Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Войскам противовоздушной обороны России - 95 лет


16 декабря 2009 года Борис Чельцов, ВПК


Окрепнув в боях Гражданской войны, пройдя тернистый путь различных преобразований в ходе мирного строительства, в годы Великой Отечественной войны Войска ПВО территории страны совместно с силами и средствами ПВО фронтов и флотов сохранили от разрушений с воздуха многие города, промышленные предприятия, железнодорожные коммуникации, обеспечили операции наших войск и сил флота на сухопутных и морских театрах действий и внесли существенный вклад в достижение победы. Война показала необходимость иметь заблаговременно развернутые и находящиеся в постоянной боевой готовности сильные Войска противовоздушной обороны.

 
По окончании войны в 1945-1946 годах проводится первая послевоенная реорганизация всей системы ПВО страны: 4 фронта и 3 армии ПВО были переформированы в 3 округа и 2 армии ПВО, значительное количество соединений и частей ПВО было расформировано. К октябрю 1946 года численность войск ПВО была сокращена на 104 тысячи и составила около 147 тысяч человек. В апреле 1946 года восстановлена должность командующего Войсками ПВО страны, на которую был назначен генерал-полковник М. Громадин. Дальнейшая история Войск ПВО - это борьба за выживание и развитие системы ПВО в условиях постоянных реформ.
 
Объединения ПВО расформировывались и вновь воссоздавались. Соединения ПВО переподчинялись военным округам, а из их состава выводилась истребительная авиация и включалась в состав ВВС. Ответственность за ПВО делилась на внутренние и приграничные районы, возлагалась на главкома Войск ПВО и командующих войсками военных округов и вновь возвращалась главкому. Несмотря на это, их развитие не прекращалось, и в конце 50-х годов на вооружение Войск ПВО поступают новые зенитные ракетные системы и авиационные ракетные комплексы перехвата, создается зенитная ракетная система ПВО Москвы.
 
В 60-х годах гонка вооружений делает новый виток. США испытывали свое новое оружие в ходе локальных войн в Сирии, Египте, Вьетнаме. Исполняя интернациональный долг, воины ПВО Советского Союза принимают участие в защите этих стран от ударов средств воздушного нападения агрессора. Советское оружие ПВО с честью зарекомендовало себя в этих войнах, показав высокую эффективность и надежность, приближая мирное урегулирование политических проблем.
 
США принимают на вооружение баллистические ракеты, их устремления все активнее направляются на освоение космоса в военных целях. В этот период благодаря активной деятельности руководства Войск ПВО и титаническому труду ученых, коллективов конструкторов и производственников в составе Войск ПВО страны зарождаются средства, а затем системы, способные вести борьбу с совершенно новым классом средств нападения, действующих через космос и из космоса.
 
С апреля 1967 года в составе Войск ПВО страны был создан новый род войск - войска противоракетной и противокосмической обороны, а позднее, с включением в их состав войск и системы предупреждения о ракетном нападении, они были объединены под названием Войска ракетно-космической обороны (первый командующий - генерал-лейтенант артиллерии Ю. Вотинцев). С этого времени Войска ПВО страны фактически становятся Войсками воздушно-космической обороны и основным фактором стратегического сдерживания от развязывания ядерной войны.
 
Противоракетную оборону Москвы от ударов стратегических БР противника осуществляло оперативно-тактическое объединение Войск ПВО - отдельный корпус ПРО. Принятая на вооружение в мае 1978 года система ПРО А-35 могла осуществлять перехват и уничтожение одиночных головных частей ракет. В 1988 году в состав корпуса ПРО были введены отдельный радиотехнический узел, оснащенный многофункциональной РЛС (МРЛС) «Дон-2Н», и новый КП ПРО. На стартовых позициях началась установка противоракет дальнего и ближнего перехвата. В 1989 году были завершены государственные испытания системы ПРО второго поколения А-135, которая и стала основным вооружением корпуса ПРО.
 
Система предупреждения о ракетном нападении к 1980 году представляла собой комплекс раннего обнаружения в полете БР, атакующих объекты на территории страны. В своем составе она имела командный пункт, две РЛС надгоризонтного обнаружения «Днестр» для выявления атакующих БР с основного северо-западного направления и комплекс «Крокус» - для доведения информации предупреждения до высшего руководства страны.
 
Две РЛС НГО «Днестр» были развернуты в районах Иркутска и Балхаша с основной задачей отслеживания информации со спутников Земли, которые могли обнаруживать БР с южного и юго-восточного направлений.
 
С провозглашением в США программы СОИ, появлением и развитием БРПЛ и БРСД во Франции и в Китае система ПРН была усилена космической группировкой на геостационарной орбите (система УС-КС) и стала многоэшелонной. К концу 1982 года в ее состав были введены две РЛС НГО «Днепр» (Мукачево и Севастополь), космическая система УС-К и узел загоризонтного обнаружения с РЛС «Дуга» (Комсомольск-на-Амуре). Для создания замкнутого радиолокационного поля обнаружения БР были созданы в 1984-м и в 1985 году заступили на боевое дежурство РЛС НГО «Дарьял» (Печора и Габала, Азербайджан). В качестве основного средства контроля старта БР и определения страны-агрессора была создана космическая система обнаружения УС-К. В 1989 году уже обеспечивалась стопроцентная гарантия надежности работы системы ПРН.
 
Система контроля космического пространства (СККП) создавалась для оповещения высших звеньев государственного и военного руководства страны о состоянии и изменениях космической обстановки, информационного обеспечения деятельности в околоземном космическом пространстве, контроля за соблюдением международных соглашений по использованию космического пространства. Задачи ККП решались центром контроля космического пространства, поставленным на боевое дежурство в 1975 году.
 
Сформированный впоследствии корпус ККП (1990) уже имел в своем составе Центр ККП, информационно-аналитический пункт, КП комплекса ПКО, отдельный радиотехнический узел распознавания космических объектов, отдельный оптико-электронный узел, узел связи и передачи данных.
 
Решение задач противокосмической обороны (ПКО) было возложено на командный пункт комплекса ПКО, поставленный на боевое дежурство в 1979 году. В апреле 1991-го был принят в эксплуатацию комплекс ПКО «ИС-МУ».
 
На ЦКП Войск ПВО активно велись работы по созданию единой АСУ войсками и силами противовоздушной и ракетно-космической обороны. Фактически СССР уже в то время создавал единую ВКО государства. Но даже такая целенаправленная работа не уберегла Войска ПВО от очередной реорганизации. В 1978-1980 годах приграничные округ и армии ПВО были вновь расформированы, их корпуса и дивизии ПВО, но уже без истребительной авиации переданы в военные округа. Но и эта реорганизация 24 января 1986 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была отменена.
 
Вновь восстанавливались объединения ПВО - 2, 6, 8, 10, 11-я армии ПВО, а вместо Бакинского округа ПВО была сформирована 19-я армия ПВО (г. Тбилиси), с их непосредственным подчинением главнокомандующему Войсками ПВО. Однако оперативное подчинение объединений ПВО сначала направлениям, а затем военным округам оставили.
 
В апреле 1987 года на военно-научной конференции руководящего состава МО СССР преемник главкома Войск ПВО П. Батицкого - прославленный летчик, Главный маршал авиации А. Колдунов, говоря о вреде продолжавшегося фактического растаскивания сил ПВО по военным округам, подчеркивал: «Главнокомандующий, на которого возложена ответственность за организацию противовоздушной обороны страны, оказывается практически лишенным возможности напрямую ставить задачи подчиненным ему приграничным частям ПВО». Позицию главкома не приняли. А зря.
 
Окончательно оформившийся в начале 1992 года распад СССР привел к тому, что Войска ПВО оставили за границами Российской Федерации три объединения, а их численность уменьшилась на 107 тысяч военнослужащих (21,4%). Сокращался боевой состав, снижались статус органов военного управления и численность воинских формирований, их обеспечения и охраны. Динамика изменения численности Войск ПВО носила исключительно т яжелый характер: 1993 год - 367,4 тысячи военнослужащих, 1994 год - 298 тысяч, 1995 год - 202 тысячи.
 
О сокращении группировок Войск ПВО позволяют судить следующие данные: с 1992 до 1996 года количество зенитных ракетных полков сократилось со 151 до 84, зенитных ракетных бригад - с 56 до 1, истребительных авиаполков - с 67 до 27, радиотехнических полков и центров - с 71 до 16. Несмотря на столь значительное сокращение боевого состава, удалось удержать обвальное сокращение боевых возможностей Войск ПВО. В конце 80-х - начале 90-х годов были завершены испытания и приняты на вооружение комплексные системы зенитной ракетной обороны главного объекта страны - система С-50 и система стратегической противоракетной обороны города Москвы А-135. Было произведено их функциональное и алгоритмическое сопряжение, началось практическое создание системы воздушно-космической обороны государства.
 
16 июля 1997 года указом президента РФ 
Б. Ельцина «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» Войска ПВО как вид ВС были ликвидированы. Этим указом преобразовывались: РВСН, ВКС и войска РКО Войск ПВО в вид ВС РФ - РВСН, а ВВС и Войска ПВО (без войск РКО) - в Военно-воздушные силы.
 
В нынешнем составе силы и средства ПВО ВВС способны выполнить задачи охраны гос-границы России в воздушном пространстве и противовоздушной обороны важнейших объектов государства. На их вооружение поступают новые образцы зенитных ракетных систем, истребителей, радиолокационных станций и систем управления.
 
Многолетняя и целенаправленная работа руководства Войск ПВО, а с 1998 года - и Военно-воздушных сил по обоснованию направлений создания ВКО нашего государства дала определенные положительные результаты: создана и успешно функционирует Объединенная система ПВО государств - участников СНГ, президентом РФ утверждены «Основные положения государственной политики Российской Федерации в области противовоздушной обороны»; разработана Концепция воздушно-космической обороны; спланированы и осуществляются мероприятия по совершенствованию системы ПВО государства и перевооружению войск на новую боевую технику. Внимание высшего государственного и военного руководства страны к разработке конкретной программы развития системы ВКО государства дает надежду на создание в ближайшем будущем средств, комп-
лексов и систем вооружения, способных вести борьбу со всеми СВКН противника.
 
В 2009 году теоретическая разработка вопросов создания и развития системы ВКО в новом облике ВС практически была завершена. Вместе с тем в реализации утвержденной президентом России 5 апреля 2006 года Концепции воздушно-космической обороны Российской Федерации остается целый ряд сложнейших проблем, без успешного решения которых систему ВКО создать невозможно.
 
Одна из них - отсутствие необходимой нормативной базы. Сегодня существуют только два нормативных документа, определяющих создание и развитие системы ВКО государства. Это указы президента РФ: первый - 1993 года «О противовоздушной обороне в Российской Федерации» с определением принципов создания ВКО и второй - упомянутая выше Концепция ВКО. В действующей Военной доктрине Российской Федерации и в Стратегии национальной безопасности вопросы воздушно-космической обороны не нашли своего отражения. Даже в Концепции строительства ВС РФ вопросам ВКО не уделено должного внимания.
 
Поэтому при разработке новой Военной доктрины нашей страны необходимо обеспечить адекватное отражение роли и места ВКО в системе обеспечения военной безопасности государства, а также однозначно зафиксировать состав стратегических сил сдерживания. Представляется, что они должны быть представлены не только стратегическими ядерными силами, но и всеми компонентами системы воздушно-космической обороны. Это послужит правильным ориентиром развития наших ВС.
 
В интересах создания ВКО следует стремиться с максимальной эффективностью использовать имеющиеся потенциалы противовоздушной и ракетно-космической обороны путем интеграции их элементов в единую систему, а при разработке техники и основ применения сил и средств, решающих задачи ВКО, целесообразно исходить не только из политических, но и из военно-технических угроз.
 
Для этого необходимо рассматривать прежде всего перспективные планы строительства и направленность подготовки ВС различных государств мира, а также имеющиеся и возможные в перспективе технические системы, которые в принципе могут быть применены с воздуха, из космоса и через воздушно-космическое пространство по объектам России. Разумеется, при этом необходимо учитывать их приоритеты, ожидаемые сроки появления и масштабы развертывания.
 
Но не следует забывать и о существующих системах и средствах высокоточного оружия - прогнозируемые темпы создания, например, КР и переоснащение на них значительных сил ВВС и ВМС США лишь подтверждают диалектику перехода количества в качество. По причине весьма существенного наращивания количества КР эти средства могут быть использованы уже в самом начале войны для нанесения удара по стратегическим ядерным силам, перенасыщая возможности системы управления ПВО и зенитного ракетного огня. Это позволит противнику нанести «разоружающий» удар, так как с учетом дальнейшего развития национальной ПРО США количество наших боевых блоков, доставленных к территории противника в ответном ударе, будет сведено к возможностям по их поражению системой ПРО США. Именно поэтому сегодня следует особенно внимательно отнестись к вопросам организации непосредственного прикрытия всех или хотя бы основных объектов СЯС.
 
Одновременно в условиях сокращения боевого и численного состава войск и сил ПВО и их явной недостаточности необходимо в Военной доктрине государства закрепить возможность применения против агрессора любого оружия в случае нанесения им ударов по крупным населенным пунктам и объектам государства, разрушение которых влечет за собой гибель людей и крупные катастрофы техногенного характера.
 
Среди оперативно-стратегических и связанных с ними организационных проблем также следует выделить первоочередные.
 
Успешное решение задачи обеспечения безопасности РФ в воздушно-космической сфере во многом будет зависеть именно от создания системы ВКО как таковой. Однако, к сожалению, создавать именно систему пока никто не торопится. На сегодня в Минобороны до сих пор нет органа управления и даже должностного лица, ответственного за создание системы ВКО. А без «рулевого» систему не построить. Усилия всей промышленности, создающей вооружение ПВО и РКО, уже объединены в Концерне ПВО (ВКО) «Алмаз-Антей».
 
Но это вторично, задачу промышленности должен ставить тот, кому нужно это оружие. Учитывая, что создание системы - процесс очень трудоемкий и продолжительный по времени и должен опережать появление у противника в достаточном количестве соответствующих средств нападения, мы уже отстаем с формированием органа управления созданием этой системы.
 
В проводимой Минобороны реформе нашлось место Оперативно-стратегическому командованию (ОСК) ВКО, бригадам ВКО, но не нашлось места системе ВКО. Хочу подчеркнуть, что ОСК ВКО - это не надвидовое формирование стратегического уровня. В ходе реформирования ВВС в их составе в качестве войскового формирования оперативно-стратегического уровня создано новое по своему качеству объединение - Оперативно-стратегическое командование ВКО. Оно не имеет ударной авиации. Его основу составляют только силы ПВО-НПРО, выполняющие совместно со стратегической системой ПРО Москвы А-135 задачи прикрытия главного объекта страны и Центрального промышленного района от ударов СВКН. Боевой состав ОСК ВКО во много раз превышает состав других объединений и включает практически половину всех зенитных ракетных средств ВВС. Границы ответственности объединения охватывают территорию 25 областей и трех республик России. На этой территории находятся все стратегические объекты высших звеньев государственного и военного управления, сосредоточено около 20% промышленного потенциала и до 30% населения России, более 350 городов и 1100 городских поселков. Именно эта уникальность по составу и задачам и определяет оперативно-стратегический статус данного объединения ВВС.
 
ОСК ВКО - головной участок создаваемой системы ВКО государства. В его границах есть практически все информационные, огневые и управляющие компоненты будущей системы ВКО, а близость научных центров и предприятий промышленности создает благоприятные условия реализации новых технических решений. Именно здесь могут быть апробированы основные идеи и концептуальные положения создания полномасштабной системы ВКО. Головной участок должен явиться прообразом, опытным полигоном, если хотите - «лабораторией» по реальному апробированию и выработке путей создания системы ВКО в целом.
 
Создание в ВВС бригад ВКО может послужить хорошей базой для развития на их основе системы нестратегической ПРО на всех стратегических направлениях. Такие системы наряду с ОСК ВКО и соединениями войск ракетно-космической обороны как раз и будут являться составными частями общей системы ВКО государства. Сегодня именно так надо рассматривать их предназначение.
 
Важнейшей из оперативно-стратегических проблем создания системы ВКО государства является адекватность создаваемой системы уровню развития СВКН противника, формам и способам его применения. Сегодня изменился порядок подготовки и управления войсками в стратегических действиях ВС, объединения ВВС изменили основную форму своего применения. Для представителей промышленности до сих пор остаются открытыми вопросы состава, назначения и задач органов управления, а следовательно, состава и решаемых задач их АСУ и КСА. Необходимо уточнить эти задачи для их конкретной реализации в средствах управления, иначе созданные промышленностью комп-
лексы не будут соответствовать требованиям руководящих документов. Именно поэтому поиск и обоснование наиболее рациональных организационных структур, выполняющих задачи планирования и применения войск и сил ВКО, их развития, подготовки и всестороннего обеспечения, - важнейшая оперативно-стратегическая проблема.
 
И наконец самое важное - люди. Высококвалифицированные офицерские кадры, равноценно и в совершенстве владеющие и теоретически, и практически вопросами комплексного развития и применения войск и сил, выполняющих задачи ВКО, - это тот золотой фонд, над формированием которого необходимо постоянно и кропотливо работать. Это важнейшая из текущих задач строительства ВКО государства.
 
Комплексной подготовкой специалистов ПВО и РКО занималась единственная в наших ВС да и во всем мире Военная академия ВКО. Там была развернута уникальная система более 40 учебных командных пунктов и систем ПВО и РКО от стратегического до тактического звена управления, позволяющая комплексно готовить специалистов ВКО и проводить исследования. Активно велись работы по сопряжению в единый контур систем управления ПВО и РКО. К сожалению, сегодня подготовка специалистов РКО передана в Военную академию им. А. Ф. Можайского, не имеющую ни материальной базы, ни специалистов. Вместе с тем в войсках, в центральном аппарате Минобороны да и в НИИ такие специалисты наперечет, значит - практически нет их и в промышленности, а потребности в них все возрастают. Из-за недопонимания тенденции возрастания угроз национальной безопасности в воздушно-космической сфере, необходимости приоритетного создания системы ВКО уже сегодня видны существенные пробелы не только в разработке важнейших документов, но и в подготовке политических и военных руководителей высокого ранга.
 
Идет серьезное реформирование и в НИИ Минобороны. Ведущая в области ВКО научная организация - 2-й ЦНИИ МО переходит на новую оргштатную структуру, предполагающую практически вдвое сокращение военных научных кадров. В этих условиях необходимо принципиально менять подход к комплектованию и подготовке научных кадров, к стилю работы института. Текущими вопросами военные институты должны заниматься в меньшей степени, сосредоточив внимание на перспективе, давая научно обоснованные предложения по порядку строительства и развития видов ВС, создания и развития стратегических систем обороны государства.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии



Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer