Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перспективные интегрированные комплексы авионики гражданских самолетов


16 августа 2001 г. Э. П. Алексеев, А. В. Евгенов, М. П. Перчаткин, "Воздушный транспорт ?33"


        В современной гражданской авиации одним из главных факторов, определяющих безопасность полетов, эффективность и конкурентоспособность самолетов является авионика. Вся деятельность НИИ авиационного оборудования с момента его основания направлена на разработку комплексов бортовой авионики для перспективных самолетов ГА. Первой важной вехой на этом пути явилось создание в течение второй половины 80-х - начале 90-х годов первых отечественных комплексов цифрового пилотажно-навигационного оборудования КСЦПНО-96/204 и ЦПНК-114, предназначенных для пассажирских самолетов Ил-96-300, Ту-204 и Ил-114. Вместе с тем за годы, прошедшие с момента разработки этих комплексов, существенно повысился мировой научно-технический уровень в авиастроении.

        Основными перспективными требованиями к бортовому оборудованию гражданских самолетов стали:

        - необходимость повышения уровня безопасности полетов по сравнению с существующим, как минимум, в 1,5-2 раза;

        - обеспечение принятой 10-й Аэронавигационной конференцией 1САО и 29-й сессией Ассамблеи IСАО концепции CNS/АТМ, основанной на широком применении спутниковых технологий связи, навигации, наблюдения;

        - внедрение перспективных норм эшелонирования самолетов (в первую очередь - вертикального эшелонирования через 1000 футов (300 метров) в районе Северной Атлантики;

        - обеспечение требуемых навигационных характеристик RNP1 - RNР5 и зональной навигации на маршруте и в зоне аэродрома;

        - автоматизация захода на посадку и приземления по категориям II и III ИКАО, ухода на второй круг, пространственного маневрирования в районе аэродрома, вертикальных маневров;

        - обеспечение полетов воздушных судов в условиях сниженных минимумов для взлета и посадки (по неточным и точным посадочным системам);

        - обязательное оснащение воздушных судов:

        - бортовыми системами предупреждения столкновений самолетов в воздухе (типа ТСАS-П),

        - системами предупреждения приближения к земле с расширенными функциональными возможностями (ЕGPWS),

        - системами предупреждения о турбулентности и сдвиге ветра,

        - адресными ответчиками режима 'S',

        - радиосвязными станциями МВ-диапазона с сеткой частот 8,33 кПг

        - обеспечение помехозащищенности радионавигационных и посадочных систем (УОВ, 118) от излучений передатчиков УКВ радиовещательных станций;

        - улучшение эргономических характеристик;

        - совершенствование аэронавигационного обеспечения полета,

        - более широкое внедрение загрузчиков информации.

        В обеспечение соответствия перечисленным выше требованиям НИИАО совместно с рядом отечественных приборостроительных предприятий разработан интегрированный комплекс второго поколения ИКБО-95.

        Высокая унификация комплекса и систем позволяет использовать его как базовый для оснащения и модернизации широкого класса перспективных самолетов гражданской авиации, разработанных в России, включая Бе-200, Ту-324, Ил-96-300, Ил-114, Ту-204-100, Ту-204-120, Ту-214, Ту-204-300, Ту-334 и др.

        Благодаря своим высоким техническим характеристикам комплекс и основное оборудование, входящее в его состав, не имеют аналогов в отечественном авиационном приборостроении, и отвечают мировому техническому уровню и перспективным международным требованиям 2000-х годов.

        Внедрение передовых аппаратных и программных нововведений (полноцветная система электронной индикации и сигнализации на дисплеях с активными жидкокристаллическими матрицами, нтегрированная моноблочная система самолетовождения, крейтомодульная конструкция с вычислительными системами на процессорах Intel и Motorola с программно-математическим обеспечением, выполненным на языке высокого уровня ADA, интеллектуальные пульты управления, интегрированные системы-датчики радионавигации и связи и т. п.), соответствие действующим и перспективным российским и зарубежным (ARINC, DO-160C? DO-178B и др.) стандартам, сертификация по российским (АП-25) и международным нормам летной годности (FAR-25) открывают возможности для продажи самолетов, оснащенных комплексом, на мировом рынке.

        Заложенные в конструкцию возможности функционального и конструктивного наращивания позволяют изменить конфигурацию комплекса по требованиям заказчиков.

        Обеспечение автоматического выполнения задач четырехмерного самолетовождения с оптимизацией режимов полета осуществляют в комплексе вычислительные системы самолетовождения (ВСС), объединенные с пультом управления и индикации на ЖК-матрицах и встроенным модулем спутниковой навигационной системы. В ВСС хранится всемирная база навигационных данных (обновляемая один раз в месяц), обеспечивающая полеты самолета по любым маршрутам.

        Представление экипажу необходимой информации о работе комплекса и систем, индикация пилотажнонавигационных данных, а также индикация и сигнализация о работе самолетных систем, силовой установки осуществляется комплексной системой электронной индикации и сигнализации (КСЭИС).

        КСЭИС состоит из 5(6) унифицированных многофункциональных полноцветных ЖК-индикаторов, с возможностью реконфигурации функций между отдельными индикаторами и пультов управления. В индикаторах КСЭИС предусмотрена большая библиотека данных (Руководство по летной эксплуатации, инструкции и карты контрольных проверок перед взлетом и после посадки самолета и др.), которые экипаж может использовать при необходимости.

        Основные вычислители комплекса сосредоточены в миникрейтах вычислительных систем. В состав миникрейтов входят:

        - модули питания, обеспечивающие комфортное индивидуальное питание каждого модуля;

        - унифицированные компьютерные модули, обеспечивающие кроме функций ввода-вывода для взаимодействия автономных и радиотехнических систем, ВСС и КСЭИС, следующие функции:

        - автоматического управления полетом и тягой двигателей;

        - предупреждения критических режимов полета, опасного сближения с землей, предупреждения о сдвиге ветра, контроля разбега (в том числе с пониженной тягой двигателя);

        - бортового технического обслуживания, обеспечивающего сбор, обработку, хранение и выдачу (на КСЭИС, ВСС, в систему автоматической цифровой связи на наземные пункты) контрольной информации;

        - цифрового синтезатора речи для выдачи экипажу звуковых, тональных и речевых сообщений экипажа о наиболее важных отказах, неисправностях на борту самолета и инструкциях о необходимых действиях;

        - сбора и преобразования аналоговых и дискретных сигналов различного типа от самолетных систем с последующей трансляцией их в цифровом виде потребителям комплекса.

        Определение пространственного местоположения самолета производится путем комплексной обработки информации от автономных средств счисления координат (инерциальные системы и системы воздушных сигналов) и корректировочных данных от спутниковой навигационной системы GPS/Глонасс и интегральных радиотехнических систем навигации и посадки: VOR, ILS, DME, APK, PB.

        В комплекс также входят: самолетный ответчик, обеспечивающий взаимодействие, как с отечественными, так и зарубежными средствами УВД, метеонавигационная РЛС с обнаружением сдвига ветра, система предупреждения об опасном сближении самолетов и радиосвязное оборудование - МВ и ДКМВ радиостанции.

        Для управления работой радионавигационных систем и систем радиосвязи разработан интегрированный пульт управления (КПРТС). Установка 2-х таких пультов в кабине экипажа позволяет исключить 12 автономных пультов, спользуемых ранее.

        Переносной загрузчик данных обеспечивает как загрузку/обновление программ и базы данных, так и выгрузку информации из вычислительных систем комплекса.

        Все оборудование комплекса имеет необходимую степень резервирования.

        Разработанная базовая структура комплекса позволяет наращивать функциональные возможности, например, для обеспечения соответствия требованиям перспективной концепции аэронавигации (CNS/АТМ и 'Free Flight'), планируемых к внедрению в мире в 2005-2015 гг., для чего в комплексе предусмотрены большие резервные вычислительные ресурсы, а также резервные каналы информационного обмена.

        Надежность вновь разрабатываемых систем комплекса составляет 10000-30000 ч на отказ (в 3- 5 раз выше существующих отечественных аналогов), масса и энергопотребление снижены в 2-3 раза.

        Разработка и производство комплекса и систем ведется НИИ-АО в кооперации с 23 предприятиями и фирмами. В их число входят кроме известных российских предприятий (ВНИИРА, НПО 'Полет', ОАО 'Аэроприбор-Восход', ГРПЗ и др.), крупные западные компании (AlliedSignal/Honeywell (США), Vibrachoc (Франция), Barco (Бельгия) и др.).

        Особое внимание уделено обеспечению единой системы контроля качества разработки, испытаний и производства на всех этапах в соответствии с международными стандартами и правилами (ARP4754, DO-178B, DO-160C, ISO-9000 и т. д.). Единая система качества охватывает все направления разработки и производства, включая внедрение перспективной технологии проектирования интегрированных комплексов как обязательного условия обеспечения требуемого уровня качества разработки сложных систем.

        Для обеспечения замкнутого цикла компьютеризованной технологии проектирования и отработки комплексов оборудования авионики в НИИАО создана необходимая инфраструктура, включающая:

        1 комплексный вычислительный центр, реализующий системы автоматизированного проектирования (САПР) по выбору состава и структуры комплекса, САПР разработки, тестирования и верификации программного обеспечения, математическое моделирование, расчетные работы для выпуска доказательных документов (анализ функциональных отказов, вероятностные оценки безопасности эшелонирования самолетов, точности навигации, посадки и т. д);

        2 комплекс вычислительных средств, реализующий САПР конструкторской и схемной документации систем авионики разработки и производства НИИАО;

        3 аккредитованный центр испытаний на внешние воздействия в соответствии с требованиями АП-25 и DO-160C(D), в том числе по оценке электромагнитной совместимости; центр со стендово-моделирующими комплексами (СМК) самолетов Ил-96, Ил-114, Ту-204/214, Бе-200, Ту-324.

        СМК обеспечивает сопряжение систем, отработку их взаимодействия и функций комплекса, позволяет провести большой цикл зачетных сертификационных работ и сопровождение летных испытаний. На СМК, а также в разработанном в НИИАО учебном электронном классе, проводится предварительное обучение и тренировка экипажей, проводящих испытания и сертификацию комплексов авионики.

        Эта инфраструктура в полной мере позволяет обеспечить на высоком организационно-техническом уровне весь цикл работ по разработке, отработке, адаптации и сертификации комплекса авионики конкретного самолета и существенно сократить объем и сроки сертификации в летных испытаниях.

        Для обеспечения поддержки заказчиков уже в процессе эксплуатации самолетов в различных авиакомпаниях НИИАО и, созданная для указанных целей, дочерняя компания 'Аэролюкс' предлагают полный перечень услуг поддержки:

        1 обеспечение установки систем комплекса;

        2 гарантийное бесплатное техническое обслуживание (3 года);

        3 послегарантийное обслуживание и ремонт;

        4 представление технических публикаций (на русском и английском языках) руководства по эксплуатации, руководства по обслуживанию -1 уровня;

        5 обучение заказчиков в центрах обучения НИИАО и 'Аэролюкс' и передачу ПО для компьютерного обучения непосредственно у заказчика;

        6 анализ данных по надежности систем авионики в процессе эксплуатации и публикация этих данных.

        Большое внимание в НИИАО уделяется и созданию научно-технического задела по следующему III поколению отечественной авионики.

        Планируемые научно-исследовательские и экспериментальные работы позволят разработать принципиально новые архитектуры интегрированных комплексов авионики, основанные на многократно возросших ресурсах бортовой измерительно-вычислительной техники и новых технологиях проектирования и производства систем. Одним из главных структурных нововведений должна стать полная интеграция цифровых систем бортового оборудования в целом (включая управление самолетом и силовой установкой, управление самолетными системами, системами развлечения и оповещения пассажиров, диагностики состояния и бортового технического обслуживания всех систем и агрегатов самолета и др.) и объединения их в единый комплекс, проектируемый по общей технологии с распространением модульного принципа на все цифровые системы и блоки.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer