По окончании войны в 1945-1946 годах проводится первая послевоенная реорганизация всей системы ПВО страны: 4 фронта и 3 армии ПВО были переформированы в 3 округа и 2 армии ПВО, значительное количество соединений и частей ПВО было расформировано. К октябрю 1946 года численность войск ПВО была сокращена на 104 тысячи и составила около 147 тысяч человек. В апреле 1946 года восстановлена должность командующего Войсками ПВО страны, на которую был назначен генерал-полковник М. Громадин. Дальнейшая история Войск ПВО - это борьба за выживание и развитие системы ПВО в условиях постоянных реформ.
Объединения ПВО расформировывались и вновь воссоздавались. Соединения ПВО переподчинялись военным округам, а из их состава выводилась истребительная авиация и включалась в состав ВВС. Ответственность за ПВО делилась на внутренние и приграничные районы, возлагалась на главкома Войск ПВО и командующих войсками военных округов и вновь возвращалась главкому. Несмотря на это, их развитие не прекращалось, и в конце 50-х годов на вооружение Войск ПВО поступают новые зенитные ракетные системы и авиационные ракетные комплексы перехвата, создается зенитная ракетная система ПВО Москвы.
В 60-х годах гонка вооружений делает новый виток. США испытывали свое новое оружие в ходе локальных войн в Сирии, Египте, Вьетнаме. Исполняя интернациональный долг, воины ПВО Советского Союза принимают участие в защите этих стран от ударов средств воздушного нападения агрессора. Советское оружие ПВО с честью зарекомендовало себя в этих войнах, показав высокую эффективность и надежность, приближая мирное урегулирование политических проблем.
США принимают на вооружение баллистические ракеты, их устремления все активнее направляются на освоение космоса в военных целях. В этот период благодаря активной деятельности руководства Войск ПВО и титаническому труду ученых, коллективов конструкторов и производственников в составе Войск ПВО страны зарождаются средства, а затем системы, способные вести борьбу с совершенно новым классом средств нападения, действующих через космос и из космоса.
С апреля 1967 года в составе Войск ПВО страны был создан новый род войск - войска противоракетной и противокосмической обороны, а позднее, с включением в их состав войск и системы предупреждения о ракетном нападении, они были объединены под названием Войска ракетно-космической обороны (первый командующий - генерал-лейтенант артиллерии Ю. Вотинцев). С этого времени Войска ПВО страны фактически становятся Войсками воздушно-космической обороны и основным фактором стратегического сдерживания от развязывания ядерной войны.
Противоракетную оборону Москвы от ударов стратегических БР противника осуществляло оперативно-тактическое объединение Войск ПВО - отдельный корпус ПРО. Принятая на вооружение в мае 1978 года система ПРО А-35 могла осуществлять перехват и уничтожение одиночных головных частей ракет. В 1988 году в состав корпуса ПРО были введены отдельный радиотехнический узел, оснащенный многофункциональной РЛС (МРЛС) «Дон-2Н», и новый КП ПРО. На стартовых позициях началась установка противоракет дальнего и ближнего перехвата. В 1989 году были завершены государственные испытания системы ПРО второго поколения А-135, которая и стала основным вооружением корпуса ПРО.
Система предупреждения о ракетном нападении к 1980 году представляла собой комплекс раннего обнаружения в полете БР, атакующих объекты на территории страны. В своем составе она имела командный пункт, две РЛС надгоризонтного обнаружения «Днестр» для выявления атакующих БР с основного северо-западного направления и комплекс «Крокус» - для доведения информации предупреждения до высшего руководства страны.
Две РЛС НГО «Днестр» были развернуты в районах Иркутска и Балхаша с основной задачей отслеживания информации со спутников Земли, которые могли обнаруживать БР с южного и юго-восточного направлений.
С провозглашением в США программы СОИ, появлением и развитием БРПЛ и БРСД во Франции и в Китае система ПРН была усилена космической группировкой на геостационарной орбите (система УС-КС) и стала многоэшелонной. К концу 1982 года в ее состав были введены две РЛС НГО «Днепр» (Мукачево и Севастополь), космическая система УС-К и узел загоризонтного обнаружения с РЛС «Дуга» (Комсомольск-на-Амуре). Для создания замкнутого радиолокационного поля обнаружения БР были созданы в 1984-м и в 1985 году заступили на боевое дежурство РЛС НГО «Дарьял» (Печора и Габала, Азербайджан). В качестве основного средства контроля старта БР и определения страны-агрессора была создана космическая система обнаружения УС-К. В 1989 году уже обеспечивалась стопроцентная гарантия надежности работы системы ПРН.
Система контроля космического пространства (СККП) создавалась для оповещения высших звеньев государственного и военного руководства страны о состоянии и изменениях космической обстановки, информационного обеспечения деятельности в околоземном космическом пространстве, контроля за соблюдением международных соглашений по использованию космического пространства. Задачи ККП решались центром контроля космического пространства, поставленным на боевое дежурство в 1975 году.
Сформированный впоследствии корпус ККП (1990) уже имел в своем составе Центр ККП, информационно-аналитический пункт, КП комплекса ПКО, отдельный радиотехнический узел распознавания космических объектов, отдельный оптико-электронный узел, узел связи и передачи данных.
Решение задач противокосмической обороны (ПКО) было возложено на командный пункт комплекса ПКО, поставленный на боевое дежурство в 1979 году. В апреле 1991-го был принят в эксплуатацию комплекс ПКО «ИС-МУ».
На ЦКП Войск ПВО активно велись работы по созданию единой АСУ войсками и силами противовоздушной и ракетно-космической обороны. Фактически СССР уже в то время создавал единую ВКО государства. Но даже такая целенаправленная работа не уберегла Войска ПВО от очередной реорганизации. В 1978-1980 годах приграничные округ и армии ПВО были вновь расформированы, их корпуса и дивизии ПВО, но уже без истребительной авиации переданы в военные округа. Но и эта реорганизация 24 января 1986 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была отменена.
Вновь восстанавливались объединения ПВО - 2, 6, 8, 10, 11-я армии ПВО, а вместо Бакинского округа ПВО была сформирована 19-я армия ПВО (г. Тбилиси), с их непосредственным подчинением главнокомандующему Войсками ПВО. Однако оперативное подчинение объединений ПВО сначала направлениям, а затем военным округам оставили.
В апреле 1987 года на военно-научной конференции руководящего состава МО СССР преемник главкома Войск ПВО П. Батицкого - прославленный летчик, Главный маршал авиации А. Колдунов, говоря о вреде продолжавшегося фактического растаскивания сил ПВО по военным округам, подчеркивал: «Главнокомандующий, на которого возложена ответственность за организацию противовоздушной обороны страны, оказывается практически лишенным возможности напрямую ставить задачи подчиненным ему приграничным частям ПВО». Позицию главкома не приняли. А зря.
Окончательно оформившийся в начале 1992 года распад СССР привел к тому, что Войска ПВО оставили за границами Российской Федерации три объединения, а их численность уменьшилась на 107 тысяч военнослужащих (21,4%). Сокращался боевой состав, снижались статус органов военного управления и численность воинских формирований, их обеспечения и охраны. Динамика изменения численности Войск ПВО носила исключительно т яжелый характер: 1993 год - 367,4 тысячи военнослужащих, 1994 год - 298 тысяч, 1995 год - 202 тысячи.
О сокращении группировок Войск ПВО позволяют судить следующие данные: с 1992 до 1996 года количество зенитных ракетных полков сократилось со 151 до 84, зенитных ракетных бригад - с 56 до 1, истребительных авиаполков - с 67 до 27, радиотехнических полков и центров - с 71 до 16. Несмотря на столь значительное сокращение боевого состава, удалось удержать обвальное сокращение боевых возможностей Войск ПВО. В конце 80-х - начале 90-х годов были завершены испытания и приняты на вооружение комплексные системы зенитной ракетной обороны главного объекта страны - система С-50 и система стратегической противоракетной обороны города Москвы А-135. Было произведено их функциональное и алгоритмическое сопряжение, началось практическое создание системы воздушно-космической обороны государства.
16 июля 1997 года указом президента РФ
Б. Ельцина «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» Войска ПВО как вид ВС были ликвидированы. Этим указом преобразовывались: РВСН, ВКС и войска РКО Войск ПВО в вид ВС РФ - РВСН, а ВВС и Войска ПВО (без войск РКО) - в Военно-воздушные силы.
В нынешнем составе силы и средства ПВО ВВС способны выполнить задачи охраны гос-границы России в воздушном пространстве и противовоздушной обороны важнейших объектов государства. На их вооружение поступают новые образцы зенитных ракетных систем, истребителей, радиолокационных станций и систем управления.
Многолетняя и целенаправленная работа руководства Войск ПВО, а с 1998 года - и Военно-воздушных сил по обоснованию направлений создания ВКО нашего государства дала определенные положительные результаты: создана и успешно функционирует Объединенная система ПВО государств - участников СНГ, президентом РФ утверждены «Основные положения государственной политики Российской Федерации в области противовоздушной обороны»; разработана Концепция воздушно-космической обороны; спланированы и осуществляются мероприятия по совершенствованию системы ПВО государства и перевооружению войск на новую боевую технику. Внимание высшего государственного и военного руководства страны к разработке конкретной программы развития системы ВКО государства дает надежду на создание в ближайшем будущем средств, комп-
лексов и систем вооружения, способных вести борьбу со всеми СВКН противника.
В 2009 году теоретическая разработка вопросов создания и развития системы ВКО в новом облике ВС практически была завершена. Вместе с тем в реализации утвержденной президентом России 5 апреля 2006 года Концепции воздушно-космической обороны Российской Федерации остается целый ряд сложнейших проблем, без успешного решения которых систему ВКО создать невозможно.
Одна из них - отсутствие необходимой нормативной базы. Сегодня существуют только два нормативных документа, определяющих создание и развитие системы ВКО государства. Это указы президента РФ: первый - 1993 года «О противовоздушной обороне в Российской Федерации» с определением принципов создания ВКО и второй - упомянутая выше Концепция ВКО. В действующей Военной доктрине Российской Федерации и в Стратегии национальной безопасности вопросы воздушно-космической обороны не нашли своего отражения. Даже в Концепции строительства ВС РФ вопросам ВКО не уделено должного внимания.
Поэтому при разработке новой Военной доктрины нашей страны необходимо обеспечить адекватное отражение роли и места ВКО в системе обеспечения военной безопасности государства, а также однозначно зафиксировать состав стратегических сил сдерживания. Представляется, что они должны быть представлены не только стратегическими ядерными силами, но и всеми компонентами системы воздушно-космической обороны. Это послужит правильным ориентиром развития наших ВС.
В интересах создания ВКО следует стремиться с максимальной эффективностью использовать имеющиеся потенциалы противовоздушной и ракетно-космической обороны путем интеграции их элементов в единую систему, а при разработке техники и основ применения сил и средств, решающих задачи ВКО, целесообразно исходить не только из политических, но и из военно-технических угроз.
Для этого необходимо рассматривать прежде всего перспективные планы строительства и направленность подготовки ВС различных государств мира, а также имеющиеся и возможные в перспективе технические системы, которые в принципе могут быть применены с воздуха, из космоса и через воздушно-космическое пространство по объектам России. Разумеется, при этом необходимо учитывать их приоритеты, ожидаемые сроки появления и масштабы развертывания.
Но не следует забывать и о существующих системах и средствах высокоточного оружия - прогнозируемые темпы создания, например, КР и переоснащение на них значительных сил ВВС и ВМС США лишь подтверждают диалектику перехода количества в качество. По причине весьма существенного наращивания количества КР эти средства могут быть использованы уже в самом начале войны для нанесения удара по стратегическим ядерным силам, перенасыщая возможности системы управления ПВО и зенитного ракетного огня. Это позволит противнику нанести «разоружающий» удар, так как с учетом дальнейшего развития национальной ПРО США количество наших боевых блоков, доставленных к территории противника в ответном ударе, будет сведено к возможностям по их поражению системой ПРО США. Именно поэтому сегодня следует особенно внимательно отнестись к вопросам организации непосредственного прикрытия всех или хотя бы основных объектов СЯС.
Одновременно в условиях сокращения боевого и численного состава войск и сил ПВО и их явной недостаточности необходимо в Военной доктрине государства закрепить возможность применения против агрессора любого оружия в случае нанесения им ударов по крупным населенным пунктам и объектам государства, разрушение которых влечет за собой гибель людей и крупные катастрофы техногенного характера.
Среди оперативно-стратегических и связанных с ними организационных проблем также следует выделить первоочередные.
Успешное решение задачи обеспечения безопасности РФ в воздушно-космической сфере во многом будет зависеть именно от создания системы ВКО как таковой. Однако, к сожалению, создавать именно систему пока никто не торопится. На сегодня в Минобороны до сих пор нет органа управления и даже должностного лица, ответственного за создание системы ВКО. А без «рулевого» систему не построить. Усилия всей промышленности, создающей вооружение ПВО и РКО, уже объединены в Концерне ПВО (ВКО) «Алмаз-Антей».
Но это вторично, задачу промышленности должен ставить тот, кому нужно это оружие. Учитывая, что создание системы - процесс очень трудоемкий и продолжительный по времени и должен опережать появление у противника в достаточном количестве соответствующих средств нападения, мы уже отстаем с формированием органа управления созданием этой системы.
В проводимой Минобороны реформе нашлось место Оперативно-стратегическому командованию (ОСК) ВКО, бригадам ВКО, но не нашлось места системе ВКО. Хочу подчеркнуть, что ОСК ВКО - это не надвидовое формирование стратегического уровня. В ходе реформирования ВВС в их составе в качестве войскового формирования оперативно-стратегического уровня создано новое по своему качеству объединение - Оперативно-стратегическое командование ВКО. Оно не имеет ударной авиации. Его основу составляют только силы ПВО-НПРО, выполняющие совместно со стратегической системой ПРО Москвы А-135 задачи прикрытия главного объекта страны и Центрального промышленного района от ударов СВКН. Боевой состав ОСК ВКО во много раз превышает состав других объединений и включает практически половину всех зенитных ракетных средств ВВС. Границы ответственности объединения охватывают территорию 25 областей и трех республик России. На этой территории находятся все стратегические объекты высших звеньев государственного и военного управления, сосредоточено около 20% промышленного потенциала и до 30% населения России, более 350 городов и 1100 городских поселков. Именно эта уникальность по составу и задачам и определяет оперативно-стратегический статус данного объединения ВВС.
ОСК ВКО - головной участок создаваемой системы ВКО государства. В его границах есть практически все информационные, огневые и управляющие компоненты будущей системы ВКО, а близость научных центров и предприятий промышленности создает благоприятные условия реализации новых технических решений. Именно здесь могут быть апробированы основные идеи и концептуальные положения создания полномасштабной системы ВКО. Головной участок должен явиться прообразом, опытным полигоном, если хотите - «лабораторией» по реальному апробированию и выработке путей создания системы ВКО в целом.
Создание в ВВС бригад ВКО может послужить хорошей базой для развития на их основе системы нестратегической ПРО на всех стратегических направлениях. Такие системы наряду с ОСК ВКО и соединениями войск ракетно-космической обороны как раз и будут являться составными частями общей системы ВКО государства. Сегодня именно так надо рассматривать их предназначение.
Важнейшей из оперативно-стратегических проблем создания системы ВКО государства является адекватность создаваемой системы уровню развития СВКН противника, формам и способам его применения. Сегодня изменился порядок подготовки и управления войсками в стратегических действиях ВС, объединения ВВС изменили основную форму своего применения. Для представителей промышленности до сих пор остаются открытыми вопросы состава, назначения и задач органов управления, а следовательно, состава и решаемых задач их АСУ и КСА. Необходимо уточнить эти задачи для их конкретной реализации в средствах управления, иначе созданные промышленностью комп-
лексы не будут соответствовать требованиям руководящих документов. Именно поэтому поиск и обоснование наиболее рациональных организационных структур, выполняющих задачи планирования и применения войск и сил ВКО, их развития, подготовки и всестороннего обеспечения, - важнейшая оперативно-стратегическая проблема.
И наконец самое важное - люди. Высококвалифицированные офицерские кадры, равноценно и в совершенстве владеющие и теоретически, и практически вопросами комплексного развития и применения войск и сил, выполняющих задачи ВКО, - это тот золотой фонд, над формированием которого необходимо постоянно и кропотливо работать. Это важнейшая из текущих задач строительства ВКО государства.
Комплексной подготовкой специалистов ПВО и РКО занималась единственная в наших ВС да и во всем мире Военная академия ВКО. Там была развернута уникальная система более 40 учебных командных пунктов и систем ПВО и РКО от стратегического до тактического звена управления, позволяющая комплексно готовить специалистов ВКО и проводить исследования. Активно велись работы по сопряжению в единый контур систем управления ПВО и РКО. К сожалению, сегодня подготовка специалистов РКО передана в Военную академию им. А. Ф. Можайского, не имеющую ни материальной базы, ни специалистов. Вместе с тем в войсках, в центральном аппарате Минобороны да и в НИИ такие специалисты наперечет, значит - практически нет их и в промышленности, а потребности в них все возрастают. Из-за недопонимания тенденции возрастания угроз национальной безопасности в воздушно-космической сфере, необходимости приоритетного создания системы ВКО уже сегодня видны существенные пробелы не только в разработке важнейших документов, но и в подготовке политических и военных руководителей высокого ранга.
Идет серьезное реформирование и в НИИ Минобороны. Ведущая в области ВКО научная организация - 2-й ЦНИИ МО переходит на новую оргштатную структуру, предполагающую практически вдвое сокращение военных научных кадров. В этих условиях необходимо принципиально менять подход к комплектованию и подготовке научных кадров, к стилю работы института. Текущими вопросами военные институты должны заниматься в меньшей степени, сосредоточив внимание на перспективе, давая научно обоснованные предложения по порядку строительства и развития видов ВС, создания и развития стратегических систем обороны государства.