом партнерстве, все далеко не так однозначно,— пояснил "Ъ" Нандан Унникришнан.— Чтобы сохранить лидирующие позиции на огромном индийском рынке, Москве придется теперь проявлять большую гибкость и изобретательность".


комментарии (1):

zefir      26/10/2011 [17:48:19]#1
Если Ми-28 уступает Apache, то в бою они не конкуренты и смысл производсва Ми-28 не очень понятен. Скорее всего степень его продвинутости отностельно Ми-24 сильно преувеличена производителем для выбивания финансирования. С МТА вобще комедия. Если индийские инженеры-конструкторы в нем не учавстствуют, а наших уже давно нет в наличии, то скорее всего его никто и не собирался строить. Наберут толпу юристов и экономистов создадут управляющую компанию, получат бюджетные деньги, потратят на презентации, поездки в Индию, банкеты, маркетинговые исследования и через несколько дней проект тихо похоронят.













Материалы рубрики

Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России



Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCALSa
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer