Ровесник Первой мировой, Виктор Михайлович Лавский за свою жизнь прошел три войны - испанскую, финскую и Великую Отечественную. После окончания в 1936 году Харьковской летной школы (а до этого он работал в вагонном депо и на метеостанции, учился на рабфаке в Институте железнодорожного транспорта) он получил предложение отправиться в «государственную командировку» в Испанию.
- Туда в то время стремились многие, особенно молодежь, - вспоминает Виктор Михайлович. - Но нужны были специалисты - летчики, штурманы, танкисты, артиллеристы.
Официально СССР в эту страну своих военнослужащих не направлял. Советские военспецы находились на той войне под вымышленными именами. Виктор Лавский границу пересек по документам метеоролога Любарского, а уже в Испании стал Хуаном Педро Валенсиано. Эскадрилья советских летчиков, где он воевал, в составе 12 самолетов базировалась по всей стране, участвуя в поддержке наземных войск.
Боевая работа наших военных авиаторов была крайне важна для республиканских войск. От ее результативности зависело многое. Однажды, это было под Сарагосой, экипаж Лавского «вскрыл» во время разведки вражеский аэродром с 60 самолетами. Летчики установили позиции зенитных батарей, стоянки самолетов, определили наиболее удобные подходы к цели. На рассвете наши самолеты совершили налет на аэродром противника и уничтожили его.
За время своей испанской командировки Виктор Лавский совершил 96 боевых вылетов. Причем 36 из них пришлись на воздушную разведку - один из наиболее сложных и опасных видов применения авиации, когда действовать приходилось без прикрытия. Летал на бомбардировщике СБ - скоростном, двухмоторном, с экипажем из трех человек. Это была довольно современная машина, во многом превосходившая в ту пору самолеты производства Германии и Италии. Правда, немцы стремительно модернизировали свою технику, используя для этого в том числе и опыт боевого применения своей авиации в Испании.
Дважды самолет Лавского был сбит. Один раз это случилось под Мадридом. «Трассеры» пробили радиаторы жидкостного охлаждения, двигатели застопорились. Самолет, едва перетянув линию фронта, сел на брюхо в винограднике. Летчик и штурман в бою и при посадке не пострадали: от огня их защитила бронированная спинка сиденья пилота. А вот сидевший в хвосте испанец, воздушный стрелок, при обстреле получил ранение в ногу. К счастью, рана оказалась неопасной. Экипаж благополучно добрался до аэродрома своих войск на автомобиле.
Другой раз их подбили во время Теруэльской операции. «Мессеры» вывели из строя один мотор. С большим трудом экипаж довел израненную машину до своей базы.
- Языковой барьер между нами и испанцами преодолевался довольно быстро, - вспоминает Виктор Михайлович. - Уже через месяц я понимал, а еще через месяц мог сносно объясняться с испанскими товарищами. Даже писал разведдонесения на испанском. В свою очередь и испанцы, с которыми мы вместе летали, также успешно осваивали русский.
Всякое бывало на той войне. Гражданской войне. Одно время наши самолеты страдали от перехватов вражескими истребителями. Казалось, противник будто поджидал их в условленном месте. Виктор Лавский как-то посоветовал летчику сменить заданную высоту полета: с двух до четырех тысяч метров. Уже в полете они заметили группу вражеских истребителей. Как раз на их плановых двух тысячах... Перед окончанием командировки они узнали, что в штабе у республиканцев работал шпион. Передавать сведения труда ему не составляло: по всей Испании даже во время войны работала обычная телефонная связь.
Командировка молодого штурмана должна была продлиться 4,5 месяца. Но получилось в два раза дольше.
- Смена из Советского Союза для нас была готова, - рассказывает Виктор Михайлович. - Но грянул 1937 год, и те, кто готовил летчиков, неожиданно оказались «врагами народа». Подготовленная смена была отменена, и нам пришлось выполнять боевые задачи еще один срок.
Со своей первой войны Виктор Михайлович вернулся в феврале 1938 года. На груди у 23-летнего офицера сияли два ордена боевого Красного Знамени. В 1939-1941 годах Виктор Михайлович - слушатель Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. И в этот же период он в должности штурмана авиаэскадрильи участвует в советско-финляндской войне, где совершает 21 боевой вылет. Его боевая «стажировка» продлится три месяца.
Воевать в условиях холодной, снежной зимы было непросто. К тому же задания экипажа Виктора Лавского порой носили особый характер. Под руководством известного полярного летчика Героя Советского Союза Ивана Спирина они отвечали за розыск сбившихся с курса советских самолетов.
- Требовалось не только обнаружить пропавшую машину, - вспоминает Виктор Лавский, - но и спасти ее, то есть поднять в воздух, вернуть и самолет, и летчика на аэродром.
Заблудиться в тех местах было нетрудно: однообразный заснеженный пейзаж, минимум ориентиров. К счастью, была и масса возможностей для удачной посадки. Импровизированными аэродромами для потерявших свои базы самолетов становились многочисленные озера. Здесь пропавшие машины и находил экипаж Лавского. Опыт и отличные штурманские навыки помогали ему справиться с этой задачей.
- Мы приземлялись рядом, на то же озеро, благо самолеты были оборудованы лыжами, а толщина льда из-за морозов позволяла принимать даже тяжелые машины, - вспоминает Виктор Михайлович. - Отогревали лампами АПЛ двигатель севшего на вынужденную самолета, вручную раскручивали лопасти пропеллера и запускали мотор. Затем поднимали машину в воздух, взлетали сами и вместе шли до своего аэродрома.
Естественно, что отогревать нужно было и застрявшего на озере пилота. В поисковый самолет предусмотрительно брался запас еды. За время финской кампании таких летчиков, спасенных экипажем Виктора Лавского, набралось более десятка, почти из каждого нашего авиаполка.
Великую Отечественную офицер встретил в должности штурмана авиаполка ближних бомбардировщиков Су-2. Уже в первые дни войны за успешно выполненные шесть боевых вылетов (на седьмом его одномоторный деревянный самолет с перкалевой оболочкой был сбит, пилот с большим трудом дотянул горящую машину до своей территории) он был представлен к ордену Красной Звезды. В период битвы за Сталинград Виктор Михайлович участвовал в выполнении ответственного задания в штабе фронта: занимался разработкой плана боевого применения авиасоединений по окружению группы немецких войск. За участие в разработке этого плана Лавский получил третий орден Красного Знамени. Четвертым и пятым орденами Красного Знамени он был награжден за боевые полеты и штурманскую подготовку боевого применения авиации при освобождении Севастополя и Чехословакии.
Великую Отечественную войну Виктор Лавский прошел на Юго-Западном, Сталинградском, 4-м Украинском фронтах. Занимал должности главного штурмана маневренной авиагруппы фронта, старшего штурмана истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии, заместителя главного штурмана и начальника отдела штаба авиационного объединения.
- В чем, говорите, заключается «штабная» работа штурмана? - спрашивает Виктор Михайлович. - В те годы наземных технических средств самолетовождения почти не существовало. Главными в работе штурмана были хорошая визуальная ориентировка, умение четко сличать карту с местностью. Для этого штурманам надо было иметь достаточную подготовку. Ее организацией и занимался штурманский отдел.
Перед выходом на задание до штурманов всех экипажей доводился порядок работы, рассказывалось об особенностях ориентиров.
- Нужно было детально разобрать, как и за что «цепляться» в полете, - рассказывает Виктор Михайлович. - Назначались также послеполетные разборы. Например, кто-то при выполнении задания оторвался, сел не на свой аэродром. Почему, выясняли вместе. Зачастую причиной происшествия как раз и оказывались невнимание, неумение штурманов работать с картами, сличать их с местностью.
Если не было боевых вылетов, для штурманов всегда назначалась учеба. За это также отвечал Виктор Лавский. То, что штурманская работа - это предельное внимание и постоянный самоконтроль, он уяснил еще в Испании. Во время той командировки в его машине как-то отказал магнитный компас. Начал показывать направления, не схожие с реальной обстановкой. Штурмана Лавского тогда выручило умение работать по наземным ориентирам. Только благодаря своей наблюдательности он сумел вывести самолет на нужный аэродром. По прилете обнаружилось, что в корпус компаса попало звено металлической ленты от бортового пулемета ШКАС. Из-за этого компас и показывал невесть что...
После войны в течение пяти лет Виктор Лавский был начальником отдела штурманской службы Главного штаба ВВС. В 1950 году его как опытного боевого специалиста назначают главным штурманом военной авиации экспедиции «Север-5». В условиях обострения политических отношений между двумя мировыми системами эта экспедиция выполняла сложнейшие задачи, связанные со строительством аэродромов на дрейфующих льдах Арктики, с использованием их боевой авиацией в случае необходимости. От летного состава в арктических широтах требовалась особенно высокая штурманская подготовка. Виктор Михайлович лично многократно вылетал на Северный полюс, выбирал льдины для аэродромов, обучал экипажи и лидировал самолеты на ледовые площадки. За выполнение этого уникального и ответственного правительственного задания Виктор Лавский был удостоен шестого ордена Красного Знамени.
В 1952-1971 годах В.М. Лавский - главный штурман - начальник управления Войск противовоздушной обороны приграничной линии, главный штурман 10-й воздушной армии, а затем и главный штурман ВВС - начальник управления Главного штаба ВВС. В этой должности он пробыл 14 лет, дослужившись до генерал-лейтенанта авиации. Последняя должность перед увольнением - начальник штурманского факультета ВВА им. Ю.А. Гагарина.
За время службы Виктор Лавский освоил большое количество типов боевых самолетов. Летал, будучи и при генеральских погонах. Он, в частности, оказался первым генералом, освоившим бомбардировщик Ту-22. Машина эта тогда только-только вводилась в строй, нередкими были аварии и катастрофы. Требовалось время, чтобы довести самолет. Генералу можно было и повременить с полетом. Но Лавский специально прошел обучение и провел вылеты на этой технике, освоив ее, выполнив учебные бомбометания.
Летал он и на истребителях. Однажды, уже после войны, заместитель командующего одной из воздушных армий решил «укатать» штурмана, имевшего к тому времени опыт полетов лишь на «тихоходных» по сравнению с истребителями бомбардировщиках. Поднялись в небо и сразу начали закладывать пируэты. В итоге лихой летчик «укатался» сам. Лавский, находившийся в кабине в качестве пассажира, на виражах применял свой «маневр»: опускал голову к коленям. Это препятствовало оттоку крови. Находчивость и опыт помогли штурману после приземления остаться на ногах. В отличие от того лихого «истребителя»...
Он всегда был верен своему курсу. И в небе, и в жизни. Уйдя в запас, а затем в отставку, Виктор Михайлович не расстался с авиацией. 15 лет он трудился начальником отдела и старшим научным сотрудником в управлении воздушным движением Аэрофлота. Написал кандидатскую диссертацию, а также ряд руководящих документов, пособий, наставлений и справочников по штурманскому делу. Кроме того, Виктор Михайлович - профессор Академии военных наук РФ.
Родина высоко оценила его заслуги. Виктор Лавский - кавалер шести орденов Красного Знамени, четырех орденов Красной Звезды, трех орденов Отечественной войны. Он также удостоен ордена Почета и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. За целенаправленную работу в интересах общества Виктор Михайлович награжден орденом Преподобного Святого Князя Московского Даниила.
А в 1965 году генерал-лейтенант Виктор Лавский был одним из первых удостоен звания «Заслуженный военный штурман СССР», учрежденного в том же году указом Президиума Верховного Совета. Ему был вручен знак за номером 2. Вместе с Виктором Михайловичем кавалерами этого звания стали главный штурман авиации ВМФ полковник Виктор Гриша (он в списке награжденных шел по алфавиту первым и получил знак № 1), а также главный штурман Дальней авиации Герой Советского Союза генерал-майор Федор Яловой. В семейном архиве генерала Лавского до сих пор хранится тот августовский номер «Красной звезды» с указом Президиума Верховного Совета о присвоении ему и еще двум военным авиаторам высокого звания «Заслуженный военный штурман СССР».
Сын Виктора Михайловича пошел по стопам отца. Сергей Викторович Лавский окончил военный вуз, служил в авиации на инженерных должностях, занимался научной работой. В запас вышел в звании полковника. А вот среди внуков и правнуков Виктора Михайловича военных авиаторов нет и, похоже, не предвидится. У генерала - три внучки, три правнучки...
В свои 95 Виктор Лавский не сидит без дела. Телефон в его московской квартире молчит редко. Генерал участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи, старается помогать людям по мере своих сил и возможностей, ведет активную общественную деятельность.
Некоторые дела, которые были сделаны Виктором Михайловичем в последние годы, имеют не просто зримое очертание, но и по-настоящему знаковое значение. Так, несколько лет назад при непосредственном участии генерал-лейтенанта в отставке Лавского и другого боевого летчика - Героя Советского Союза Александра Осипенко, тоже генерала в отставке и участника испанских событий, был создан памятник советским добровольцам, воевавшим в Испании.
Монументальный комплекс, изготовленный в нашей стране, был доставлен в Мадрид и установлен на муниципальном кладбище Фуэнкарраль, расположенном в пригороде испанской столицы. Монумент представляет собой половину триумфальной арки, возвышающейся над наклоненной картой Испании, в землю которой уходят ряды добровольцев. Рядом - фигура женщины, символизирующая Родину-мать, которая скорбно провожает их взглядом.
Виктор Лавский был не только одним из инициаторов создания этого памятника. Он лично участвовал в установлении имен погибших на испанской земле советских воинов (всего с той войны не вернулись 198 наших соотечественников). Генерал также занимался и решением большого количества организационных вопросов. Сегодня посещение монумента на кладбище Фуэнкарраль является непременной частью программ визитов российских официальных делегаций в Испанию. Регулярно бывают здесь и ветераны испанских событий. К великому сожалению, их с каждым годом остается все меньше...
В преддверии 95-летнего юбилея генерал-лейтенанта Лавского, который он отметит 19 октября, с поздравлениями и добрыми пожеланиями этому легендарному человеку через нашу газету обратился коллектив штурманской службы Военно-воздушных сил и Совета ветеранов штурманской службы ВВС.
- Нашей службе, являющейся, без преувеличения, одной из важнейших служб Военно-воздушных сил, есть чем и кем гордится, - сказал главный штурман ВВС России полковник Михаил Звягин. - В числе таких людей и генерал-лейтенант авиации в отставке Виктор Михайлович Лавский.
- На примере Виктора Михайловича воспитано уже не одно поколение штурманов, которые достойно и самоотверженно выполняют свой воинский и профессиональный долг, - отметил главный штурман ВВС РФ в 2002-2008 годах, заслуженный военный штурман РФ генерал-майор запаса Сергей Нужин.
Редакция «Красной звезды» присоединяется к поздравлениям юбиляру и желает Виктору Михайловичу такой же нескончаемой жизненной энергии, крепкого летного здоровья, бодрости духа и оптимизма. С юбилеем Вас, товарищ генерал!