Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Индия не идет на контракт


26 октября 2011 года Сергей Тамилин, КоммерсантЪ


Накануне декабрьского визита в РФ индийского премьера Манмохана Сингха "привилегированное стратегическое партнерство" Москвы и Дели столкнулось с серьезными проблемами. Реализация проекта строительства с российским участием АЭС в Куданкуламе находится под угрозой срыва из-за протестов местных жителей. Еще одной крупной неудачей Москвы стал проигранный тендер на поставку вертолетов для индийских ВВС. Буксует и совместный проект создания многофункционального транспортного самолета. Эксперты считают, что это не отдельные сбои, а тенденция и что РФ будет все труднее сохранять лидерство на огромном индийском рынке.

Ситуация на строящейся в южноиндийском штате Тамилнаду АЭС "Куданкулам" (генподрядчиком выступает "Атомстройэкспорт") стала критической в конце прошлой недели. Несколько сот местных жителей, объявивших бессрочную голодовку в знак протеста против планируемого в декабре ввода в эксплуатацию первого энергоблока, перекрыли подступы к объекту, в результате чего АЭС оказалась на осадном положении. Митингующим удалось парализовать строительные работы сразу на двух энергоблоках станции мощностью 1 тыс. МВт каждый (работы на первом энергоблоке выполнены на 99%, на втором, который должен быть введен в августе 2012 года,— на 93%). 
 
В последние дни станцию спешно покинули несколько тысяч сезонных рабочих, привезенных на юг страны из индийских штатов Уттар-Прадеш, Бихар и Джаркханд. Для их выдворения с атомной "стройки века" активисты местного протестного движения использовали все средства, включая расторжение договоров об аренде жилья. Ряд индийских СМИ сообщили, что вслед за индийскими рабочими станцию стали покидать и российские специалисты, однако эту информацию опроверг управляющий директор АЭС Касинатх Баладжи. "Ни один из 150 российских специалистов, находящихся на станции, не уехал. Все они продолжают работать с нами", — сообщил господин Баладжи. 
 
Соглашение о строительстве с российским участием АЭС в Куданкуламе подписали в июне 1998 года тогдашний российский министр по атомной энергии Евгений Адамов и глава индийской комиссии по атомной энергии Р. Чидамбарам. С тех пор российские представители не раз говорили об уникальности проекта и его полной безопасности. Как сообщили "Ъ" в пресс-службе "Атомстройэкспорта", в Куданкуламе реализуется российский проект АЭС-92 с реактором третьего поколения, отвечающий всем современным требованиям к атомным электростанциям, а главное преимущество АЭС-92 перед проектами предыдущих поколений — применение "нескольких уровней защиты и внедрение дополнительных пассивных систем безопасности в сочетании с активными традиционными системами". 
 
Впрочем, добивающиеся закрытия АЭС в Куданкуламе индийские активисты, среди которых тон задает Народное движение против ядерной энергии, настаивают, что после аварии на японской АЭС "Фукусима" аналогичная трагедия может произойти и в Индии. Один из аргументов сводится к тому, что станция строится на побережье Индийского океана и может быть подвержена разрушительным ударам цунами, как это случилось в Японии. Заверениям российских представителей о безопасности АЭС митингующие не верят. 
 
Кризис вокруг Куданкулама поставил в сложное положение руководство Индии в преддверии запланированного на декабрь официального визита в Москву премьера Манмохана Сингха и его переговоров с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Ведь вплоть до последнего времени АЭС в Куданкуламе служила символом провозглашенного в прошлом году в ходе визита президента Медведева в Дели "привилегированного стратегического партнерства" двух стран. 
 
Пытаясь успокоить митингующих, премьер Манмохан Сингх назначил правительственную комиссию из 15 экспертов для подготовки заключения о техническом состоянии станции. Кроме того, с экстренной поездкой в Тамилнаду на этой неделе отправляется экс-президент страны Абдул Калам, который выступит посредником между властями и протестующими. Однако активисты движения против российской АЭС уже отвергли его услуги. "Калам — это еще один представитель ядерного лобби, и он ни в чем не может нас убедить",— говорится в заявлении Народного движения против ядерной энергии. 
 
Разгорающийся скандал вокруг АЭС в Куданкуламе совпал с очередной крупной неудачей Москвы в военно-техническом сотрудничестве с Индией, которое наряду с сотрудничеством в атомной области является визитной карточкой двусторонних связей. Вчера индийские источники сообщили о том, что Москва проиграла крупный тендер на поставку в Индию ударных вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник" (сумма контракта оценивается в $600 млн). Российским вертолетам индийская сторона предпочла американские Apache AH-24. 
 
"Ъ" стали известны причины проигранного российской стороной оружейного тендера — уже второй неудачи в текущем году. Напомним, что в апреле Россия проиграла французским производителям истребителей Rafale и Eurofighter Typhoon крупнейший в этом веке оружейный тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA), на который выставлялся МиГ-35. Сделка предусматривала поставку 126 истребителей и оценивалась более чем в $10 млрд. 
 
Как сообщил "Ъ" источник, близкий к минобороны Индии, мотивы отказа от российских вертолетов подробно изложены в письме, которое индийская сторона направила в посольство РФ в Дели. Письмо выдержано в жестких тонах — в нем перечисляется 20 пунктов, по которым российский вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" с его техническими характеристиками не отвечает требованиям индийской стороны. По словам собеседников "Ъ" в Дели, учитывая столь длинный список претензий, шансов на победу в тендере у российского вертолета не было. 
 
"Одна из причин поражения РФ — стремление Индии диверсифицировать источники поставки оружия и не зависеть на 80% от поставок из России, как это было в прошлые десятилетия,— разъяснил "Ъ" вице-президент индийского исследовательского центра Observer Research Foundation Нандан Унникришнан.— Кроме того, механизм принятия решения выглядит так: руководство индийских ВВС сообщает конкретные параметры, которыми нужно руководствоваться при принятии решения в ходе тендера. Проигнорировать эти требования в угоду политической целесообразности развития стратегических отношений с Москвой индийское правительство не может". 
 
Наконец, вчера индийские СМИ сообщили о трудностях, с которыми столкнулся еще один амбициозный двусторонний проект — по созданию многофункционального военно-транспортного самолета. По данным источников в минобороны Индии, Дели не устроил представленный Москвой бизнес-план, поскольку он не предусматривает ожидавшегося индийской стороной участия в данном проекте индийских инженеров и ученых. Индийские СМИ сообщают, что позицию Дели изложил российскому министру обороны Анатолию Сердюкову его индийский коллега А. К. Энтони в ходе их недавней встречи в Москве. 
 
По мнению экспертов, проблемы, с которыми Москва столкнулась одновременно сразу на нескольких ключевых направлениях сотрудничества с Индией, свидетельствуют о новых моментах в двусторонних отношениях. "Несмотря на тезис о привилегированном стратегическом партнерстве, все далеко не так однозначно,— пояснил "Ъ" Нандан Унникришнан.— Чтобы сохранить лидирующие позиции на огромном индийском рынке, Москве придется теперь проявлять большую гибкость и изобретательность".


комментарии (1):

zefir      26/10/2011 [17:48:19]#1
Если Ми-28 уступает Apache, то в бою они не конкуренты и смысл производсва Ми-28 не очень понятен. Скорее всего степень его продвинутости отностельно Ми-24 сильно преувеличена производителем для выбивания финансирования. С МТА вобще комедия. Если индийские инженеры-конструкторы в нем не учавстствуют, а наших уже давно нет в наличии, то скорее всего его никто и не собирался строить. Наберут толпу юристов и экономистов создадут управляющую компанию, получат бюджетные деньги, потратят на презентации, поездки в Индию, банкеты, маркетинговые исследования и через несколько дней проект тихо похоронят.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCALSa
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer