Создать самолет - наука, продать - искусство, обеспечить его бесперебойную эксплуатацию - мастерство, которым в совершенстве овладел консорциум "Эрбас Индастри". Поддержание самолета в состоянии постоянной готовности к полетам - задача Отделения послепродажного обслуживания "Эрбас Индастри", в котором работают 1200 человек, почти половина штата консорциума.
Мировой парк самолетов производства "Эрбас Индастри", насчитывавший к концу 1998 года более 1800 авиалайнеров, эксплуатируемых в 160 авиакомпаниях мира, является предметом постоянной заботы консорциума. Благодаря деятельности Отделения послепродажного обслуживания в настоящее время | создана чрезвычайно эффективная система технического обслуживания (ТО), поддержания летной годности и обеспечения воздушных судов (ВС) в эксплуатации. Эти слова подкрепляются высокими показателями эксплуатационной надежности и среднесуточного налета самолетов.
Центральным звеном сети центров "Эрбас Индастри" по обеспечению заказчиков запасными частями является головной Центр материально-технического снабжения консорциума в Гамбурге. За 25 лет своего существования Центр значительно расширил номенклатуру и объем располагаемых запасных частей. Только за прошлый год им было обработано и выполнено 160 тысяч заказов. Благодаря созданию аналогичных центров во Франкфурте, Сингапуре и Вашингтоне и региональных центров в Пекине и Майами образована мировая сеть материально-технического обеспечения заказчиков. При этом за последние 10 лет объем выполняемых ежегодно заказов увеличился более чем в 2 раза. С целью повышения уровня обслуживания заказчиков из Северной, Центральной и Южной Америки в Майами сооружается новое, более просторное здание Центра материально-технического обеспечения. Оно будет сдано в эксплуатацию в 1999 году. В мае этого года исполнилось 2 года со дня открытия такого Центра в Пекине.
Консорциум ведет гибкую ценовую политику на поставляемые запасные части и готовые изделия. В 1998 году их цены оставались на уровне 1997 года. В абсолютном выражении они примерно на 25% ниже уровня, обусловленного средним ростом цен в отрасли за период с 1995 года. Чтобы достичь столь впечатляющего результата, консорциум проводит активную "воспитательную" работу со своими поставщиками и субподрядчиками в направлении снижения цен на их изделия. Более 70% их состава не повысили цены на свою продукцию в 1998 году, а 51% поставщиков согласились сохранить существующий "замороженный" уровень цен и на 1999 год.
Успешная эксплуатация и высокий уровень поддержания летной годности самолетов "Эрбас Индастри" обусловлены не только стабильной и оперативной поставкой запчастей, но и не в меньшей степени высокой квалификацией и опытом специалистов консорциума. Заказчику предоставляется возможность обратиться за помощью в любое время суток. Если учесть, что вероятность мелкой проблемы - одна на каждые 5 полетов, а каждые 6 секунд где-то на Земле взлетает или садится лайнер "Эрбас Индастри", можно представить общее число обращений за год - оно превышает 25 тысяч в год. Если же возникают неисправности и отказы, приводящие к невозможности продолжения эксплуатации ВС, их следует устранить в самые сжатые сроки - ведь простои самолета в течение только одной ночи может стоить авиакомпании до 20 тысяч дол. Вот почему оперативность системы материально-технического обеспечения полетов консорциума такова, что поставка любой запчасти в любую точку земного шара занимает несколько часов. "Послепродажное обслуживание является важнейшим видом предоставляемых услуг, - говорит руководитель Отделения послепродажного обслуживания "Эрбас Индастри" - Заказчики должны ощущать наше внимание к их потребностям и полное понимание нами проблем, с которыми они обратились. Не случайно большинство наших сотрудников до прихода к нам работали в авиакомпаниях". В своей работе Отделение руководствуется принципом, гласящим, что "для обеспечения качественного сервиса нужно хорошо знать своего заказчика" Требования японского заказчика отличаются от требования кувейтской или китайской компании. Некоторые, как, например, азиатские компании, сами стремятся научиться выполнять процедуры ТО, другие предпочитают, чтобы к ним направили специалиста для решения возникшей проблемы.
В разностороннюю программу поддержания эксплуатации проданных консорциумом ВС входит также оказание помощи авиакомпаниям в оптимизации эксплуатационных расходов и повышении эффективности эксплуатации самолетного парка. "Когда вы покупаете автомобиль, вы не храните у себя 4 запасных колеса, - говорит руководитель Отделения послепродажного обслуживания - То же самое относится и к самолету Бесконечная номенклатура запчастей приводит к возрастанию эксплуатационных расходов. Следовательно, авиакомпания не может предложить конкурентоспособные цены и выжить в условиях конкуренции".
Еще одной стороной деятельности консорциума в послепродажном обслуживании своего парка является эффективная программа обучения и тренировки пилотов, бортпроводников и инженерно технических работников по ТО ВС. Обучение, которое осуществляют более 400 инструкторов, является обязательной составляющей услуг, предоставляемых Отделением послепродажного обслуживания "Эрбас Индастри". В 1998 году в трех учебно-тренировочных центрах (УТЦ) консорциума в Тулузе, Пекине и Майами прошли подготовку 6370 пилотов, 318 бортпроводников и 5002 инженера и техника. Все центры оборудованы тренажерами и другими техническими средствами обучения. Например, в Пекинском центре установлены 2 пилотажных тренажера. Инструкторы обучают летные экипажи и персонал по ТО, стоимость подготовки которых включена в цену проданных ВС.