Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вытянет ли "Бурлак"?


27 апреля 2005 г. ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВ, МОСКВА - РЫБИНСК - МОСКВА , "газета "Воздушный Транспорт", №10"


        'Сатурн' предоставил модернизированный двигатель Д-30КП третьей серии

        Радушные хозяева, пригласив группу московских журналистов в Рыбинск, предоставили нам возможность ознакомиться с работой 'Сатурна' и даже побывать на испытаниях того самого 'Бурлака', взглянуть на который в тот же день из столицы прибыла представительная делегация с представителями Минобороны, генштаба и других госведомств.


        Двигатели Д-30КП установлены на транспортном самолете Ил-76Т/ТД, военно-транспортном Ил-76МД, топливозаправщике самолете дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и самолете-амфибии А-40.

        Как известно, в современных условиях эксплуатации Ил-76 осуществляется в двух крупных сегментах: коммерческие грузовые перевозки и транспортные операции государственных служб и ведомств - ВВС, ФСБ, МВД, МЧС. В России сейчас эксплуатируется в обшей сложности 491 самолет, в том числе 157 бортов - в гражданской авиации. Более 300 машин летают за рубежом. Большая часть из этих самолетов - около 70% - находится в эксплуатации 10-15 лет, приближаясь ко второй половине жизненного цикла. И понятно, что возникла настоятельная потребность в его 'омоложении', тем более, что излишне шумные двигатели делают Ил-76 персоной нон грата в аэропортах Западной Европы и Америки.

        А предложенный НПО 'Сатурн' вариант 'малобюджетной' ремоторизации Ил-76МД и Ил-78 двигателями Д-30КП-3 'Бурлак' в процессе капитального ремонта позволит не только поддержать военно-транспортные самолеты в боевой готовности, но и обеспечить значительное улучшение летно-технических характеристик: повышение тяги, уменьшение расхода топлива, снижение шума, увеличение ресурса, снижение эмиссии.

        Это глубокая модернизация серийно производящегося на рыбинском предприятии базового двигателя Д-30КП 2-й серии для самолетов Ил-76. Она заключается в замене 3-ступенчатого компресса низкого давления на одноступенчатый вентилятор и увеличении степени двухконтурности с 2.2 в базовом варианте до 3.65 в Д-30КП-3 'Бурлак'. Применение высокоэффективного малошумного вентилятора в сочетании с увеличением степени двухконтурности позволит снизить удельный расход топлива в двигателе примерно на 10%, увеличить ресурс и обеспечить его соответствие стандартов Главы 4 ICAO по шуму и эмиссии.

        Над программой 'Бурлак' НПО 'Сатурн' работает с середины 2003 года. В настоящее время завершен первый этап стендовых испытаний, по результатам которых будет определена типовая конструкция двигателя для сертификационных испытаний. Сертификация намечена на первый квартал 2007 года.

        Одновременно 'Сатурн' активно работает с ОАО 'Ильюшин' по привязке двигателя к Ил-76: сформировано техническое задание, определены ЛТХ самолета, прорабатываются установка двигателей на самолет и инвестиционный проект моторизации парка Ил-76. На предприятии проведена технологическая подготовка производства, отработана технология изготовления лопаток вентилятора.

        Техническим заданием на проектирование Д-30КП-3 'Бурлак' ставилось целью повысить тягу двигателя с 12 до 13 тонн. Однако в ходе стендовых испытаний удалось не только достичь намеченного результата, но и превысить его, вплотную приблизившись к 14 тоннам. Рыбицы уверяют, что именно этот показатель при последующей доводке и станет нормой. Большая тяга двигателя позволит увеличит взлетный вес самолета до 195 тонн, взлетать с более короткой ВПП, сохранять взлетную тягу при более высокой температуре окружающей среды - до +30њС. Конструктивные особенности 'Бурлака' позволяют за счет снижения температуры перед турбиной на 40 градусов повысить срок службы горячей части двигателя и двигателя в целом, а также значительно увеличить межремонтный и назначенный ресурсы, календарные сроки его службы.

        Этот двигатель позволяет снизить удельный расход топлива с 0,17 до 0,64 кг/кг час, что дает возможность экономить до 18% горючего в час. За счет этого достигается увеличение дальности полета доля повышения коммерческой нагрузки.

        Гендиректор ОАО 'НПО 'Сатурн' Юрий Ласточкин завершение первого этапа стендовых испытаний 'Бурлака' охарактеризовал как успешное.

        - В ходе испытаний, - сказал Юрий Васильевич, - двигатель не только подтвердил проектные характеристики, но и превысил их. Это позволяет нам говорить о том, что программа состоялась, и уверенно предлагать 'Бурлак' как Министерству обороны, так и другим российским силовым ведомствам в качестве наиболее оптимального решения проблемы модернизации самолетов Ил-76МД и Ил-78.

        Как спасали 'Ил'

        Как известно, с апреля 2002 года небо Европы и США захлопнулось перед основным самолетом отечественной грузовой авиации Ил-76, который по шумовым характеристикам не соответствует стандартам Главы 3 Приложения 16 ICAO. Кстати говоря, задолго до этой роковой даты наш ведущий грузоперевозок 'Волго-Днепр' бил тревогу, доказывая, что этот замечательный самолет ни в коей мере не заслуживает той незавидной судьбы, которую уготовил ему европейские авиационные власти. Предлагали конкретные меры по переоснащению этой машины новыми двигателями. Но все оказалось тщетным, и сегодня Ил-76 уже практически занесен в 'Красную книгу' мировой авиации и исчезает с рынка.

        Еще несколько лет назад много и на всех уровнях говорилось о том, что Ил-76 необходимо спасти хотя бы потому, что он востребован не столько российской, сколько мировой экономикой. И неудовлетворительно, что в продлении жизни этого 'грузовика' были больше заинтересованы за рубежом, чем у нас в стране. Ни в Европе, ни в США подобной машины до сих пор нет.

        Отмечалось, что запрет на полеты Ил-76 в европейском небе будет иметь катастрофические последствия доя мирового рынка брокеров чартерных авиаперевозок и создаст серьезные логистические и финансовые проблемы для нефтяной и машиностроительной промышленности. Ведь среди организаций, получавших наибольшую выгоду от эксплуатации Ил-76, были различные международные агентства, занимающиеся оказанием гуманитарной помощи. Достаточно сказать, что около 90% всех полетов, осуществляемых в рамках подобных программ, выполнялись самолетами Ил-76.

        В середине 2001 года газета Air Cargo news, начавшая компанию по спасению Ил-76, с тревогой писала, что несмотря на то, что большинство перевозчиков оснастили эти самолеты системой предупреждения столкновений в воздухе TCAS, крупномасштабная модернизация по понижению уровня шума вызывает некоторые проблемы. Конечно, у турбоактивного двигателя Д-30КП может быть понижен уровень шума, но экономика такой модернизации не просчитана до конца, и требуется дополнительное время для дальнейших исследований и конструкторских работ.

        В качестве другой альтернативы предлагалось оснастить Ил-76 двухвальным двухконтурным турбореактивным двигателем ПС-90. Стоимость переоснащения одного самолета составит 2,5 млн дол. на каждый двигатель.

        Основы программы комплексной модернизации Ил-76 к тому времени были разработаны и представлены на рассмотрение правительства. Так, обеспечение соответствия экологическим требованиям, в частности, нормам, указанным в Главе 3 стандарта ICAO, моно было добиться следующими путями.

        Неглубокая модернизация самолета за счет доработки существующих двигателей Д30-КП по шуму на местности - оборудование этих двигателей газогенераторами на базе ПС-90 и установка минимального комплекса оборудования, необходимого для выполнения полетов в воздушном пространстве Европы.

        Глубокая модернизация самолета в результате замены существующих двигателей на дефорсирование ПС-90А. Достаточно хорошо был проработан и проект замены двигателей Ил-76 на франко-американские CFM56, которые одновременно могли улучшить и экологию, и экономику самолета.

        Несмотря на различные предложения по спасению Ил-76, все сходились во мнении: сохранить рыночную нишу для Ил-76 - задача вполне реализуемая при выполнении некоторых понятных условий, важнейшим з которых является осуществление комплексной программы модернизации парка этих самолетов и преодоления его жизненного цикла для обеспечения соответствия летно-технических характеристик требованиям международных авиационных властей. Все это вполне осуществимо при условии, понятно, реального объединения усилий всех заинтересованных сторон - авиакомпаний-эксплуатантов, российского авиапрома, Правительство России и, конечно же, потребителей услуг Ил-76. Важна была также скоординированность действий авиационных властей России и тех стран, где работают эти самолеты.

        Однако, к сожалению, достичь этого не удалось. Даже эксплуатанты, кроме разве 'Волга-Днепр', оказались сдержаны и даже пассивны в решении этого вопроса - и Ил-76 неумолимыми авиационными властями ЕС был отлучен от европейского неба.

        Много было споров о том, какой же нужен двигатель для Ил-76, чтобы подлить срок его эксплуатации. Одни утверждали, что надо доработать в Рыбинске Д-30КП, которыми были оснащены 'грузовики', другие высказались за более современный ПС-90А-., 'Пермского моторного завода'. Так, пермяки уверяли, что решить проблему путем неглубокой модернизации Д-3-КП невозможно - такой двигатель не пройдет по уровню шума. Надо, дескать, решаться на кардинальную замену существующих двигателей на ПС-90А, которые значительно улучшат экономику самолета. Это позволит эксплуатировать машину до 2015-2020 годов. Конечно, обойдется это недешево, но если речь пойдет о переоснащении не единичных экземпляров, а 80-100 машин, то затраты резко снизятся.

        Технический директор-генеральный конструктор 'Сатурна' (в то время еще 'Рыбинских моторов') Михаил Кузменко, помнится, предлагал версию двигателя, которая проработалась и в Рыбинске, и в Перми: создать комбинацию модернизированного газогенератора Д-30КП и вентилятора ПС-90. Компиляция существующих элементов позволяла радикальным образом решить и шумовые проблемы, и проблемы экономичности. Но для этого идею еще предстояло воплотить в металл. Причем модифицировать двигатель предлагалось в процессе ремонта имеющихся в эксплуатации Д-30КП, что положительно сказалось бы на его цене, которая была бы вдвое ниже нового ПС-90. Но пермяки на предложенное им сотрудничество не пошли, отстаивая свою точку зрения, что единственно верное решение - это установка на Ил-76 именно их двигателей.

        И тогда рыбинцы сочли, что технологически они смогут создать двигатель для переоснащения Ил-76 и самостоятельно, хотя это потребует времени и значительных средств.

        А что скажет рынок?

        В интервью, данном газете 'Моторостроитель', выходящей на 'Сатурне', главный конструктор + технический руководитель по серийному сопровождению и эксплуатации техники Александр Элькес, давая оценку первым запускам 'Бурлака', заметил, что 'двигатель состоялся'. Никаких дефектов, препятствующих продолжению испытаний, нет. Напряжение на рабочих лопатках вентилятора подтвердило их дальнейшую работоспособность, и полученные в ходе испытаний характеристики двигателя оказались близки к расчетным. Создание вентилятора такой конструкции, таких характеристик означает 'прорыв в конструкции вентиляторов, сомнений в целесообразности модернизации Д-30КП 2-й серии было предостаточно. Ведь он был создан еще в 1977 году, а базовая версия и вовсе в начале 70-х. Правда, рыбинцы в 1977 году попытались модернизировать этот двигатель и разработали очень перспективный Д-30КП-30, больше известный как 'Дебош'. Он обладал тягой в 14 т и сравнительно низким расходом топлива - 0,66 кг/кгс. ч. Однако решением министра авиапрома И. Силаева программу закрыли 'в целях экономии средств'. И вот только теперь двигатель обретает второе рождение.

        Известно, что у 'Бурлака' есть сильный конкурент - уже убедительно зарекомендовавший себя пермский двигатель ПС-90А-76. Причем, ремоторизация Ил-76 именно с этими двигателями вошла в федеральную целевую программу развития гражданской авиации и на нее были выделены солидные средства. Государственной программой вооружений до 2010 года предусмотрена ремоторизация 14 самолетов Ил-76МД в варианте Ил-76МД-90, из которых два уже модернизированы. В соответствии с подписанным в декабре 2003 года Актом госиспытаний ПС-90А-76 принят на снабжение ВВС для Ил-76МФ и Ил-76МД-90.

        Так что рыбинцам придется изрядно постараться, чтобы доказать преимущества своего 'Бурлака' над ПС-90А. От результатов проводимого сейчас анализа целесообразности - с технико-экономической точки зрения - установки Д-30КП-3 на Ил-76 во многом будет зависеть дальнейшая судьба программы.

        Впрочем, Юрий Ласточкин и его сподвижники заранее уверены в благоприятном для 'Сатурна' исходе дела.

        - Это достаточно доступный двигатель в соотношении 'пена - качество', то как для военных и силовых структур, - так и коммерческих перевозчиков, с серьезными улучшениями своих прежних характеристик по шуму, топливу, экологии, ресурсу, - подчеркнул гендиректор. Мы создали современный вентилятор. Надеемся, что рынок воспримет 'Бурлак' остаточно позитивно.

        Оптимизм рыбинцам добавляет и реакция 17 ведущих эксплуатантов грузовых самолетов - от 'Волга-Днепр' до более мелких - после знакомства их с результатами, полученными на демонстраторе. Общее впечатление: если будет создан двигатель с заявленными рассчетными характеристиками, то они готовы встать в очередь на ремоторизацию своих 'грузовиков'... В ходе испытаний все расчетные параметры 'Бурлака' подтвердились.

        Сертификация, намеченная на середину 2007 года, может совпасть с началом серийного производства. При благоприятных, разумеется, условиях.

        Что касается стоимости ремоторизации Ил-78 и его модификаций, то она примерно в 3,5 раза ниже по сравнению с ПС-90А. Понятно, что низкая цена - новый двигатель будет стоить 36 млн рублей - обусловлена высокой степенью унификации 'Бурлака' с базовыми Д-30КП-2. Кроме того, не требуется создание новой инфраструктуры для обслуживания двигателя и самолета в эксплуатации. 'Сатурн' рассчитывает на производство 600 модернизированных двигателей для 150 самолетов.

        Конечно, сейчас 'Сатурну' крайне необходимы деньги для финансирования своей, наверное, самой главной программы SaM-146, разрабатываемой совместно с Snesma Moteurs. Кстати говоря, те наработки, которые рыбинцы получили по 'Бурлаку', пригодятся и для SaM-146.

        Но об этом - в следующей корреспонденции.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVc8D
Смотрите: https://youdo.com/lawyer/civillaw/insurance/, посмотреть.
Тут http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer