Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Оружие ХХI Века


24 декабря 2009 года Олег Фаличев, ВПК


В Открытом акционерном обществе «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина» (генеральный директор - Игорь Ашурбейли) 16 декабря состоялось выездное заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Российской Федерации под руководством вице-премьера, председателя ВПК Сергея Иванова. Какие вопросы рассматривала комиссия и что этому предшествовало?

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ
 
Выездные заседания ВПК на крупных предприятиях оборонного комплекса страны стали уже доброй традицией. И это дает свои результаты. Жесткая статистика показывает: предприятия «оборонки» сегодня наиболее успешно преодолевают кризис благодаря своевременно принятым мерам, в том числе по линии ВПК.
 
В ГСКБ «Алмаз-Антей» первое такое заседание состоялось в феврале 2007 года. Именно на нем было объявлено, что Россия приступает к созданию Единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) ПВО-ПРО пятого поколения, которая объединит в себе средства противовоздушной, противоракетной и противокосмической обороны.
 
Новое оружие поручили создавать Головному системному конструкторскому бюро имени академика А. А. Расплетина. Оно было призвано объединить основных разработчиков, специализирующихся на создании комплексов противовоздушной обороны ВВС, ВМФ, Сухопутных войск, а также автоматизированных систем управления и ПРО.
 
ГСКБ «Алмаз-Антей» - широко известное головное системообразующее предприятие ОПК России, занимающееся разработкой зенитных ракетных комплексов и систем противовоздушной обороны со дня своего образования. Оно создано в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 8 сентября 1947 года № 3140-1028 как головное предприятие по разработке управляемого ракетного оружия.
 
Сегодня ГСКБ «Алмаз-Антей» ведет комплекс научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию ВВТ пятого поколения. Это пункты боевого управления, многофункциональные радиолокаторы ЗРС, аппаратура стартовой автоматики для пусковых установок, радиоэлектронная аппаратура зенитных управляемых ракет, программно-алгоритмическое обеспечение наземных средств, систем наведения ракет на цели. У предприятия немало наработок в создании лазерных систем и их элементов. Обладая более чем 60-летним опытом, ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» остается безусловным мировым лидером в области разработок зенитного управляемого ракетного оружия.
 
На этот раз в составе представительной делегации на предприятие прибыли председатель Комитета Государственной думы по обороне Виктор Заварзин, директор Департамента оборонной промышленности и высоких технологий правительства Российской Федерации Николай Моисеев, заместитель министра промышленности и торговли Юрий Борисов, руководитель аппарата ВПК при правительстве РФ - заместитель руководителя аппарата правительства РФ Игорь Боровков, первый заместитель председателя ВПК Владислав Путилин, генеральный директор Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Владислав Меньщиков, начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны Владимир Поповкин, другие должностные лица.
 
Работа комиссии началась с посещения цеха, где были представлены современные и находящиеся в разработке перспективные образцы ВВТ. Генеральным директором ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Владиславом Меньщиковым и генеральным директором ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» Игорем Ашурбейли были продемонстрированы образцы вооружения и военной техники, которые, по оценке Министерства обороны, в целом соответствуют мировому уровню, а некоторые из них его превосходят. Об этом, в частности, в ходе работы ВПК сказал начальник Главного управления - начальник вооружения ВС РФ Олег Фролов.
 
Вспомним, вскоре после первого заседания ВПК на предприятии в России была принята на вооружение зенитная ракетная система «Триумф» С-400, которая заступила на боевое дежурство в подмосковном городе Электросталь. На этот раз члены комиссии изучили, как идет наращивание выпуска столь необходимых нашим Вооруженным Силам систем, какие есть в связи с этим проблемы, что необходимо для их решения.
 
 
Особый интерес ВПК к С-400 понятен. Ведь это, повторим, перспективная ЗРС, у которой вскоре появится еще более совершенная ракета дальнего действия. ЗРС «Триумф» - пока непревзойденное оружие в мире. Ни американский Pаtriot, ни другие системы ПВО пока не в силах с ней конкурировать. Система предназначена для поражения всех типов летательных аппаратов - самолетов, беспилотников, крылатых ракет. Может использоваться для борьбы с аэродинамическими и баллистическими целями, что делает ее ключевым звеном в создании системы ПРО театра военных действий.
 
С принятием ее на вооружение значительно возросли огневые возможности в борьбе с гиперзвуковыми целями. В ней применены новая элементная база, новые вычислительные комплексы, новые средства связи и передачи данных, новая транспортная база высокой проходимости. Эта система по своим целевым каналам в два раза превосходит предыдущую ЗРС типа С-300ПМ. Она может с высочайшей надежностью прикрывать районы базирования стратегических ядерных сил, подводных лодок, ядерных арсеналов... Словом, С-400 открывает совершенно новые, ранее недостижимые возможности в борьбе с воздушным противником.
 
Достаточно высок у С-400 и экспортный потенциал. Но прежде всего она будет поставляться в нашу армию. Неудивительно, что разговор на предприятии члены ВПК вели, как отметил генеральный директор ГСКБ «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли, об опережающем вооружении системой С-400 именно российских Вооруженных Сил. «Окончательно объемы заказов будут откорректированы Министерством обороны в первом квартале 2010 года», - отметил Игорь Ашурбейли.

 
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕС ЗРО
 
После осмотра цеха с образцами современного и перспективного оружия ПВО члены комиссии продолжили работу в конференц-зале. Председатель ВПК Сергей Иванов отметил, что в соответствии с повесткой предстоит рассмотреть три вопроса.
 
 
Первый - о ходе выполнения решений Военно-промышленной комиссии по вопросам создания Единой системы зенитного ракетного оружия. Второй - о прекращении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по государственному оборонному заказу и потерявших актуальность. Третий - о назначении генерального конструктора по системам и средствам разведки Ракетных войск и артиллерии ВС Российской Федерации.
 
Сергей Борисович подчеркнул, что место проведения выездного заседания выбрано не случайно. Именно здесь, в стенах Головного системного конструкторского бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика Александра Андреевича Расплетина, проектировались зенитные ракетные системы и комплексы, которые многие годы составляют основу противовоздушной обороны нашей страны.
 
Сейчас ГСКБ активно работает над созданием Единой системы зенитного ракетного оружия ПВО-ПРО 5-го поколения. В феврале 2007 года и в апреле 2008-го в рамках деятельности комиссии уже рассматривались вопросы, связанные с новой системой. Тогда же были даны конкретные поручения, в том числе направленные на обеспечение единой научно-технической политики и межпроектной унификации базовых технических решений ЕС ЗРО в Концерне «Алмаз-Антей».
 
Сергей Иванов отметил, что ВПК предстоит изучить, как обстоят дела с их выполнением. Кроме того, детально разобраться с перспективами создания системы зенитного ракетного оружия, наметить пути решения проблем, с которыми сталкиваются ее разработчики.
 
Касаясь второго вопроса повестки заседания, Сергей Иванов сказал, что необходимо рассмотреть подготовленные Минобороны Правила прекращения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по ГОЗ и потерявших актуальность. Необходимость утверждения подобных правил назрела давно.
 
- Очевидно, и мы об этом не раз говорили, что госзаказчики нуждаются в четко прописанном алгоритме действий, позволяющем им отказываться от НИОКР, которые потеряли свою актуальность, - подчеркнул он.
 
В силовых ведомствах сейчас происходят изменения: оптимизируются структура и штатная численность, внедряются новые способы решения задач, естественно, это вынуждает их отказываться от некоторых разработок. Кроме того, на рынке появляются аналоги заказываемой продукции, которые отвечают необходимым тактико-техническим требованиям.
 
И, конечно же, прекращать работы, по словам С. Иванова, нужно в том случае если становится очевидным, что к установленному сроку ввиду отсутствия научно-технического или технологического задела просто невозможно достичь планируемых результатов. В подготовленных Мин-обороны соответствующих правилах, в частности, определяется, что основанием для прекращения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ является решение по уточнению гособоронзаказа на соответствующий период, принимаемое в порядке, установленном постановлением правительства об утверждении ГОЗ.
 
При этом предусматривается, что фактические затраты, понесенные головными исполнителями, будут оплачиваться за счет и в пределах средств, предусматриваемых госзаказчикам на финансирование оборонного заказа на конкретный год с соответствующим уточнением. В случае необходимости на эти цели могут быть направлены ресурсы, высвобождаемые по результатам уточнения других заданий.
 
Представленный Мин-обороны проект Правил прекращения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по ГОЗ и потерявших актуальность, доработан в аппарате ВПК и согласован всеми заинтересованными структурами.
 
В докладе генерального директора ОАО  «ГСКБ «Алмаз-Антей» Игоря Ашурбейли, проведенном в режиме видеоконференции, был представлен ход разработки Единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО), в том числе С-500. Он проиллюстрировал свой доклад цифрами выполнения планов 2009 года, доложил о перспективных направлениях, на которых будет трудиться коллектив в создании средств ПВО-ПРО 5-го поколения. Поделился своим видением решения стоящих перед ГСКБ масштабных задач.
 
На заседании ВПК приняты решения в обеспечение создания ЕС ЗРО. В их числе:
 
- включить средства ЕС ЗРО в перечень приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих облик перспективных систем вооружения видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации;
- предусмотреть мероприятия по технологическому и техническому переоснащению организаций, участвующих в создании ЕС ЗРО;
- разработать предложения по применению ЕС ЗРО в ПВО Военно-морского флота;
- утвердить комплексную целевую технологическую программу обеспечения создания ЕС ЗРО необходимыми технологиями, материалами и электронной компонентной базой.
 
Военная техника, разрабатываемая в рамках ЕС ЗРО, является основой создаваемой системы воздушно-космической обороны страны. Поэтому на выездном заседании ВПК были обсуждены вопросы, связанные с выполнением работ по созданию перспективной ЗРС С-500, дальнейшей разработкой ЕС ЗРО и в перспективе созданием ВКО РФ.
 
Для ГСКБ «Алмаз-Антей» сегодня это связано с созданием высокопотенциальных радиолокационных наземных средств, ракет большой дальности действия и больших высот перехвата. Это главное, что определяет будущее ПВО и ПРО. Напомним, что именно с учетом этих задач 30 ноября 2009 года на заседании Совета директоров ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в администрации президента России была одобрена реорганизация концерна путем присоединения к ГСКБ «Алмаз-Антей» таких предприятий, как ОАО «МНИИПА», ОАО «МНИИРЭ «Альтаир», ОАО «НИИРП», ОАО «НИЭМИ».
 
Все это свидетельствует, что российская школа зенитного ракетостроения в лице ГСКБ «Алмаз-Антей» сохранила свои лучшие традиции, технологическую и производственную базу, научные и инженерные кадры, интеллектуальный потенциал.
 
В заключение на заседании ВПК была рассмотрена кандидатура генерального конструктора по системам и средствам разведки Ракетных войск и артиллерии.
 
ИТОГИ ДВУХ ЛЕТ
 
Итоги визита ВПК на предприятие подвел генеральный директор ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли. На встрече с представителями СМИ он сказал, что на заседании рассматривались результаты двухлетней работы Концерна ПВО «Алмаз-Антей» по исполнению решений, которые ВПК принимала здесь в феврале 2007 года. Тогда впервые была поставлена задача о создании Российской единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО). Было задано восемь опытно-конструкторских работ, которые предусматривают разработку зенитных ракетных комплексов и систем сверхмалой, средней, большой дальности и противоракетной обороны.
 
За два года по всем этим работам практически завершено техническое проектирование, и мы приступили к завершающей фазе: разработке конструкторской документации. Все элементы ЕС ЗРО должны быть разработаны в соответствии с ГПВ до 2015 года. «Комиссия отметила, что в целом задачи решаются в соответствии с планом и намеченными сроками», - подчеркнул Игорь Ашурбейли.
 
Есть проблемы, связанные с необходимостью расширения боевых полей полигона Капустин Яр, что обусловлено более масштабными тактико-техническими характеристиками системы С-500, которая не может быть испытана в существующих границах полей, которые мы имеем сегодня. В связи с новыми дальностями, высотами, скоростями полигон уже не будет достаточен для проведения испытаний, которые планируются в 2012 году. Поэтому за оставшиеся два года необходимо привести его в соответствие с возможностями новой техники.
 
На заседании были также затронуты проблемные вопросы создания технологической основы для перспективных средств ПВО, электронной компонентной базы отечественного производства и ряд других. Иных трудностей в выполнении поставленной задачи нет, и следующим шагом в программе будет уже выполнение задачи по созданию системы воздушно-космической обороны. В нее наряду с ЕС ЗРО войдут также системы контроля космического пространства, предупреждения о ракетном нападении, другие системы ВКО. Все работы по С-500 будут завершены в рамках ГПВ-2015. Как образно заметил Игорь Ашурбейли, с С-500 мы выйдем в космос.
 
Есть поручение президента по увеличению серийного выпуска ЗРС. Сейчас рассматривается вопрос о расширении производственных мощностей Концерна ПВО «Алмаз-Антей», в частности о строительстве двух новых заводов по производству зенитных управляемых ракет и наземных средств. Его окончательное  решение еще впереди, но есть положительная резолюция.
 
А вот по итогам заседания ВПК оно принято. В частности, подписаны протокольные решения о том, что задача по созданию ЕС ЗРО в целом выполняется своевременно.
 
Игорь Ашурбейли подчеркнул, что разрабатываемая техника в области ПВО в России превышает по своим характеристикам зарубежные аналоги, к тому же ниже их существенно по ценам.
 
В целом Военно-промышленная комиссия работала очень плодотворно, принято около десяти пунктов решений.
 
И последнее. Отвечая на вопросы представителей СМИ, Игорь Ашурбейли подчеркнул, что в ноябре 2009 года закончены предварительные испытания новой ракеты дальнего перехвата для ЗРС С-400. До окончания 2009 года она будет предъявлена на государственные испытания. Сроки государственных испытаний напрямую зависят от объемов финансирования.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России



Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer