Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Русский гамбит, или кому нужно банкротить "Аэрофлот-Карго"?


23 октября 2009 года Екатерина Соболь, Aviation Explorer


Вчера решением Московского областного арбитражного суда по иску ИФНС по Солнечногорскому району было ликвидировано юридическое лицо ЗАО "Аэрофлот-Карго". Решение арбитража вступит в силу 21 ноября 2009 года. Контроль за ликвидацией юрлица, согласно решению суда, будет осуществлять «Аэрофлот - Российские авиалинии». В череде банкротств из-за кризиса, ситуация с «Аэрофлот-Карго», считают эксперты, уникальная. Некоторые из них даже высказывают мнение, что создавали эту авиакомпанию с абсолютно конкретными целями и едва ли делали ставку на ее долгую и прогрессивную работу.

По информации источника в авиакомпании, процедура ликвидации, согласно законодательству, должна осуществляться в два этапа – сначала в течение 270 дней будет проведена собственно сама процедура ликвидации, а потом за 90 дней будут урегулированы технические вопросы.

 Три самолёта MD-11 перейдут на «баланс» Аэрофлота. По договоренности с материнской компанией, сначала они будут «возвращены» лизингодателю, а потом переданы «Аэрофлоту» по новому договору лизинга. К слову, в прошлом такая же комбинация уже была проделана, но в обратном направлении. Договор лизинга на эти три самолета первоначально был заключен 11 августа 2006 года непосредственно на «Аэрофлот - Российские авиалинии», который предоставлял лайнеры «Аэрофлот-Карго» по договору субаренды. Далее лизинговый контракт был перезаключен непосредственно на «Аэрофлот-Карго» и самолёты постепенно передавались новому эксплуатанту. С тех пор «Аэрофлот-Карго» успела заключить договор лизинга на еще три таких лайнера. Один из них был готов к передаче 20 марта этого года, но, с уходом 25 марта Валерия Окулова и вступлением в должность нового генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, приемка самолета была отложена. Первый из этих самолётов (условно четвертый) уже конвертирован и выкрашен в цвета «Аэрофлот-Карго». Однако, по имеющейся у Aviation Explorer информации, Аэрофлот не выполнил перевода этого контракта на себя, поэтому судьба данных самолётов неизвестна. Впрочем, судьба трех «летающих» MD-11 (под флагом «Аэрофлот-Карго» на сегодняшний день) тоже туманна. Большая часть технического персонала, обслуживающего эти самолеты, по договоренности сторон, должна будет уйти из авиакомпании до 1 января 2010 года. Скорее всего, при увольнении им просто выплатят компенсацию, после чего в компании останутся лишь юристы, которые будут проводить процедуру ликвидации. 1 января 2010 года самолеты перевозчика перестанут летать, - уверяет источник в авиакомпании.

Возобновиться грузовая деятельность должна после 1 марта – уже под флагом материнской компании. В данный момент начата процедура включения нового типа воздушного судна в сертификат эксплуатанта Аэрофлота. Но если самолеты встанут на такое длительное время, большинство заказчиков уйдут к другим перевозчикам. «Ждать возобновления полетов они не будут», - уверен эксперт. Более того, и на пилотов MD-11 уже «встают в очередь другие авиакомпании». Так что, по сути, работа в области перевозки грузов в «Аэрофлоте» может ограничиться лишь грузами, перевозимыми в «багажниках» пассажирских лайнеров. Между тем, «Аэрофлот Карго» был не столь уж убыточным, как это пытались представить руководители Аэрофлота. "Похоже, изначально авиакомпания создавалась именно для банкротства", - говорит главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров. Самолеты в Китай и Германию летали полностью загруженные, и спрос на услуги авиакомпании был огромным.

Что касается долгов в 6 млрд. рублей, анонсированных ранее, то их львиная доля образовалась в результате, без преувеличения, кабального договора фрахта на багажные отделения пассажирских лайнеров самого Аэрофлота. Этот контракт был, по заверению представителей авиакомпании, подписан под давлением топ-менеджмента головной структуры. Мало того, что тарифы по этому договору были в полтора раза выше рыночных, но и платить «Аэрофлот-Карго» должен был не за фактически использованную емкость, а за все свободное пространство багажников, которое порой увеличивалось по причине недостатка пассажиров на рейсе. Например, смог «Аэрофлот-Карго» заполнить оставшееся после посадки пассажиров пространство в грузовом отсеке рейса «Москва-Анталия» или нет – никого не волновало. А если рейс улетел пустым, без пассажиров, значит «Аэрофлот-Карго», даже если у него в данный момент нет груза, платил за весь багажный отсек.

Таким образом, чем больше свободного места оставалось в самолётах «Аэрофлота», тем быстрее рос долг «Аэрофлота-Карго». Далее – по схеме: информация о гипотетической прибыли с продажи багажных емкостей заносилась в отчеты «Аэрофлота», и показатели росли, как на дрожжах. Такой договор фрахта делал «Аэрофлот-Карго» заведомо убыточным предприятием и мог быть подписан представителями «Карго» только под давлением Аэрофлота – это очевидно. Интересно вспомнить и другой факт. В своё время «Аэрофлот» заключил с Правительством РФ джентльменское соглашение, согласно которому «Аэрофлот – Российские авиалинии» освобождался от выплаты ввозных пошлин за западную авиатехнику, а взамен пообещал приобрести новые отечественные самолёты Ил-96-300. Несмотря на то, что от пошлин за А320 «Аэрофлот» действительно был освобожден, он, под разными предлогами, всячески затягивал процесс покупки Ил-96-300. Спор «Аэрофлота» с лизингодателем на этот счет не раз рассматривался в суде. Между тем, после создания «Аэрофлот-Карго» Валерий Окулов пошел на мировую и заявил, что готов взять грузовую версию этих самолетов - Ил-96-400Т. И чуть позже, после подписания контракта с ИФК, «Аэрофлот–Карго» сделал невозвратный аванс в размере $5 млн. При этом, вновь было сделано всё для того, чтобы новые самолеты так и не поступили в распоряжение «Карго». По мнению, расхожему в кулуарах авиационного мира, одним из предлогов отставки Валерия Окулова была именно ситуация вокруг «Аэрофлота-Карго». Тем не менее, были просчеты и у самого руководства «Карго». Здесь можно вспомнить про пятилетий лизинговый контракт на самолёты В737, подписанный на кабальных условиях.

Впоследствии отказаться от этого контракта не удалось, хотя самолёты с начала 2009 года в компании не эксплуатируются, а немалые лизинговые платежи выплачиваются по сей день. Смена руководства в «Аэрофлоте» не облегчила жизнь грузовой компании. Вначале Виталий Савельев был настроен позитивно в отношении «Аэрофлот-Карго», но потом его стратегия резко изменилась. Так, недавно самолеты «Аэрофлот-Карго» пытались исключить из Бермудского регистра – как бы для ускорения процедуры передачи. Выяснилось, что инициатива исходила от головной компании. Но, поскольку это грозило незапланированной остановкой полетов в разгар высокого сезона, летающие лайнеры удалось отстоять. Удар прошел и по кадрам. Согласно установке свыше, с осени прошлого года в «Аэрофлот-Карго» под сокращение попало более 50% сотрудников. Сейчас из 520 осталось лишь 200. 

 Интересно, что после решения Совета директоров о «принятии к сведению» банкротства «Аэрофлот-Карго» и подаче иска ИФСН о ликвидации компании, активы которой были отрицательными, ИФСН поручено «Аэрофлот-Карго» провести финансовое оздоровление авиакомпании. Но 20 октября в офисе «Аэрофлот-Карго» раздался звонок – Виталий Савельев попросил руководство перед судом «ничего не делать». Логика всего происходящего понятна лишь идеологам проекта «Аэрофлот-Карго». Однако, те, кто непосредственно руководил этим процессом, сейчас в авиакомпании не работают. Валерий Окулов в настоящий момент – заместитель Министра транспорта, а первый генеральный директор «Аэрофлот-Карго» Андрей Горяшко руководит другой грузовой авиакомпанией в Германии. Мнения о том, зачем нужно было создавать авиакомпанию, чтобы с первого дня ее существования делать все возможное для её скорого банкротства, различны. Некоторые считают, что банкротство в целом успешного проекта – тонкая игра другого крупнейшего игрока в области грузовых перевозок. Прочие специалисты полагают, что затея с «Аэрофлотом-Карго» с самого начала была продуманной комбинацией. С помощью этой жертвы, можно было в течение нескольких лет увеличивать прибыль на бумаге и, заодно, уклониться от обязательств по покупке отечественных лайнеров. 

Вот такой он – русский гамбит.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer