Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Катастрофа с грифом "совершенно секретно"


10 марта 2000 г. Виктория Авербух, Дмитрий Владимиров, Григорий Пунанов, Александр Чуйков, "Известия"


        Один из кандидатов на пост министра топлива и энергетики, глава ОАО "Группа Альянс" Зия Бажаев и председатель совета директоров медиа-холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик погибли утром 9 марта в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Шереметьево-1. Вместе с ними погибли еще семь человек, находившиеся на борту самолета: сотрудники службы безопасности "Группы Альянс" Николай Тектов и Алексей Хичкарь, командир экипажа Сергей Якушин, второй пилот Эдуард Магуев, бортмеханик Василий Наволоцкий и две стюардессы - Елена Яковлева и Светлана Корякина.

        Никто из официальных лиц пока не в состоянии назвать причину трагедии. И.о. президента Владимир Путин взял расследование под свой личный контроль.

        "Это диверсия или теракт", - говорят опытные летчики об аварии, произошедшей с самолетом Як-40 9 марта в аэропорту Шереметьево.

        Сразу после аварии аэропорт словно вымер - вокруг оцепление милиции, тишина на взлетке, молчание официальных лиц... Прилетевшие или собирающиеся улетать пассажиры ругались по поводу задержки своих рейсов, еще не очень хорошо понимая, что произошло. "Авария, да, люди погибли... Но зачем самолеты задерживать - мы же на хадж летим!" - говорили корреспонденту "Известий" пассажиры в белых и зеленых головных уборах, собирающиеся на святое паломничество в Мекку.

        "Мы видели только облачко дыма, взрыва не слышали", - говорили в диспетчерской службы безопасности аэропорта. "Узнали только из новостей", - вторили им в соседних кабинетах. "Дело было вот как, - рассказал мне рабочий аэропорта, категорически не пожелавший называть свое имя. - "Якушка" пошла на взлет, вдруг резкий звук, как хлопушка китайская на Новый год. Машина стала заваливаться на левое крыло и упала. Все это за несколько секунд произошло, метров на пятьдесят успела всего-то и подняться".

        Здание Дирекции по управлению воздушным движением Шереметьево-1 рядом с основным зданием аэропорта. Именно там находятся люди, которые в последние минуты общались с экипажем злополучного "Яка".

        "Не мог он так упасть, как упал. Як очень надежная машина, он с пятидесяти метров спланировал бы спокойно, а не рухнул, - говорит один из руководителей полетов Игорь Некрасов. - Говорить пока рано, но это не птица в двигатель попала и не вода вместо керосина по патрубкам пошла". Все переговоры с экипажем оказались вмиг засекреченными. На вполне резонный вопрос о переговорах экипажа с землей в последние минуты И. Некрасов заявил, что "ничего не знает". Однако из других источников стало известно, что после нормальной связи по параметрам полета, курса и эшелона прозвучало короткое: "Б...", а потом связь пропала.

        Сейчас на месте происшествия работают высокопоставленные сотрудники Генпрокуратуры, МВД, ФСБ. Как сообщил "Известиям" Николай Рыжаков, гендиректор страховой компании АФЕС, где был застрахован разбившийся Як-40, этот самолет принадлежал АО "Вологодское авиапредприятие" и находился в лизинге у авиакомпании "Аэротекс".

        По словам Рыжакова, АФЕС будет проводить собственное расследование причин катастрофы, однако при любом его результате выплатит по 82 тысячи рублей родственникам погибших пассажиров и членов экипажа. Сам самолет был застрахован на сумму 200 тысяч рублей.

        Николай Рыжаков также сообщил "Известиям", что разбившийся Як-40 - 1976 года выпуска, налетал примерно 20 тысяч часов, израсходовав тем самым свой ресурс всего на две трети. Последний раз лайнер был на капитальном ремонте в 1992 году, и до следующего ремонта ему оставалось летать еще примерно 2 тысячи часов.

        В пресс-службе "Группы Альянс" "Известиям" заявили, что Зия Бажаев летел в Киев по делам Херсонского нефтеперерабатывающего комбината, который находится в управлении у "Альянса" с осени прошлого года. Украинское правительство готовилось к продаже НПК казахской нефтяной компании "Казахойл", в связи с чем из Киева 10 марта Бажаев должен был вылететь вместе с украинской делегацией на переговоры в Казахстан. По словам сотрудников "Альянса", это была самая рядовая поездка - Бажаев летал в аналогичные командировки примерно один раз в неделю. Досматривали ли сотрудники безопасности "Альянса" разбившийся Як-40 перед вылетом, неизвестно.

        В заявлении холдинга "Совершенно секретно" говорится, что А. Боровик и З. Бажаев планировали совместный бизнес и в Киеве собирались изучить возможности издания украинской версии газеты "Совершенно секретно". Они сотрудничали также и в области развития региональных изданий холдинга в России. Более того, по данным электронной газеты "Полит.ру", "Группа Альянс" недавно купила весь холдинг "Совершенно секретно", однако обе стороны якобы не хотели разглашать эту информацию до президентских выборов. "Известиям" этот факт не подтвердили ни в офисе Бажаева, ни в офисе Боровика.

        Справка "Известий"

        Самолеты марки Як-40 были введены в эксплуатацию в 1970 году. За это время произошло 123 катастрофы Як-40 (включая последнюю в аэропорту Шереметьево-1), в результате которых в общей сложности погибли 780 человек. Самая масштабная произошла в 1993 году в Таджикистане, когда в Як-40 одновременно погрузились 77 беженцев (в самолете 32 пассажирских места), которые в буквальном смысле силой заставили экипаж поднять машину в воздух. Самолет лишь на несколько секунд смог оторваться от земли, после чего рухнул в расщелину, замыкавшую взлетную полосу. Эта трагедия унесла жизни 82 человек, пятеро из которых были членами экипажа.

        К разработке самолета Як-40 в ОКБ А.С. Яковлева приступили в апреле 1965 года. Як-40 стал первым не только в СССР, но и в мире пассажирским реактивным самолетом для местных авиалиний. Этот самолет стал также первым отечественным лайнером, получившим сертификат летной годности в таких развитых странах, как Италия и ФРГ. Серийный выпуск Як-40 был прекращен в 1981 году из-за неэкономичности модели: самолет оснащен тремя реактивными двигателями и потребляет слишком много топлива. Всего в СССР было выпущено 1011 самолетов этого типа, из которых 125 продано на экспорт. В настоящее время в России эксплуатируется около 350 таких самолетов. Высокие эксплуатационные расходы ограничивают рынок этих самолетов странами СНГ (за рубежом "яки" этой марки уже не используются), где Як-40 применяется на регулярных местных линиях и как административный самолет для заказных перевозок VIP-пассажиров. Считается, что наиболее эффективным коммерческим использованием самолетов Як-40 является выполнение ими чартерных пассажирских VIP-перевозок в пределах стран СНГ.

        Справка "Известий"

        Артем Боровик - сын известного журналиста и писателя Генриха Боровика. Родился в 1960 г. в Москве, учился в английской спецшколе, затем в школе Дальтона в Нью-Йорке. В 1984 году окончил МГИМО. Работал в советском посольстве в Перу, затем репортером в "Огоньке". Получил престижную премию в США за телесюжет, посвященный Институту мозга. В качестве корреспондента находился в рядах американской армии, что придало особую достоверность его повести "Как я был солдатом американской армии". Был в Афганистане в качестве репортера и фотожурналиста. Все работы вошли в его книгу "Сокрытая война". В 90-е годы стал председателем Совета директоров информационно-издательской группы "Совершенно секретно", доставшейся ему от писателя Юлиана Семенова. В медиа-холдинг "Совершенно секретно" входят одноименная газета и телепрограмма (выходит на канале НТВ), журнал "Лица", газета "Версия", в 1991 году была создана телекомпания "Совершенно секретно". В 1997 году программа "Совершенно секретно" была финалистом премии "ТЭФИ" по разделу публицистических программ.

        Зия Юсупович Бажаев родился в 1960 году в райцентре Ачхой-Мартан Чечено-Ингушской АССР. Окончил Краснодарский политехнический институт, Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина. Кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук. Работал на предприятиях биохимической промышленности в Краснодаре и Грозном. В 1991-1995 гг. был менеджером, затем президентом швейцарской нефтетрейдинговой компании "ЛИА ОЙЛ". Во время первой чеченской кампании в 1995 году был назначен президентом государственного унитарного предприятия "Южная нефтяная компания" в Грозном. В 1996 году занял должность вице-президента по коммерческим вопросам нефтяной компании "СИДАНКО". Позднее стал первым вице-президентом компании, с 1997 года - президентом "СИДАНКО". В 1998 году создал и возглавил ОАО "Группа Альянс". Этот холдинг занимается разработкой и реализацией программ антикризисного управления, а также финансовым, управленческим и юридическим консалтингом. Акционеры холдинговой компании - региональные фонды госимущества 15 субъектов РФ, а также АО "Ижмаш" и АО "Кировский завод". Зия Бажаев, по словам его близких, дважды чудом избегал гибели в авиакатастрофах.

        Разбившийся пилот летал на Як-40 с 1985 года

        Генеральный директор АО "Вологодское авиапредприятие" Юрий Палладий заявил "Известиям", что погибший командир экипажа 37-летний летчик первого класса Сергей Якушин летал на Як-40 с 1985 года. Опытными специалистами были и два других члена экипажа: 38-летний второй пилот Эдуард Магуев и 44-летний бортмеханик Василий Наволоцкий. Летный парк "Вологодского авиапредприятия" располагает 10 самолетами Як-40. Большинство самолетов постоянно работает на чартерных рейсах в Тюмени, Иране и Москве. Таких аварий, как 9 марта, с вологодскими Як-40 не случалось с 1979 года. По словам Юрия Палладия, разбившийся самолет был "специально переоборудован для деловых перевозок и в чартерных рейсах не использовался". Этот Як-40 на протяжении последнего года базировался в Шереметьево-1 и там же проходил техническое обслуживание.

        Виктор Филиппов, Вологда



комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1ARj
Ремонт авто: https://youdo.com/auto/repairsaloon/padding/, подробнее здесь.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/otherthings/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer