Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктивная "Мутация бабочки в лягушку"


2007 год Юрий Фролов, Авиапанорама №5 (97)


Всем известна простота конструкции обратного клапана лепесткового типа, применяемая как автоматическое запирающее устройство трубопровода при обратном потоке транспортируемого газа или жидкости. Широко распространенная во всем мире конструкция, авиационными механиками названа красивым именем - butterfly ('бабочка'). Таким ли безобидным оказалось это 'насекомое' при эксплуатации в самолете Ту-154?

Действительно, подпружиненные лепестки округлой формы в полуоткрытом положении напоминают крылья бабочки. Гораздо хуже, когда эти стальные крылышки, истерев насквозь свои ушки, соединяющие их с осью вращения или перетерев сами оси, подхваченные потоком транспортирующего по трубе воздуха оказываются в кранах, заслонках, или разогнавшись с потоком, насквозь пробивают стальные стенки трубопроводов.
 
При эксплуатации воздушных систем высотного оборудования Ту-154 и Ту-134 с этим явлением конструкторы столкнулись давно. Изучение остатков разрушенных обратных клапанов показало, что возможной причиной быстрого перетирания стальных осей и ушек является интенсивные колебания лепестков, вызванные воздействием пульсирующего потока воздуха на подпружиненный плоский элемент лепестка. Поток стремиться открыть клапан, пружина закрыть. Лепестки в какой-то момент вступают в автоколебания с малой амплитудой, но большой частотой. Высококачественные жаропрочные стали перетираются в считанные часы работы системы. Разработчики обратных клапанов рекомендовали устанавливать обратные клапаны на прямых длинных участках трубопроводов, обеспечивая до и после обратного клапана длинные прямые участки труб. При тесной и насыщенной компоновке на самолете это требование практически не выполнимо, да и практика эксплуатации обратных клапанов лепесткового типа на самолете Ту-154 показала, что после выполнения этих рекомендаций их ресурс все равно остается недостаточным.
 
Были попытки решить вопрос установкой перед клапаном специальной вставки-решетки, успокаивающей пульсацию потока воздуха. Однако и эти демпфирующие колебательные процессы вставки не дали большого положительного эффекта. Ресурс обратного клапана 4672, установленного в СКВ (системе кондиционирования воздуха) самолета Ту-154 после установки решетки с 600 летных часов возрос до 1200 летных часов, но это недопустимо мало при ресурсе самолета 60000 летных часов и межремонтном ресурсе 30000 летных часов.
 
Конструкторы отдела высотного оборудования ОАО 'Туполев' решились даже рискнуть и разработали антиобратный клапан, который был открыт пружиной при прямом потоке воздуха и закрывался, преодолевая усилие пружины при обратном потоке воздуха. При этом в открытом положении лепестки не были прижаты друг к другу образуя небольшой угол, что обеспечивало закрытие клапана при обратном потоке воздуха. Вновь больших успехов достигнуто не было. Лепестки на каких-то режимах вновь вступали в автоколебания - и все повторялось сначала. Казалось, задача простыми методами не может быть решена. Тогда появилась мысль, что если с автоколебаниями справиться нельзя, надо сделать такие лепестки, которые, даже оторвавшись с оси вращения, не смогут двигаться по трубе. Диаметр лепестка-заслонки должен быть соизмерим с диаметром трубы. Эта мысль и привела к конструкции обратного клапана в виде цельной заслонки, ось поворота которой смещена от центра трубы и вынесена из плоскости заслонки. При этом разумеется, можно было отказаться от обеспечения герметичности притиркой плоских поверхностей лепестков и седла корпуса клапана, проще и технологичнее круглую заслонку герметизировать в корпусе конусной поверхностью.
 
Диаметр оси поворота, тем не менее, увеличили во много раз и ввели подшипниковую бронзовую втулку, тем самым заслонка поворачивается в бронзовых подшипниках, что должно было значительно увеличить ресурс обратного клапана. Так как теперь обратный клапан открывается и закрывается только за счет разности поверхностей заслонки над и под осью поворота под давлением потока, отпала необходимость в пружине. Однако последнее привело к тому, что в свободном состоянии, без потока в трубопроводе, обратный клапан приоткрыт, так как вертикаль, проходящая через центр тяжести заслонки, не проходит через ось поворота. В эксплуатации это привело к тому, что при слабом обратном потоке воздуха обратный клапан не закрывается. Однако с этим легко справиться, повернув клапан в трубе так, чтобы ось поворота заслонки клапана не была горизонтальна. Чем она ближе к вертикали, тем меньший поток закроет клапан, при вертикальном положении оси поворота клапан становится дверцей. Так конструкторами ОАО 'Туполев' на смену обратным клапанам лепесткового типа был создан обратный клапан гравитационного типа, который в настоящее время успешно пройдя лабораторно-стендовые испытания в ГосНИИ ГА, подконтрольную эксплуатацию на самолете Ту-154M, при непосредственном участии ремонтного завода ОАО 'ВАРЗ-400', устанавливается по бюллетеням взамен обратных клапанов 3203,4672,4477, 4488 на всем парке самолетов Ту-154Б и Ту-154М.
 
Лидеры семейства гравитационных обратных клапанов на самолете Ту-154М наработали более 10000 летных часов, и кроме незначительной выработки бронзовых подшипников, легко устранимой их заменой, замечаний от эксплуатирующих предприятий нет. ЗАО 'Росаэро' (г. Жуковский) организовало серийное производство обратных клапанов гравитационного типа, которое обеспечивает своевременное выполнение бюллетеней по замене обратных клапанов на всем парке самолетов Ту-154В и Ту-154М.
 
ФГУ Роспатент принято решение о выдаче патента на изобретение 'Обратный клапан для горизонтального трубопровода' приоритет от 25.08.2006 года. Заявка №2006130674/06(033333).



комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья



Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer