В кризисной ситуации из средств этого фонда будут выплачиваться компенсации авиакомпаниям, которые согласятся развозить пассажиров, застрявших в аэропортах. Путешественникам, отказавшимся от полета, из средств фонда вернут деньги. Для этого нужно будет всего предъявить билет с датой вылета от 10 дней до ограничения полетов до 45 дней после.
Все отечественные авиакомпании, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки, должны будут вступить в некоммерческую организацию по гарантированию исполнения договоров воздушной перевозки. Тем, кто не захочет стать членом этой НКО, запретят совершать полеты. О суммах взносов в денежный фонд организации пока не говорится. Ставки должна будет разработать Росавиация в зависимости от объема перевозок авиакомпании в расчете на 1 тыс. пассажиро-километров.
Как рассказал «Гудку» ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев, наиболее серьезные проблемы из-за с финансовых трудностей перевозчика возникли у пассажиров альянса AiRUnion летом 2008 года. Тогда из-за массовых отмен рейсов тысячи людей сутками томились в аэропортах, не имея возможности вылететь в место назначения. В 2009 году обанкротилась авиакомпания «КД-авиа», а в нынешнем – «Заполярье» и «Амурские авиалинии». Но проблема с пассажирами в трех последних случаях была не такой масштабной.
«Авиационным властям частично удалось снизить накал страстей за счет того, что были выделены средства на обеспечение перевозки застрявших в аэропортах пассажиров рейсами других авиакомпаний», - пояснил Олег Пантелеев.
По его словам, в течение двух последних лет в госбюджете были заложены колоссальные суммы – 5 млрд. руб. в 2009 и 1 млрд. в 2010 – на разрешение кризисных ситуаций в случае остановки перевозчиков. В бюджете на 2011 год средства на эти цели не запланированы, то есть правительство больше не намерено платить за обанкротившиеся авиакомпании. Эти расходы власти хотят переложить на самих перевозчиков. «Но сегодня остановка крупной авиакомпании маловероятна, - полагает Олег Пантелеев. – Перевозчикам удалось без особых потерь пережить тяжелый сезон. Поэтому создавать какой-либо фонд для аккумулирования средств на случай банкротства авиакомпаний нецелесообразно».
По словам эксперта, идеи создания подобного фонда уже не раз высказывались в европейских странах. Однако инициативу саботировали крупные перевозчики, такие как Lufthansa. «Руководство Lufthansa не раз заявляло, что не будет участвовать в подобных проектах, так как авиакомпания ни при каких обстоятельствах не прекратит перевозки, а тратить деньги на то, чтобы повышать конкурентоспособность других перевозчиков, она не намерена», - отметил Олег Пантелеев.
Однако в нашей стране, по его мнению, инициатива Минтранса может получить поддержку правительства и Госдумы. «Минтранс последовательно принимает нормы, носящие социальную направленность, и существует вероятность того, что эта идея пройдет в том или ином виде», - подчеркнул эксперт.
Между тем гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что если гарантийный фонд будет создан, авиакомпаниям придется вложить в него миллиарды рублей. «Это ведь «подушка безопасности» на случай банкротства перевозчиков, - сказал он «Гудку». – Если предположить, что одна из наших крупных авиакомпаний неожиданно остановится, понадобятся очень большие деньги, чтобы снять негативные последствия. То есть и взносы, чтобы снизить риск кризисных ситуаций, должны быть немалые».
По словам аналитика, для перевозчиков такие взносы будут лишним бременем. «А ведь авиакомпании не дойные коровы, свои расходы они обязательно переложат на пассажиров, повысив цены на билеты, - уверен Борис Рыбак. – Это верный способ уменьшить мобильность населения».
Любые взносы, которые перевозчикам придется отчислять в какой бы то ни было фонд, будут включены в себестоимость билета, соглашается пресс-секретарь авиакомпании Sky Express Виталий Коренюгин. «Помимо того, что пассажирам всех авиакомпаний придется платить больше на случай, если один из перевозчиков когда-нибудь обанкротится, чего может и не случиться, они еще должны будут содержать организацию, которая будет управлять деньгами фонда, то есть лишних чиновников», - заявил «Гудку» Виталий Коренюгин.
По его словам, авиакомпании банкротятся не каждый день. «Возникает вопрос: кто и как будет управлять огромными средствами фонда, когда нет кризисных ситуаций, и кто будет контролировать расходы?», - говорит Виталий Коренюгин.
Представитель Sky Express отметил, что авиакомпания уже не раз предлагала другой механизм урегулирования сложных ситуаций. По его словам, если авиакомпания обанкротилась, другие перевозчики обязаны взять его на борт. Он при этом должен доплатить 500 – 600 руб. – себестоимость обслуживания пассажиров. «Это разовая финансовая нагрузка на пострадавших пассажиров, зато всем остальным не придется платить больше за каждый билет, - пояснил Виталий Коренюгин. – А авиакомпании один раз перевезут пассажиров по себестоимости, но будут избавлены от постоянных взносов».
Пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг заявила «Гудку», что прежде чем озвучить свое отношение к законопроекту Минтранса, авиакомпания должна изучить все детали этой идеи. «В любом случае, «Аэрофлот» всегда берет на себя обязательства по перевозке пассажиров обанкротившихся авиакомпаний, - сказала она. – Отзыв свидетельства эксплуатанта у самого «Аэрофлота» исключен». Представитель компании «Трансаэро» инициативу Минтранса комментировать отказался.
Между тем сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев считает, что денежный фонд, предложенный Минтрансом, будет более эффективным, чем страхование гражданской ответственности авиакомпаний или банковские гарантии. «Наличие фонда с «живыми» деньгами гарантирует помощь пассажирам здесь и сейчас, - полагает он. – Страховые механизмы, действующие в туризме, не подразумевают прямых выплат. В итоге, пострадавшие путешественники получают деньги, когда ситуация уже не экстремальная и они не так остро нужны».
Все отечественные авиакомпании, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки, должны будут вступить в некоммерческую организацию по гарантированию исполнения договоров воздушной перевозки. Тем, кто не захочет стать членом этой НКО, запретят совершать полеты. О суммах взносов в денежный фонд организации пока не говорится. Ставки должна будет разработать Росавиация в зависимости от объема перевозок авиакомпании в расчете на 1 тыс. пассажиро-километров.
Как рассказал «Гудку» ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев, наиболее серьезные проблемы из-за с финансовых трудностей перевозчика возникли у пассажиров альянса AiRUnion летом 2008 года. Тогда из-за массовых отмен рейсов тысячи людей сутками томились в аэропортах, не имея возможности вылететь в место назначения. В 2009 году обанкротилась авиакомпания «КД-авиа», а в нынешнем – «Заполярье» и «Амурские авиалинии». Но проблема с пассажирами в трех последних случаях была не такой масштабной.
«Авиационным властям частично удалось снизить накал страстей за счет того, что были выделены средства на обеспечение перевозки застрявших в аэропортах пассажиров рейсами других авиакомпаний», - пояснил Олег Пантелеев.
По его словам, в течение двух последних лет в госбюджете были заложены колоссальные суммы – 5 млрд. руб. в 2009 и 1 млрд. в 2010 – на разрешение кризисных ситуаций в случае остановки перевозчиков. В бюджете на 2011 год средства на эти цели не запланированы, то есть правительство больше не намерено платить за обанкротившиеся авиакомпании. Эти расходы власти хотят переложить на самих перевозчиков. «Но сегодня остановка крупной авиакомпании маловероятна, - полагает Олег Пантелеев. – Перевозчикам удалось без особых потерь пережить тяжелый сезон. Поэтому создавать какой-либо фонд для аккумулирования средств на случай банкротства авиакомпаний нецелесообразно».
По словам эксперта, идеи создания подобного фонда уже не раз высказывались в европейских странах. Однако инициативу саботировали крупные перевозчики, такие как Lufthansa. «Руководство Lufthansa не раз заявляло, что не будет участвовать в подобных проектах, так как авиакомпания ни при каких обстоятельствах не прекратит перевозки, а тратить деньги на то, чтобы повышать конкурентоспособность других перевозчиков, она не намерена», - отметил Олег Пантелеев.
Однако в нашей стране, по его мнению, инициатива Минтранса может получить поддержку правительства и Госдумы. «Минтранс последовательно принимает нормы, носящие социальную направленность, и существует вероятность того, что эта идея пройдет в том или ином виде», - подчеркнул эксперт.
Между тем гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что если гарантийный фонд будет создан, авиакомпаниям придется вложить в него миллиарды рублей. «Это ведь «подушка безопасности» на случай банкротства перевозчиков, - сказал он «Гудку». – Если предположить, что одна из наших крупных авиакомпаний неожиданно остановится, понадобятся очень большие деньги, чтобы снять негативные последствия. То есть и взносы, чтобы снизить риск кризисных ситуаций, должны быть немалые».
По словам аналитика, для перевозчиков такие взносы будут лишним бременем. «А ведь авиакомпании не дойные коровы, свои расходы они обязательно переложат на пассажиров, повысив цены на билеты, - уверен Борис Рыбак. – Это верный способ уменьшить мобильность населения».
Любые взносы, которые перевозчикам придется отчислять в какой бы то ни было фонд, будут включены в себестоимость билета, соглашается пресс-секретарь авиакомпании Sky Express Виталий Коренюгин. «Помимо того, что пассажирам всех авиакомпаний придется платить больше на случай, если один из перевозчиков когда-нибудь обанкротится, чего может и не случиться, они еще должны будут содержать организацию, которая будет управлять деньгами фонда, то есть лишних чиновников», - заявил «Гудку» Виталий Коренюгин.
По его словам, авиакомпании банкротятся не каждый день. «Возникает вопрос: кто и как будет управлять огромными средствами фонда, когда нет кризисных ситуаций, и кто будет контролировать расходы?», - говорит Виталий Коренюгин.
Представитель Sky Express отметил, что авиакомпания уже не раз предлагала другой механизм урегулирования сложных ситуаций. По его словам, если авиакомпания обанкротилась, другие перевозчики обязаны взять его на борт. Он при этом должен доплатить 500 – 600 руб. – себестоимость обслуживания пассажиров. «Это разовая финансовая нагрузка на пострадавших пассажиров, зато всем остальным не придется платить больше за каждый билет, - пояснил Виталий Коренюгин. – А авиакомпании один раз перевезут пассажиров по себестоимости, но будут избавлены от постоянных взносов».
Пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг заявила «Гудку», что прежде чем озвучить свое отношение к законопроекту Минтранса, авиакомпания должна изучить все детали этой идеи. «В любом случае, «Аэрофлот» всегда берет на себя обязательства по перевозке пассажиров обанкротившихся авиакомпаний, - сказала она. – Отзыв свидетельства эксплуатанта у самого «Аэрофлота» исключен». Представитель компании «Трансаэро» инициативу Минтранса комментировать отказался.
Между тем сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев считает, что денежный фонд, предложенный Минтрансом, будет более эффективным, чем страхование гражданской ответственности авиакомпаний или банковские гарантии. «Наличие фонда с «живыми» деньгами гарантирует помощь пассажирам здесь и сейчас, - полагает он. – Страховые механизмы, действующие в туризме, не подразумевают прямых выплат. В итоге, пострадавшие путешественники получают деньги, когда ситуация уже не экстремальная и они не так остро нужны».