Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ту-154 с современной «начинкой»


19.10.11 15:13 Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


В статье «Ту-134: стоит ли торопиться?» (журнал «Авиасоюз», №3/4 2011) автором в связи с решением Минтранса РФ о выводе из регулярной эксплуатации самолётов Ту-134 ставится вопрос «а кто следующий из оставшихся Ил, Ан, Ту и Як?» Написано это было в начале июля сего года, а буквально через несколько дней принимается аналогичное решение по Ан-24. Господа столоначальники! На чём летать-то будем? Ведь эти два типа самолета, общей численностью менее двух сотен, обеспечивают пассажирские перевозки в регионах, где «закордонная техника» по причине определённых особенностей отечественной инфраструктуры, за состояние которой в первую очередь несёте ответственность Вы, бесперебойно эксплуатироваться не сможет.

Действительно, а кто следующий? На ум приходят многочисленные, явно заказные негативные высказывания, в том числе, увы, со стороны некоторых СМИ, в адрес Ту-154. Давайте и с ним разберёмся.

В марте 2011 г. состоялась лётно-техническая конференция «Анализ опыта лётной и технической эксплуатации самолётов Ту-154 всех модификаций в российских авиакомпаниях». В Решении, утверждённом Руководством Федерального агентства воздушного транспорта, в частности, отмечено:

« - с учётом обширной территории РФ, её экстремальных климатических зон и состояния аэродромных ВПП имеются регионы, где эксплуатация самолёта Ту-154 остаётся безальтернативной;
- самолёт Ту-154 не является «старым» самолётом, так как не отработал и половины своего ресурса в часах, посадках и календарном сроке службы;
- самолёт Ту-154 не является опасным в эксплуатации, так как показатели безопасности его эксплуатации, виды отказов его функциональных систем соответствуют показателям его зарубежных аналогов».

В этом же Решении даётся ряд рекомендаций «…в целях предотвращения ускоренного вывода из коммерческой эксплуатации самолёта Ту-154 до его полноценной замены парком отечественных  ВС нового поколения с учётом имеющихся технических возможностей, экономической привлекательности, социальной востребованности самолётов Ту-154».  

Прочностные испытания, основательные расчёты и, наконец, богатейший опыт эксплуатации самолётов в различных климатических зонах и условиях сопровождения позволили уверенно заявить, что каждый самолёт Ту-154М с момента выхода из ворот серийного завода способен за свою жизнь обеспечить налёт 70 000 часов, 30 000 посадок, а что касается календаря, то 40 лет для него далеко не предел.
В XXI век самолёты Ту-154 вошли, имея в своём активе суммарный налёт более 20 млн. часов, 10 млн. полётов, они перевезли один миллиард с четвертью пассажиров и налетали 220 с десятью нулями пасс/км.

Слабым местом у самолёта является расход топлива. Различными мероприятиями, в том числе установкой принципиально новых законцовок крыла, удалось снизить его величину на 5%. Однако полезно было бы разобраться с ценой на авиатопливо. Но объясните, почему своим российским авиакомпаниям отпускается авиационный керосин по той же цене, что и зарубежным? Почему, например, в Иране местные авиакомпании платят за топливо почти в десять раз меньше, чем иностранные?

Разумеется, эксплуатационные расходы необходимо по возможности снижать. Для этого, в частности, разработана и успешно внедряется безремонтная технология эксплуатации, являющаяся, безусловно, примером и для других типов самолётов. Эта технология обеспечивает сокращение трудоёмкости и, соответственно, продолжительности плановых регламентных работ, увеличивая, тем самым, лётное время. При этом ремонты самолёта, занимающие в лучшем случае каждый раз по три-четыре месяца, заменяются анализом технического состояния борта по программе Разработчика самолёта и ГосНИИ ГА в условиях авторизованных Центров технического обслуживания. Этот анализ, занимающий не более двух недель, повторяется ежегодно, совмещаясь с вошедшей в практику периодической сертификацией каждого самолёта. В дальнейшем периодичность этих работ должна составлять два года.

Препятствуя полётам российских самолётов в Европе, включая Ту-154М, Евроконтроль в своё время предъявил по отношению к ним дополнительные требования в части создаваемых пролётных шумов, снизив их значение, указанное в 3-ей главе приложения 16 ИКАО, на 5 дцб. И этот барьер самолёт Ту-154М преодолел, получив в результате от Межгосударственного авиационного комитета в 2000 г. соответствующий сертификат  № СШ114-Ту-154М.

Итак, объективно самолёт Ту-154 нужен. Его надёжность и безопасность не вызывают сомнения. Что же касается различного рода новейшего оборудования, устанавливаемого на машинах, серийный выпуск которых давно прекращён, то промышленность не обошла и его вниманием, в том числе применительно к Ту-154М.

На этом самолёте предусмотрены цифровые навигационные вычислители UNS с системой воздушных сигналов ВБЭ-СВС, система предупреждения о близости земли с функцией оценки рельефа местности в направлении полёта TAWS. Для удобства работы экипажа – два многофункциональных дисплея MFD, на которых отображаются воздушная обстановка, рельеф местности, метеообстановка. Предусмотрена установка цветного радиолокатора RDR и доработка аппаратуры Курс МП-70 и СД75. На установку аппаратуры UNS, СРППЗ TAWS, MFD-640. Метео РЛС RDR-4В, ВБЭ-СВС разработаны и введены в действие соответствующие бюллетени. При этом с борта самолёта снимается старое оборудование, весящее вместе со жгутами 590 кг, а новое (также со жгутами) весит всего 90 кг.

У рачительного хозяина экономия в полтонны при интенсивной эксплуатации окупит расходы, связанные с переоборудованием, которое служит главным образом для повышения безопасности полётов и облегчения труда экипажа. Кстати, те авиакомпании, которые до сего времени в составе экипажа используют штурмана, при установке нового оборудования смело могут от него отказаться. Тоже экономия. Естественно, при такой модернизации борта полностью удовлетворяются все новейшие требования ИКАО в части навигации. Фотографии пилотской кабины самолёта Ту-154М до и после модернизации и соответствующие схемы говорят сами за себя.

Приходится с сожалением констатировать, что модернизация самолётов, находящихся в эксплуатации, проходит с большим трудом. И пионерами в этой области оказались иностранные авиакомпании. Так, много лет назад, авиакомпания ЧСА установила на своих Ту-154М цифровые навигационные вычислители UNS. Эта аппаратура, состыкованная с автопилотом АБСУ-154-2, проработала много лет без единого отказа! Интересно, что была состыкована новейшая цифровая и старая аналоговая аппаратура, причём без проблем. Практически полную модернизацию борта и соответственно пилотской кабины осуществил на Ту-154М правительственный отряд Республики Польша.

Наиболее передовой в этом отношении российской авиакомпанией явилась «АЛРОСА». Всего упомянутый комплекс имеют на своих бортах, к сожалению, только лишь 13 самолётов.

Не надо винить в этом авиакомпании. Ведь у нас принято отслеживать, откуда и куда дует ветер. А он дует пока не в сторону Ту-154М.  

Так что же будет с этим самолётом, да и не только с ним? Очевидно, нужен хозяйский подход. Предоставим возможность разобраться во всём авиакомпаниям и не мешать тем из них, которые во главу угла ставят решение задач, связанных с обеспечением регулярных пассажирских перевозок, особенно в тех регионах, где другие самолёты не уживутся.


комментарии (1):

komissar      25/10/2011 [06:19:35]#1
глас вопиющего в российской пустыне-надо не "сапог" дорабатывать, а ускорять выпуск 204-х.

Sergei Ivanovich Эксперт «Aviation EXplorer»      25/10/2011 [09:31:34]#2
При существующем монополизме цен и услуг, модернизация съест все благие намерения, к сожалению...

Belgiec      25/10/2011 [10:35:12]#3
Доработкой ВС занимаются все - Boeing, Airbus, а мы только покупаем. Но ведь есть "боевые" проекты - Ту-204СМ, Ту-334. Надо же не так уж и много - принять волевое и конкретное решение. Куда же "смотрит" наше руководство?????????













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWxCm
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/courier-services/services/dverdver/ можно найти здесь.
Услуги адвоката по оспариванию завещания на https://youdo.com/lawyer/advocate/inheritance/will/.
Смотрите здесь - https://youdo.com/auto/carcare/headlight/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer